Смекни!
smekni.com

Международно-правовой договор в системе национального права (стр. 1 из 6)

Содержание

Введение

1. Форма права

1.1 Понятие формы права

1.2 Нормативный договор

2. Международно-правовой договор

2.1 Понятие и виды источников международного права

2.2 Понятие международного договора

3. Национальное право и международно-правовой договор

3.1 Взаимодействие международного и национального права

3.2 Международно-правовой договор в правовой системе России

Список использованной литературы

Введение

В наше время все большую роль в правовой системе России приобретает международно-правовой договор. Этот процесс начался с начала 90-х годов, когда происходили процессы демократизации, сопровождавшиеся заменой императивного регулирования более демократичным. Договор стал активно использоваться в национальной правовой системе, в целом его роль повысилась. В связи с этим возникла проблема определения места международного договора в национальном праве, высказывались мнения о необходимости «сломать барьеры между договором и внутренним законом».

Проблема роли международного договора в системе национального права до сих пор является актуальной: некоторые ученые высказывают мнение о приоритете (примате) международного права над национальным, другие же говорят о существовании независимых, но тесно связанных систем права – международной и национальной. Выбор одной из этих точек, насколько понимает автор, несет за собой определенные последствия для страны. Поэтому очень важно выбрать правильную точку зрения. Но, чтобы сделать этот выбор, нужно изучить, выяснить, что представляет собой международно-правовой договор как форма права и его роль в правовых системах. Также необходимо выяснить, что представляют собой международная и национальная системы права, связь между которыми осуществляет этот договор. И только после этого, приняв во внимание все преимущества и все недостатки подходов , можно делать выбор между из этих подходов, который должен отражать реальное положение дел.

Выбор подхода во многом и определит роль международного договора в системе национального права, но, разумеется, нужно учитывать и внутренние особенности государств. Влияние международного договора на национальную систему права рассмотрено на примере Российской Федерации.


1. Форма права

1.1 Понятие формы права

В современной литературе господствует представление о том, что понятие формы права уже понятия источника права, хотя и существует мнение о тождественности понятий источника права и формы права.

Первое представление более глубоко анализирует эти понятия и может служить для более глубокого их понимания. Согласно этой точке зрения можно выделить следующие три фактора в понимании источника права:

1. Источник в материальном смысле. К этому источнику можно отнести условия жизни людей, составляющих данное общество, народ, который является первичным источником и государства, и права. В обществе первоначально формируется потребность в тех или иных правовых нормах, создаются социальные нормы. Государственные органы объективируют волю общества - издают нормативно-правовые акты, которые должны отражать волю народа и подкрепляются принудительной силой государства.

2. Источник в идеологическом смысле. Это различные правовые учения и доктрины. Они с давних пор оказывают влияние на право. В них разрабатываются способы решения тех или иных проблем, имеющихся в праве. Эти способы, подчас, берутся на вооружение законодателем и используются для издания актов, содержащих юридические нормы.

3. Источник в формально-юридическом смысле. Это акты, которые закрепляются посредством ряда правотворческих процедур. Под этим и можно понимать форму права. Это представление конкретизирует понятие формы права и может служить его для более четкого понимания.

Определившись с пониманием формы права следует рассмотреть как складывались исторически и выделялись из многообразия порождавшегося многотысячным развитием права различные виды формальной определенности права?

После возникновения государства и производящей экономики обычные нормы уже не справлялись с регулированием общественных отношений. Упорядочить, закрепить социальные отношения можно было только с помощью четких, формально установленных правил поведения, охватывающих, многократно повторяющиеся явления и процессы в обществе.

Следует сказать, что на протяжении длительной истории существования права как социального института развивались и изменялись взгляды на форму права. Как же эволюционировало понятие о праве?

Уже юристы Древнего Рима выделяли в праве всех народов нечто общее, присущее всем системам, и особенное, характерное для отдельных государств и правовых систем. А в 13 веке Фомой Аквинским была предложена концепция о двух формах существования права: в виде божественного закона, закреплявшего гуманистические и нравственные начала появления и существования человечества, и в форме законов, идущих от власть предержащих, от государства, от человека.

Затем в 18-19 веках существовала дискуссия о соотношении естественного и позитивного (идущего от государства) права.

Позитивное право – право, идущее от государства, от власти путем установления или признания правил поведения и формально закрепляется в различных актах и иных источниках.

Естественное право – неотчуждаемые права, закрепляются в рациональных построениях, в нравственных началах.

Хочется заметить, что такое разграничение не случайно ведь позитивное право времени абсолютизма – это право абсолютного монарха, законодательство которого все более противоречило новым гуманистическим требованиям, не отвечало интересам общества. В этих условиях осуществлялась критика законодательства с позиций разума, морали и опиралась на труды просветителей.

Таким образом, существовали две формы права «государственная» форма права и доктрины просветителей. Они выражали две противоположные, можно сказать полярные «ветви» права, исходили от разных субъектов обладающих разной способностью претворять свои продукты трудов в жизнь.

В двадцатом веке естественно-правовая доктрина приобрела форму концепции и правах свободах человека, причем набор этих прав и свобод стал общепризнанным и четко определенным. И самое главное – эти права и свободы приобрели юридически законченную форму. Они вошли в четко очерченных формулировках в международные декларации, конституции, иные акты.

В результате исчезла граница между естественно-правовыми и другими правовыми положениями. Форма становится единой для всех сфер права – объективированное закрепление получают все правила поведения в актах и иных источниках.

Некоторые ученые полагают, что в этой связи надо говорить о двух формах права – внутренней и внешней. По их мнению, внешняя форма – это закрепленные в актах и иных источниках объективированные правила поведения, а внутренняя – это формальная определенность, которая четко закрепляет меру свободы, границы, масштаб поведения в конкретной норме, устанавливает ее иерархию в системе права, отражает иные аспекты устройства права как системы.

Однако практическое значение все же имеет предложенное выше определение формы права. Именно оно позволяет ориентировать юридических работников на конкретные нормы права, их закрепление, использование, совершенствование и т.д. Такое понимание формы права способствует и упорядочению, стабилизации общества.

Теперь необходимо рассмотреть виды источников(форм) права. В 19 веке ученые выделяли два главных способа образования норм права. Первых происходил из решающего участия государства в создании правовой нормы. Это был, по их мнению, наиболее распространенный способ. Государство устанавливало законы, обязательные для всех членов общества. Но государство могло утверждать и нормы обычного права. Эти две формы права – закон и правовой обычай – и называли в девятнадцатом веке источниками (формами) права.

В настоящее время выделяют следующие виды источников (форм) права:

1. Правовой обычай.

2. Правовой прецедент.

3. Религиозные нормы.

4. Принципы права.

5. Нормативно – правовые акты.

6. Договор нормативного содержания. (Нормативный договор)

7. Судебная практика

Но основными на сегодняшний день являются:

1. Правовой обычай

2. Судебный прецедент

3. Договор нормативного содержания. (Нормативный договор)

4. . Нормативно – правовые акты.

Правовой обычай представляет собой наиболее древний и архаичный источник (форма) права. Как известно обычай представляет собой правила поведения, сложившиеся в определенной общественной среде и в результате их многократного повторения вошедшие в привычку людей. Отличительная особенность правового обычая в том, что он признается, санкционируется государством. Правовые обычаи были наиболее распространены в Эпоху Древнего мира и Средневековья. В законодательстве России стали получать большее признание правовые обычаи как источники (форму) права. ГК РФ признал в общей форме, а не для отдельных отношений, возможность применения обычаев делового оборота, не противоречащих закону или договору (ст. 5 и 6 ГК).

Под прецедентом понимается решение судебных или административных органов по конкретному делу, которое в дальнейшем рассматривается в качестве образца при рассмотрении таких же или аналогичных дел.

Существует два вида прецедента: судебный (например, решение, принимаемое по гражданскому или уголовному делу) и административный (решение, принимаемое административным органом или административным судом).

Для англосаксонской правовой системы характерным источником (формой) права стал судебный прецедент. Здесь можно говорить об участии суда в правотворчестве, так как его решение, не имевшее аналогов, становится примером для разбирательства похожих дел.

Наиболее распространенным и признаваемым источником (формой) права в романо-германской правовой семье является нормативно-правовой акт. Он представляет собой официальный документ созданный государством и содержащий номы права, имеющий общеобязательный характер и подкрепленный принудительной силой государства. Нормативно-правовые акты делятся на две большие группы: законы и подзаконные акты.