Смекни!
smekni.com

1. Проблема демократизации школы (стр. 38 из 40)

Ориентирами педагогической программы скаутов являются

задачи научить руководить и подчиняться, воспитывать для жизни во имя общего блага. Скаутское движение стремится

стать вне всяких партийных амбиций.

Скаутское движение накопило большой опыт эффектив­ного воспитания. Немало сделано для того, чтобы воспитать поколение честных, смелых, ловких, сметливых людей. В Законах и Клятве скаутов записаны обязательства уважать близких и друзей, охранять природу, помогать слабым, боль­ным и старым.

В период летних каникул скауты проводят сборы (джамбо-

ри) в спортивно-оздоровительных лагерях. К сбору готовятся загодя. Подготовка начинается осенью, когда формируются, например, как во Франции, группы (экипажи) числом не более десяти подростков. Экипаж выбирает себе имя, девиз, задание. На сбор группа прибывает уже сплоченной, дружной, где все готовы помогать друг другу. Устроители джамбори не забывают о нравственном воспитании. На сборах проводятся доверительные беседы на морально-этические темы. Боль­шая часть времени, впрочем, посвящена активному досугу, физическим упражнениям и спорту (гребля, парусный спорт.

рыбалка, игры, походы, кроссы и пр. ).

Значительная часть политических лидеров зарубежья про­шла школу скаутов. Среди них, например, почти все после-

\5'i

военные президенты США, до 80 % американских конгрес­сменов, около 90% парламентариев Франции.

В России движение внешкольных детских организаций переживает острый кризис. В 1991 году, после распада пио­нерской и комсомольской организаций возник вакуум, ко­торый постепенно заполняется за счет появления и развития новых внешкольных ассоциаций и движений. Масштабы деятельности таких организаций сравнительно невелики. На­пример, в Москве в 1995 году действовали организации скау­тов, пионеров и юногвардейцев, в которых насчитывалось всего лишь около 5 тыс. членов.

Препятствием для эффективного формирования личности школьника являются недостаточные взаимосвязи между учеб­ными заведениями и внешкольным воспитанием и образова­нием. В разных странах пытаются решать эту проблему. В частности, в США политика «общинного воспитания» преду­сматривает два важных подхода. Во-первых, школа выступает поставщиком педагогических услуг (увеличивает время пре­бывания детей в учебном заведении после занятий, предлагает педагогические консультации и пр. ). Во-вторых, школа ста­новится координирующим центром усилий общественных и государственных учреждений округи по воспитанию школь­ника, что позволяет создавать некую местную «педагогичес­кую экологическую среду». По инициативе учебного заведе­ния могут быть организованы, например, кампании по эко­номии воды, предотвращению пожаров, благотворительные акции и пр.

Программа «Америка 2000» предусматривает активизацию усилий по внешкольному воспитанию. Создаются и совер­шенствуются центры детского творчества, «академии юнио­ров», летние детские лагеря и т. д. К внешкольному воспи­танию и образованию подключаются местные библиотеки, музеи. Университеты предлагают подросткам разнообразные образовательные программы. Активно действует ассоциация «Добровольцы в помощь школе», которая насчитывает бо­лее 1 млн человек. Члены ассоциации работают в качестве руководителей детских кружков, репетиторов, помощников учителей и пр.

В Западной Европе к удачным попыткам гармонизировать школьное и внешкольное воспитание и образование можно отнести деятельность школьных кооперативов. Особый размах она приобрела во Франции, где участниками школьных коо­перативов является пятая часть учащихся общеобразовательной школы. Это движение во Франции имеет региональные и

158

центральные органы управления; ежегодно созывается на­циональный конгресс школьных кооперативов.

В школьные кооперативы объединяются ученики класса или школы вместе с преподавателями. Кооперативы создают клубы по интересам, организуют посещения музеев, театров, выставок, праздники, состязания, ведут природоохранительное просвещение. Они собирают и зарабатывают средства на нуж­ды учебных заведений, занимаясь огородничеством, кролико­водством, сбором лекарственных трав и пр. В уставах школь­ных кооперативов записано, что их деятельность осущест­вляется прежде всего в игровых формах.

Кооперативы используются для большей мотивации учебно-воспитательного процесса. Администрация школ, на­пример, вправе в конце года настоять на исключении из школьного кооператива учеников с низкой успеваемостью и плохим поведением.

Кооперативы оказались хорошей школой общественного воспитания. Они действуют на началах самоуправления. Юные кооператоры знакомятся с процедурой демократичес­ких выборов, регулярно принимают участие в различных дискуссиях. Можно согласиться с суждением французского педагога Ж. Прево, что участники школьных кооперативов получают наглядные и прочные представления о демокра­тических процедурах в обществе и государстве.

Интеграция школьного и внешкольного воспитания и обра­зования в Западной Европе реализуется в деятельности куль­турно-просветительных центров — «воспитательных городов». В Декларации Европейской ассоциации «воспитательных го­родов» (Болонья, 1990) говорится о необходимости посред­ством таких центров сглаживать неравенство при получении образования, осуществлять неформальное обучение, форми­ровать гражданственность и нравственные качества, органи­зовывать педагогическое образование родителей, оказывать культурно-образовательную помощь иммигрантам, реализо­вывать профессиональную ориентацию.

За рубежом существуют различные варианты культурно-воспитательных центров. Так, во Франции эти учреждения именуются «интегрированными культурными центрами», »со-циопедагогическими комплексами» и пр. При подобных уч­реждениях создают учебные курсы, библиотеку, спорткомп-лекс, иногда и церковь. Сюда приходят дети и взрослые. Для родителей учеников устраивают встречи с педагогами, психологами, специалистами по профориентации и пр. Порой функции подобных центров берут на себя учебные заведения.

159

Например, школа им. А. Франк в г. Ш ало н-на-Соне предо­ставила свои помещения для разнообразной внеучебной дея­тельности (клубы, кружки, яхт-клуб и т. д. ). Здесь был создан «Дом детства» под управлением педагогов, муниципалитета и родителей. Бюджет «Дома детства« складывался из взносов властей и родителей. С детьми занимались не только по будням, но и во время выходных и каникул.

Аналогичные учреждения получили распространение в странах Северной Европы. Например, в Швеции для школь­ников организуют «Дома свободного времени». Они рас­считаны на небольшое число детей — 20—30 человек. Приходя сюда после школьных занятий, ребята отдыхают, читают, осваивают спортивные снаряды. После обеда у них есть воз­можность отдохнуть на лоне природы, выполняя при этом определенное учебное задание (например, по сбору гербария). Обитатели «Дома свободного времени» выпускают собст­венную газету, которую распространяют сами. Ближе к вечеру они производят уборку, читают вместе понравившуюся книгу.

Курс на интеграцию школьного и внешкольного образо­вания и воспитания в рамках концепции пожизненного вос­питания взят в Японии. С 1978 года в расходной части бюд­жета вместо статьи «школа» введена статья «школа, культура, спорт», предусматривающая затраты не только на школьные заведения, но и учреждения внешкольного воспитания и об­разования (библиотеки, музеи, культурно-просветительские центры, спортивные сооружения и пр. ).

Японская школа является центром жизни учащихся в будни, выходные и каникулы. Здесь школьники играют, занимаются спортом, проводят фестивали и праздники.

Помимо школьных учреждений для учащихся создана раз­ветвленная сеть неформального образования: 17 тыс. об­щественных культурных центров, 2 тыс. публичных библотск, 799 музеев, 435 домов молодежи, 34 тыс. спортивных клубов и т. д. (данные на 1990 г. ). В каждом жилом квартале есть отдельные помещения, где организуется дополнительная ра­бота с учащимися — хоровые занятия, игра на музыкальных инструментах, бальные танцы, ведение домашнего хозяйства и т. д. Муниципалитеты создают детские культурно-просве­тительные центры. В 1978 году насчитывалось около 700 таких центров, 1990 году — около 1200. Центры учреждаются прежде всего в крупных городах. Их посещают младшие школьники, которые проводят здесь все дни, кроме выход­ных, — с утра до вечера. Детей обучают по общеобразова­тельной программе, организуют их досуг и отдых.

160

При организации пожизненного воспитания учитывается демографическая перспектива. Поскольку население Японии неуклонно стареет, учеников приучают к внешкольному само­образованию, чтобы помочь сохранять вкус к жизни в самом преклонном возрасте.

В России существует давняя традиция внешкольного образования и воспитания. В 90-х годах действовала сеть внешкольных образовательных учреждений, ведущее место среди которых занимали Дома творчества (бывшие Дворцы пионеров). В этот период корректировались подходы к внешкольному воспитанию и образованию. Так, была пере­смотрена концепция школы как центра воспитательной работы по месту жительства, координатора усилий семьи и общест­венности- На первый взгляд, перспективная концепция не прижилась. Учителя, погруженные в учебную рутину, не в состоянии брать на себя всю тяжесть внешкольной работы. У школ не оказалось финансовых, организационных рычагов, чтобы сделаться центрами внешкольного воспитания и обучения.

Ввиду этого был сделан вывод о целесообразности межве­домственных воспитательных центров, которые должны бы­ли привлечь к воспитанию школьников в среде обитания не только профессионалов, но и общественность. Интересный опыт деятельности подобных центров был осуществлен в г. Альметьевске. Здесь в каждом микрорайоне были учреж­дены социально-педагогические комплексы. Возглавили ком­плексы руководители предприятий, членами их советов стали руководители школ, различных учреждений микрорайона. В комплексах оборудовали «семейные мастерские», помещения для спортивных занятий, клубы «хозяюшка», куда приходили родители с детьми. Учителя давали консультации по вопросам воспитания, выступали с лекциями, руководили подростко­выми клубами.