Промыслово-хозяйственные ландшафты представлены на территории парка значительной сетью охотничьих зимовий с прилегающими промысловыми участками и хозяйственными сооружениями (лабазы, бани), рыболовными тонями с расположенными на них временными жилыми и хозяйственными сооружениями (вешала для сушки сетей, вяления рыбы и т.п.). Неотъемлемой составной частью таких ландшафтов является также сеть кумирен с бурханами - хозяевами мест, у которых охотники и рыболовы просили удачи на промысле. Наиболее характерными типами таких кумирен являются небольшие домики-скворечники с дверцами, внутри которых располагается фигурка бурхана, или толстое пряморастущее дерево со срезанной в виде треугольника корой.
Сакрально-событийные культурные ландшафты в пределах национального парка и его охранной зоны тяготеют к долине реки Анюй. Прежде всего, это - священные скалы в урочище Кандахе на правом берегу Анюя, где происходил ритуал передачи шаманской силы неофиту (начинающему шаману) и места проведения шаманских камланий на праздниках Унди (обряды летнего и зимнего солнцестояния) и Больших поминок Каса.
С учетом пространственного распределения и сочетания перечисленных разновидностей культурного ландшафта на территории парка могут быть выделены определенные культурно-ландшафтные зоны.
Состояние историко-культурного наследия
Практически все известные археологические объекты еще не подвергались раскопкам и изучению. Население района в большинстве случаев даже не подозревает об их существовании, поскольку визуально они идентифицируются только специалистами. Их ненарушенное состояние открывает неплохие перспективы для квалифицированных раскопок и вполне возможного музеефицирования наиболее интересных памятников.
Разнообразные усадебные комплексы, о которых шла речь выше, сформированы под воздействием социально-экономических перемен в жизни населения в последние десятилетия. Уничтожение и трансформация традиционной усадебной культуры крестьян, старообрядцев, аборигенного населения закономерно привело к утрате многих элементов такой культуры. Дошедший до нас усадебный ландшафт, к сожалению, зачастую лишен очень важного атрибута — живой усадебной культуры. Вместе с тем основные типические черты усадебных ландшафтов пока еще сохраняются, хотя и в разной степени. Крестьянский
набор построек сохраняется достаточно полно. Их современное состояние обусловлено характером использования.
Определенная преемственность в организации жизненной среды наблюдается в усадебных ландшафтах старообрядцев. Почти полностью утрачены традиционные элементы в усадебных ландшафтах удэгейцев и нанайцев. По своему характеру они приближаются в настоящее время к современным крестьянским усадьбам. В этой связи предстоит значительная работа по восстановлению и реконструкции наиболее интересных и значимых построек и хозяйственных сооружений. Важность этой работы обусловлена задачами отражении архитектурного стиля ушедшей эпохи, представляющей значительный научный и познавательный интерес. Наиболее целесообразным в этом отношении представляется создание в с. Арсеньево музея под открытым небом, в котором можно было бы разместить основные жилые и хозяйственные постройки прошлого, характерные для различных групп местного населения. Технические возможности (фото, чертежи, схемы и т.п.) для подобной реконструкции имеются. Потребуется лишь определенное финансирование работы.
Объекты промыслово-хозяйственного ландшафта, как правило, сохраняют свои традиционные черты, хотя их состояние и различно. Это различие обусловлено, как правило, материальными возможностями тех, кому они принадлежат. Восстановления потребуют лишь ритуальные постройки и объекты, являющиеся неотъемлемой составной частью таких ландшафтов, что само по себе не является трудоемким и дорогостоящим делом.
Характерной особенностью объектов сакрально-событийного назначения является не их материально-техническая составляющая, а живительная сила природы, которой местные народы наделяли те или иные природные объекты - живописный берег реки, необычной формы скальные утесы, останцы. Постоянных сооружений ритуального и обрядового назначения там никогда не было. Необходимые для проведения того или иного обряда аксессуары сооружались всякий раз заново из подручного материала. Природные ландшафты таких объектов сохранились в первозданном виде, и полностью сохраняют свою эстетическую привлекательность.
Нанайские и удэгейские стойбища 19 - начала 20 вв. к настоящему времени не сохранились. Далеко не полностью известны и места их первоначального расположения. Из нескольких десятков постоянных стойбищ удэгейцев и нанайцев, сведения о которых зафиксированы в этнографической литературе и материалах переписи 1897 г., достаточно точно можно определить местоположение не более 5-6. Расположены они, как правило, в верховьях реки Анюй и его верхних притоков. Ценность этих объектов состоит, прежде всего, в том, что они позволяют наглядно представить себе особенности этноэкологического освоения природной среды аборигенным населением. Для визуальной привлекательности этих территорий необходимо восстановить в двух-трех местах полный комплекс построек, характерных для аборигенных стойбищ конца 19-начала 20 вв.
Исключительно ценным историко-культурным объектом, способным привлечь иностранных туристов, является кладбище японских военнопленных в селе Арсеньево. К сожалению, в настоящее время оно практически уничтожено. На его месте возведены хозяйственные постройки. Восстановление захоронений, их идентификация по архивным данным соответствующих служб представляется чрезвычайно важным делом.
1.1.10. Характеристика существующих объектов лесной инфраструктуры, объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, мероприятий по строительству, реконструкции и эксплуатации указанных объектов, предусмотренных документами территориального планирования
К объектам лесной инфраструктуры (ст. 13 ЛК РФ) относятся лесные дороги, лесные склады и другие объекты (квартальные просеки, граничные линии, квартальные и указательные столбы, лесохозяйственные знаки), а также противопожарные разрывы, минерализованные полосы и другие объекты, используемые для охраны, защиты и воспроизводства лесов.
Разрубленные квартальные просеки и граничные линии на территории лесничества отсутствуют.
На территории лесничества крайне недостаточно развита сеть лесохозяйственных дорог. Все имеющиеся лесохозяйственные дороги находятся в неудовлетворительном состоянии.
Общая протяжённость лесохозяйственных и противопожарных дорог составляет 308,6 км, из них на долю зимников приходится 101,2 км.
В среднем на 1000 га площади лесничества приходится 1,4 км дорог, что значительно меньше норматива.
Нормативом является показатель, равный величине 10-12 км дорог, приходящихся на 1000 га площади.
Из существующих объектов лесной инфраструктуры требуют разрубки и прочистки квартальные просеки на протяжении около 1208 км, постановки квартальных столбов в количестве 1540 шт., а также проведение реконструкции дорог лесохозяйственного назначения в урочищах «Ключ Сохатиный», «Бихан», «Тормасу» общей протяжённостью 89 км.
Таблица 4б
Характеристика путей транспорта
Виды дорог | Протяжённость, км | ||
итого | лесохозяйственные | общего пользования | |
дороги, всего | 308,6 | 293,6 | 15 |
автомобильные | 308,6 | 293,6 | 15 |
- из них с твёрдым покрытием | 83 | 68 | 15 |
- грунтовые | 124,4 | 124,4 | - |
в.т.ч. круглогодичного действия | - | - | - |
1.1.10.1. Лесоперерабатывающая инфраструктура
Лесоперерабатывающая инфраструктура предназначена для переработки заготовленной древесины и иных лесных ресурсов, биоэнергетические объекты и другое.
На территории лесничества подобных объектов нет.
1.1.10.2. Объекты не связанные с созданием лесной инфраструктуры
На территории лесничества расположена линия электропередачи муниципального значения ВЛ 10КВт «Верхняя Манома-Арсеньево» общей протяжённостью 14 км. Площадь земель занятых под опорами линии составляет 0,02 га, охранная зона - 28 га.
1.1.11. Поквартальная карта-схема распределения лесов по целевому назначению с нанесением местоположения существующих и проектируемых особо охраняемых природных территорий и объектов, объектов лесной инфраструктуры, объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры
Вся территория парка относится к категории лесов с одним целевым назначением: защитные леса (леса ООПТ), распределения лесов по целевому назначению с нанесением местоположения существующих и проектируемых особо охраняемых природных территорий и объектов, объектов лесной инфраструктуры, объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры приведена на рисунке 3.