Вновь созданный 17 февраля 1944 г. на стыке Белорусского и 1-го Украинского фронтов 2-й Белорусский фронт получил указание подготовить удар на ковельском направлении.
1-й Украинский фронт главный удар должен был нанести с фронта Дубно, Шепетовка, Любар в южном направлении на Чортков, 2-й Украинский фронт — из района Звенигородки на Умань и далее к Днестру, 3-й Украинский фронт — из района южнее Кривого Рога на Николаев, Одессу.
4-й Украинский фронт в это время готовился к Крымской операции и дальнейшего участия в наступлении на Правобережной Украине не принимал.
В соответствии с общим замыслом дальнейших операций и конкретными задачами фронтов Верховное Главнокомандование произвело крупную перегруппировку сил. В состав 2-го Белорусского фронта включались часть сил Белорусского и 1-го Украинского фронтов, а также 70-я и 6-я воздушная армии из резерва Ставки. 1-й Украинский фронт усиливался 4-й танковой армией, прибывавшей из резерва Ставки. В состав 2-го Украинского фронта передавались 40-я общевойсковая, 2-я и 6-я танковые армии из 1-го Украинского фронта{210}. 3-й Украинский фронт усиливался 57-й армией из 2-го Украинского фронта{211}, 5-й ударной и 28-й армиями из 4-го Украинского фронта{212}.
Были изменены и разграничительные линии между фронтами.
Между 2-м Белорусским и 1-м Украинским: Коростень, Городница, Костополь, Рожище, Верба; все пункты, кроме Костополь, для 1-го Украинского фронта включительно.
Между 1-м и 2-м Украинскими: Ржищев, Ракитно, Володарка, Животив, Жаданы, Брацлав, Могилев-Подольский; все пункты для 1-го Украинского фронта включительно.
Между 2-м и 3-м Украинскими фронтами: Переволочна, Ново-Стародуб, Ново-Андреевка, Новгородка, Ингуло-Каменка, Дончино, Константиновка, Ново-Павловка, Ягорлык (на Днестре 13 км севернее Дубоссары); все пункты, кроме Ново-Андреевка и Константиновка, для 3-го Украинского фронта включительно.
Между 3-м и 4-м Украинскими фронтами: ст. Плодородие, Пескошино, Бол. Лепетиха и далее по р. Днепр до ее устья; все пункты, кроме Бол. Ленетиха, для 3-го Укратгнского фронта включительно.
Таким образом, приступая к проведению решающих — операций по окончательному разгрому немецко-фашистских войск на Правобережной Украине, Верховное Главнокомандование не только привлекло для этой цели все силы действовавших там советских войск, но и усилило их своими резервами. Одновременно Ставка приняла меры к пополнению войск личным составом, боевой техникой, боеприпасами, горючим, продовольствием.
К началу марта боевой и численный состав советских войск и войск противника на Правобережной Украине был следующим. [129]
Таблица 1. Соотношение сил сторон
Силы и средства | Советские войска | Противник |
Люди | 1930 тыс. | 1400 тыс. |
Орудия и минометы | 29700 | 14500 |
Танки и САУ | 2442 | 2000 |
Боевые самолеты | 1578 | 1530 |
В целом наши войска превосходили противника по пехоте в 1,4 раза, по артиллерии в 2 раза, по танкам и самоходно-артиллерийским установкам в 1,2 раза; по боевым самолетам силы были почти равны.
Подготовку к предстоящим наступательным операциям требовалось провести в возможно более сжатые сроки, поскольку распутица усиливалась и каждый день передышки давал противнику возможность приводить свои войска в порядок и укреплять оборону.
Советское командование и войска справились с этой сложной задачей, потребовавшей от командного состава, штабов, полит-органов и личного состава тылов высокой организованности и напряжения всех сил. В короткие сроки, несмотря на чрезвычайно неблагоприятные условия погоды, удалось завершить сложные перегруппировки, сосредоточить к участкам прорыва силы и средства, подвезти боеприпасы, продовольствие и горючее. Вдохновленные победами, одержанными над противником в январских и февральских боях, советские воины горели желанием нанести по врагу новые удары. Повышению наступательного порыва войск в большой степени способствовала широко развернутая партийно-политическая работа.
С большим подъемом войска отмечали 26-ю годовщину Советских Вооруженных Сил. 23 февраля в прифронтовых и тыловых гарнизонах, а также на участках фронта, где позволяла обстановка, состоялись митинги. Выступавшие на митингах воины заверяли Коммунистическую партию, советский народ и командование, что в предстоящих боях они с честью выполнят приказ Родины — выбросят захватчиков с советской земли. С особым подъемом выступали на митингах воины-гвардейцы. Слова приказа Верховного Главнокомандующего от 23 февраля 1944 г., обращенные ко всей Красной Армии, «бить врага, как бьют его наши славные гвардейцы», являлись высокой оценкой боевых заслуг советской гвардии.
С большим вниманием советские воины слушали беседы, доклады, сообщения о героическом труде советского народа в тылу, о тружениках фабрик, заводов, колхозных полей, которые своей самоотверженной работой обеспечивали Красную Армию всем необходимым для жизни и боя.
В ходе предстоящего наступления советские войска должны были форсировать ряд крупных рек — Южный Буг, Днестр, Прут. Командование и политические органы объединений, соединений и частей уделяли большое внимание подготовке к форсированию этих рек с ходу. В частях и подразделениях изучался опыт форсирования Днепра и других рек; войска готовили переправочные средства, учились пользоваться подручными средствами. В соединениях формировались передовые отряды, которым предстояло первыми форсировать реки. В передовых отрядах создавались полнокровные партийные и комсомольские организации. [130]
Проведя необходимые подготовительные мероприятия, советские войска в начале марта перешли в наступление на огромном фронте от Луцка до устья Днепра: 4 марта — 1-й Украинский фронт, 5 марта — 2-й Украинский фронт, а 6 марта — 3-й Украинский фронт. 15 марта в наступление включились и войска 2-го Белорусского фронта.
Удар огромной силы, обрушившийся на врага, потряс всю его оборону.
2. Через Проскуров, Черновцы к Карпатам
18 февраля, сразу же после завершения боев под Корсунъ-Шевченковским, 1-й Украинский фронт получил задачу осуществить новую наступательную операцию, которая известна как Проскуровско-Черновицкая.
Фронт в своем составе имел 13, 60, 1-ю гвардейскую, 18-ю и 38-ю общевойсковые, 3-ю гвардейскую, 1-ю и 4-ю танковые, 2-ю воздушную армии, 4-й гвардейский и 25-й танковые корпуса, 1-й и 6-й гвардейские кавалерийские корпуса.
В директиве Ставки Верховного Главнокомандования на проведение этой операции говорилось:
«... 1 Украинскому фронту... подготовить наступательную операцию с включением в состав ударной группы фронта войск 13, 60, 1 гв. армий, 3 гв. ТА и 4 ТА.
Удар нанести с фронта Дубно, Шепетовка, Любар в южном направлении с задачей разбить группировку немцев в района Кременец, Староконстаитинов, Тернополь и овладеть рубежом Берестечко, Броды, Тернополь, Проскуров, Хмельники.
В дальнейшем иметь в виду, прочно обеспечивая себя со стороны Львов, наступать в общем направлении на Чертков с целью отрезать южной группе войск немцев пути отхода на запад в полосе севернее р. Днестр.
2. Наступление начать в период 4–6.3.44...»{213}
23 февраля Военный совет 1-го Украинского фронта совместно с представителем Ставки Маршалом Советского Союза Г. К. Жуковым доложили Верховному Главнокомандованию план проведения операции. Рассмотрев и утвердив этот план, Ставка вместе с тем указала, что 3-ю гвардейскую и 4-ю танковые армии необходимо использовать в полосе действий 60-й армии. В полосе же 1-й гвардейской армии Ставка приказала сосредоточить танковые и самоходно-артштлерийские полки{214}. [131]
В окончательном виде план операции 1-го Украинского фронта предусматривал нанесение главного удара силами 13, 60, 1-й гвардейской общевойсковых, 3-й гвардейской и 4-й танковых армий{215} с фронта Торговица, Шепетовка, Любар на юг в общем направлении на Тернополь, Чертков (Чортков). Вспомогательные удары наносили 18-я и 38-я армии{216}. В соответствии с этим решением армии получили следующие задачи.
13-й армии ударом в направлении на Броды предстояло разгромить противостоящие войска противника и овладеть рубежом Берестечко, Броды.
60-я армия с 4-м гвардейским танковым корпусом должна была прорвать оборону в районе Ямполь, Корница и главными силами наступать в общем направлении на Тернополь. В ее полосе планировался ввод в сражение 4-й танковой армии (командующий генерал-лейтенант танковых войск В. М. Баданов, а с 13 марта — генерал-лейтенант Д. Д. Лелюшенко) и 3-й гвардейской танковой армии, которые совместными усилиями должны были овладеть районом Проскурова.
1-я гвардейская армия получила задачу прорвать оборону в районе Браженцы, Лабунь и наступать в общем направлении на Староконстантинов, Проскуров.
18-я армия (командующий генерал-лейтенант Е. П. Журавлев) наносила удар на Хмельник.
38-й армии первоначально ставилась задача ударом на Гайсин содействовать войскам 2-го Украинского фронта. Однако в ходе операции в связи с успешным продвижением 2-го Украинского фронта необходимость удара на Гайсин отпала, и 38-я армия получила задачу наступать в общем направлении на Жмеринку.
1-я танковая армия оставалась в районе Погребищенского в резерве фронта.
2-я воздушная армия получила задачу уничтожить авиацию противника на аэродромах Винница, Калиновка, Староконстантинов, Проскуров, срывать железнодорожные перевозки врага, изнурять вражеские войска и нарушать управление, а с началом наступления поддерживать общевойсковые и танковые армии ударами по войскам, опорным пунктам и артиллерии противника, а также прикрывать свои войска от ударов вражеской авиации.
Во время подготовки операции осуществлялись крупные перегруппировки войск. Как известно, войска 1-го Украинскою фронта к середине января 1944 г. были вынуждены отражать сильные контрудары противника в районах северо-заиаднее Умани и юго-восточнее Винницы. [132] Во второй половине января и в первой половине февраля фронт участвовал в проведении Корсунь-Шевченковской операции. Поэтому значительное количество войск фронта к середине февраля находилось на его левом крыле. Новая же операция требовала создания сильной ударной группировки ближе к правому крылу. Необходимо было перебросить из района Бердичева в район Шумска 3-ю гвардейскую танковую армию и значительное количество артиллерийских, танковых, инженерных частей, почти полностью перегруппировать 60-ю и 1-ю гвардейскую армии в их новые полосы, а также передвинуть вправо часть войск 18-й и 38-й армий. 4-й танковой армии предстояло проделать 350-километровый путь из района западнее Киева.