Под прикрытием огня более чем 600 орудий, находившихся на берегу Северной бухты, наши части начали ее форсированно. Первыми бухту преодолели два полка 24-й гвардейской стрелковой дивизии под командованием полковника Г. Я. Колесникова{421}, а в это же время бухту с юго-востока обошли части 87-й гвардейской дивизии, которой командовал полковник К. Я. Тымчик, и соединения 55-го стрелкового корпуса генерал-майора П. Е. Ловягина. Они ворвались в слободу Корабельную и быстро вышли к Южной бухте.
51-я армия также продолжала наступление ночью на 9 мая специально выделенными полками от каждой стрелковой дивизии. С утра перешли в наступление и главные силы. Соединения 1-го гвардейского корпуса генерал-лейтенанта И. И. Миссана днем во взаимодействии с войсками 2-й гвардейской армии овладели слободой Корабельной, а 63-й и 10-й стрелковые корпуса к 15 часам дня ворвались в юго-западную часть города. 257-я стрелковая дивизия 10-го стрелкового корпуса, обходя город с юга, завязала бои за слободу Туровку.
К исходу 9 мая город русской славы, героический Севастополь, был полностью освобожден нашими войсками. В ознаменование этой замечательной победы был издан приказ Верховного Главнокомандующего и в Москве прозвучал салют из 324 орудий.
Войска Приморской армии частью сил (11-й гвардейский стрелковый корпус) совместно со 2-й гвардейской и 51-й армиями участвовали в освобождении Севастополя, а главными силами вместе с 19-м танковым корпусом, введенным в сражение в 8 часов 9 мая, развивали наступление в направлении мыса Херсонес.
На рубеже, прикрывавшем мыс Херсонес, враг оказал отчаянное сопротивление. Здесь он сосредоточил наиболее стойкие части из остатков немецких дивизий и всю наличную артиллерию, плотность которой местами доходила до 100 орудий на 1 км фронта. Попытки Приморской армии и 19-го танкового корпуса{422} прорвать рубеж с ходу успеха не имели. Для прорыва рубежа пришлось перегруппировать и войска 51-й армии, освободившие Севастополь. В частности, для этого использовался 10-й стрелковый корпус{423}, принявший часть полосы от Приморской армии.
Пока войска 51-й и Приморской армий готовились к прорыву так называемого аварийного рубежа немцев, авиация 8-й воздушной армии, авиация дальнего действия и ВВС Черноморского флота, а также надводные и подводные силы флота стремились сорвать эвакуацию сил противника. Самолеты вылетали для выполнения заданий непрерывно днем и ночью. Авиация Черноморского флота, как и в предыдущие дни операции, наносила удары по портам Констанца, Галац, через которые шла эвакуация противника из Крыма.
Пленные, захваченные нашими войсками, показали, что в ночь на 12 мая из Румынии ожидается подход крупного каравана судов в район мыса Херсонес. [252] Из этих же показаний стало известно, что с 4 часов ночи 12 мая враг намеревается начать общий отход для посадки на суда.
Указания командующего фронтом генерала армии Ф. И. Толбухина в связи с этим сводились к тому, чтобы решительной атакой не допустить эвакуации противника, уничтожить его войска или пленить их, а вражеские суда потопить в бухтах или в море.
В 3 часа ночи 12 мая 1000 орудий и минометов Приморской армии и 10-го стрелкового корпуса 51-й армии открыли ураганный огонь по противнику. Вслед за тем войска атаковали «аварийный рубеж». В короткий срок вражеская оборона была взломана, и к 7 часам утра все побережье бухт Стрелецкая, Круглая, Камышевая было освобождено войсками 51-й армии. А к 10 часам утра мыс Херсонес также был очищен от врага Приморской армией, вместе с которой действовал и 19-й танковый корпус.
К 12 часам 12 мая последние очаги сопротивления противника на мысе Херсонес были подавлены. Враг, видя безнадежность сопротивления, начал большими группами сдаваться в плен. Всего в районе мыса Херсонес было захвачено свыше 21 тыс. солдат и офицеров противника, в том числе более 100 старших офицеров. На поле боя был обнаружен также труп командира 336-й пехотной дивизии{424}.
Караван вражеских судов, подошедший с рассветом к берегу, не был допущен нашей авиацией и артиллерией, ведущей заградительный огонь{425}. В последующем значительная часть судоч каравана была потоплена.
Утром 12 мая над мысом Херсонес появились два транспортных самолета противника, чтобы забрать генералов и старших офицеров. Но ни одному из самолетов не суждено было вернуться обратно. Они были уничтожены в воздухе советской авиацией.
Взятый в плен немецкий офицер так рассказывал о последних днях гитлеровской группировки в Крыму:
«Немецкие войска в Крыму получили приказ Гитлера любой ценой удержать Севастополь в своих руках. К нам непрерывно поступало пополнение. Однако русские прорвали оборону и заняли Севастополь. Тогда командование отдало явно запоздалый приказ — удерживать мощные позиции на Херсонесе, а тем временем попытаться эвакуировать остатки разбитых войск из Крыма. На нашем участке скопилось до 30000 солдат. Из них едва ли удалось вывезти более одной тысячи. Десятого мая я видел, как в бухту Камышевая вошли четыре судна, но вышли оттуда только два. Два других транспорта были потоплены русской авиацией. [253] С тех пор я больше никаких кораблей не видел. Между тем положение становилось все более критическим... солдаты были уже деморализованы. Все бежали к морю в надежде, что, может быть, в последнюю минуту появятся какие-либо суда... Все перемешалось, и кругом царил хаос... Это была полная катастрофа немецких войск в Крыму»{426}.
* * *
Крымская операция завершилась блестящей победой Советских Вооруженных Сил. Целая армия противника в составе 12 дивизий и большого количества отдельных артиллерийских, охранных, саперных и других частей была наголову разгромлена. Враг потерял только пленными 61 587 солдат и офицеров{427}. Вся боевая техника и вооружение противника были захвачены либо уничтожены. Советская авиация и корабли Черноморского флота потопили большое количество судов с войсками и военными грузами. По данным штаба 17-й немецкой армии, только с 3 по 13 мая при эвакуации из Крыма противник потерял в море около 42 тыс. солдат и офицеров{428}.
Если в 1941–1942 гг. гитлеровским войскам понадобилось 250 дней, чтобы овладеть Севастополем, который героически защищали советские воины, то в 1944 г. советские войска всего лишь за 35 дней взломали мощные укрепления противника в Крыму и очистили почти весь полуостров. Штурм же собственно Севастопольского укрепленного района занял 8 дней, а освобождение Севастополя — 58 часов.
Крым — важнейшая стратегическая позиция на Черном море — был теперь полностью в руках советских войск. Это резко изменило условия действий нашего Черноморского флота. Перебазировавшись в порты Крымского полуострова, он стал полностью контролировать Черноморский бассейн. Вражеский флот оказался прижатым к западному черноморскому побережью, а его порты Констанца, Варна, Бургас, Галац подвержены воздействию как авиации, так и подводных лодок нашего флота.
Освобождение Крыма с его Керченскими рудниками, промышленностью приморских городов, плодородными хлебными районами, фруктовыми плантациями и здравницами южного берега имело важное экономическое значение.
Крымская операция представляет собой замечательный образец совместных действий наземных войск, авиации, флота и партизан. [254]
На всех этапах операции, особенно при прорыве обороны противника, решающая роль принадлежала стрелковыми войскам и артиллерии. В период преследования исключительно важное значение приобрели действия 19-го танкового корпуса, а также подвижных передовых отрядов, выделенных от армий, корпусов и дивизий.
Авиация сыграла роль эффективного помощника наземных войск как при штурме сильно укрепленных позиций врага, так и при его преследовании. Всего авиация 8-й и 4-й воздушных армий за период с 8 апреля по 12 мая произвела свыше 30 тыс. самолето-вылетов, из них около 40% ночью. В 600 вол-душных боях было сбито 298 вражеских самолетов{429}.
Важные задачи в операции выполнил Черноморский флот. Авиация{430} и корабли флота своими активными действиями по сути дела блокировали группировку врага, не допуская ее планомерного снабжения и срывая эвакуацию войск и техники противника. Всего за время операции силами флота было потоплено 76 транспортов, десантных барж, катеров и других судов противника{431}.
Азовская военная флотилия в этой операции выполняла важную задачу по снабжению Отдельной Приморской армии боеприпасами, горючим, продовольствием и боевой техникой, а также оказывала помощь армии высадкой тактических десантов на флангах керченской группировки противника.
Большую помощь регулярным войскам оказали партизаны Крыма, особенно в период преследования противника. Их удары по тылам и отходящим колоннам еще больше деморализовали вражеские части, что способствовало их быстрейшему разгрому. Партизаны участвовали в освобождении ряда городов, таких, как Карасубазар, Бахчисарай, Ялта и др.
Героический подвиг советских войск в Крыму был высоко оценен Родиной. Многим соединениям и частям были присвоены почетные наименования. 126 советских воинов получили звание Героя Советского Союза. Тысячи удостоились правительственных наград. Только во 2-й гвардейской армии орденами и медалями было награждено 5229 солдат и офицеров, из них 3743 коммуниста и комсомольца. Все это свидетельствовало о массовом героизме советских воинов, оказавшихся достойными преемниками славных традиций Красной Армии, штурмовавшей Крым в 1920 г. [255]
Приложение № 1. Боевой состав немецко-фашистских войск на Правобережной Украине и в Крыму на 1 января 1944 г.
Группы армий | Армии | Корпуса | Дивизии, бригады |
Группа армий "Юг" | 4 ТА | 7, 13, 42, 59 ак, 24, 48 тк | 1, 34, 68, 75, 82, 88, 112, 168, 198, 208, 255, 291, 340 пд, 4 год, 147 рд, 213 и 454 охр див, 1, 7, 8, 17, 19, 25 тд, тд СС "Адольф Гитлер", тд С С "Райх", 20 мд, корпусная группа "Ц" (боевые группы 183, 217, 339 пд), мбр СС "Лангемарк"; 506, 509 тб, 202, 239, 249, 261, 276, 280 дивизионы штурмовых орудий, 21 пд (в) |
1 ТА (с 2.1) | Упр. 1 ТА, прибывшее 2 января из-под Кривого Рога, получило полосу между 4 ТА и 8 А и часть войск из состава этих армий, а также ряд дивизий из резерва группы армий "Юг" | ||
8 А | 11 ак, 3, 47 тк | 57, 72, 106, 167, 282, 320, 376, 389 пд, кд СС, 3, 6, И, 14 тд, тд СС "Викинг", 10 мд, мбр С С "Валлония"; 8, 503 тб, 228, 286, 205, 911 дивизионы штурмовых орудий | |
6 А | 4, 17,29,30, 52 ак, 40, 57 тк, корпусная группа Шверин | 9, 15, 17, 46, 62, 76, 79, 111, 123, 125, 257, 258, 294, 302, 304, 306, 335, 384, 387 пд, 3 год, 97 лпд, 2 адд, 9, 13, 23, 24 тд, тд СС "Мертвая голова", 16 мд, мд "Великая Германия", корпусная группа "А" (боевые группы 161, 293, 355 пд); 203, 209, 210, 232, 236, 243, 277, 278 дивизионы штурмовых орудий | |
Резерв группы армий "Юг" | - | 62 рк, 7 ак (в) | 143 рд; 5 и 14 пд (р); 9, 18, 19 и 201 пд (в) |
Итого в группе армий "Юг" | ПА - 2 ТА - 2 | ак - 11, тк - 6, рк - 1, корпусных групп - 1 | пд - 55, тд - 18, мд - 4, год - 2, охр. див. - 2, других див. - 3, бригад - 2, тб - 4, дивизионов штурмовых орудий - 18 |
Группа армий "А" | 3 А(р) 17 А (в Крыму) | 44 отд. ак 3 ак 5 ак, 49 гск, 1 гск (р), кк (р) | 73, 370 пд, 101 лпд, 1 пд (ел.); 93 тб, 259 дивизион штурмовых орудий 5 апд; 15, 21, 24 пд (р) 50, 98, 336 пд; румынские: 10, 19 пд, 1, 2, 3 год, 6, 9 кд; 279 дивизион штурмовых орудий |
Резерв группы армий "А" | - | - | 153 упд |
Итого в группе армий "А" | ПА - 2 | ак - 3, гск - 2, кк - 1 | пд - 14, год - 3, кд - 2, тб - 1, дивизионов штурмовых орудий - 2 |
Всего в группах армий | ПА - 4 ТА - 2 | ак - 14 тк - 6 гск - 2 кк - 1 рк - 1 корпусных групп - 1 | пд - 69, тд - 18, мд - 4, год - 5, других див. - 7, бригад - 2, тб - 5, дивизионов штурмовых орудий - 20 |
Хронология основных событий при освобождении Правобережной Украины и Крыма