Смекни!
smekni.com

«История фарфора» (стр. 4 из 4)

Популярность фарфора Гарднера была настолько велика, что в 1777-1778 годах императрица заказала ему большой сервиз – «Георгиевский», предназначавшийся для приема во дворце кавалеров ордена св. Георгия. Впоследствии Гарднер выполнял «Андреевский», «Александровский», «Владимирский» сервизы, получившие название «Орденских». Все сервизы были выдержаны в одном стиле и повторяли принцип украшения, примененный первоначально в «георгиевском» сервизе.

Рассмотрим этот сервиз. На репродукции разнообразные предметы: сухарница в виде кленового листа, корзиночка с прорезанным бортом и чашечка для крема. На всех предметах орнамент в виде черной с оранжевыми полосами ленты, скрепленной белым крестом. Это георгиевские орден и лента. Лента перевита гирляндой зеленых листьев. На некоторых предметах зеленые с золотом орнаменты. Роспись одновременно выполняет декоративную и смысловую нагрузку.

К сервизу было изготовлено и настольное украшение. К сожалению, до наших дней сохранилось незначительное число утилитарных предметов, а настольное украшение не сохранилось вовсе. То, что осталось, свидетельствует о высоком техническом мастерстве, которым владели исполнители сервиза. Ажурные сухарницы и корзиночки выполнены мастерски. Удачно и содержание росписи.

Сервиз произвел в Петербурге большое впечатление и, выполняя сервизы следующих орденов, Гарднер использовал орденскую ленту каждого ордена в качестве декора. Удача с выполнением дворцового заказа принесла Гарднеру известность, и на протяжении всего XVIII века фарфор Гарднера ценился так же высоко, как фарфор Императорского завода.

Последняя треть XVIII века – самый успешный период в истории Императорского фарфорового завода. К этому времени относится изготовление нарядных дворцовых ваз почти метровой высоты. Курильницы, ароматницы, просто декоративные вазы яйцевидной или цилиндрической формы, украшенные скульптурой, лепниной, многоцветной росписью, заполняли дворец.

Самой изысканной можно считать вазу 1790 года, которая хранится ныне в Русском музее в Ленинграде. Высота ее 110 сантиметров. На яйцевидной форме вазы красиво смотрится гирлянда цветов, скрепленных масками из золоченой бронзы. Белизна фарфора умело подчеркнута стройной обтекаемой формой и нарядным декором, создающим своеобразное обрамление и подчеркивающим драгоценность фарфора.

Художественная сторона изделия русского фарфора целиком зависела от основных направлений в искусстве того или иного времени. Особенно ярко это проявилось в изделиях Императорского фарфорового завода первой четверти XIX века.

Общественный подъем сказался и на содержании русского фарфора. Интерес к простому человеку, солдату, самоотверженно защищавшему русскую землю от захватчиков, привел в изобретательное и прикладное искусство нового героя. На холстах и в скульптуре этого времени появляются парни, играющие в бабки, танцующие девушки в национальной одежде, миловидные крестьянки в кокошниках.

Типичен для искусства этого времени парадный столовой «Гурьевский» сервиз, изготовленный на Императорском фарфоровом заводе в самом начале XIX века. Название свое сервиз получил по имени управляющего кабинетом Екатерины II – графа Гурьева, который заказал сервиз для двора. В изготовлении сервиза принимал участие известный русский скульптор Пименов. Он не сделал к сервизу отдельного настольного украшения, но скульптура, которая широко использована в качестве подставок под вазы, составила основное идейное содержание сервиза.

По центру стола ставили разновысокие вазы для печенья, конфет, фруктов. Оригинальна форма каждой вазы: на круглом постаменте одна или несколько одетых в сарафаны девичьих фигур, поддерживающих ажурные круглой или овальной формы вазы. Ажурная часть вазы сделана из белого фарфора, фигуры золоченые, подставки пурпурного цвета с золотым орнаментом. Фигуры разнообразны – сидящие, в рост, в хороводе, коленопреклоненные. Прелесть этих ваз – в строгой красоте скульптур, в плавных движениях, поворотах головы, сильных статных фигурах.

Остальные предметы сервиза пурпурного цвета. В белых клеймах на молочниках, сливочниках, мисках, бутылочных и рюмочных передач изображены танцующие девушки и парни, на тарелках – пейзажи и этнографические зарисовки народов России. Строгая красота золоченых скульптур, торжественность пурпура в сочетании с белизной фарфора составлением нарядных ансамблей.

«Гурьевский» сервиз стал одним из излюбленных во дворце. На протяжении всего XIX века к нему доделывались отдельные предметы, и к концу века он представлял собой самый большой сервиз, насчитывавший 4,5 тысячи предметов.

В первой четверти XIX века русское правительство повысило тарифы на иностранный фарфор и фаянс. Ограниченная продажа иностранного фарфора и большой спрос на фарфоровые изделия привели к тому, что в России начинают появляться мелкие частные предприятия. Помещики устраивают в имениях фарфоровые заводы, предназначенные для удовлетворения местных потребностей. Возникают мелкие крестьянские предприятия. В большинстве случаев изделия этих фабрик повторяли уже известные образцы.

Наиболее самобытными были изделия, выполненные на заводе купца Батенина в Петербурге. Завод выпускал вазы и чайные сервизы, создав своеобразную форму и декор. На вазе Батенина много позолоты. Обилие золота – отличительная черта изделий этой фабрики. Ювелирная разработка золоченой поверхности орнаментом хорошо сочетается с лепными сложной формы ручками и живописным клеймом. Мастера завода Батенина с блеском писали в клеймах портреты и пышные букеты цветов. Завод основан был в 1812 году и просуществовал 27 лет. В 1839 году он сгорел.

Капитализация русской промышленности привела искусство фарфора в конце XIX века к полному упадку. Мелкие частные предприятия, не выдерживая конкуренции, закрывались или переходили в руки к более сильным конкурентам. Так, в конце XIX века кроме Императорского фарфорового завода существовало Товарищество Кузнецова, поглотившее 7 фарфоровых предприятий, в том числе и завод Гарднера.

«Кузнецовский» фарфор наводнил Россию. Вычурность форм, яркая роспись и позолота рассчитаны были на невзыскательный вкус широкого покупателя. Пышность кузнецовских изделий импонировала купцам и мещанам, уставлявшим фарфором шкафы – горки в парадных горницах.

Славу лучших художественных предприятий в советское время снискали себе Ленинградский и Дулевский заводы. Произведения, выполненные художниками этих заводов, являются украшением всесоюзных и международных выставок. Искусство советских мастеров фарфора достойно продолжает эстафету, принятую от русских керамистов времени Виноградова.

Заключение.

И в наше время появилось много фарфоровых заводов это: Владивостокский, Дмитровский, фарфоровый завод Ташкент, Октябрьский фарфоровый завод в Башкирии и бывший «Петербургский императорский» - теперь Ленинградский государственный завод имени Ломоносова. И сегодня фарфоровые изделия пользуются большим спросом у населения. Это чайные и столовые сервизы, вазы, имеющие разнообразные формы, салатники, кружки, тарелки, различные статуэтки и многие другие изделия. Они являются прекрасным украшением и создают тёплую, уютную обстановку в каждой семье.

Библиография.

1. Алексеев. Н. С. Введение в товароведение непродовольственных товаров. Москва. Экономика 1982г.

2. Алексеев. Н. С. Товароведение хозяйственных товаров. Москва. Экономика. 1984г.

3. Паньшина. И. Н. Декоративно-прикладное искусство. Издательство «народная асвета». Минск. 1975г.

4. Стриженова. Т. К. Супрун. Л. Я. Советское декоративное искусство 9. Издательство «Советский художник» 1987г.

5. Утевская. П. История фарфоровой чашки. Издательство «Радуга» 1980г.

6. Черток. М. Ю. Повесть о глине. Издательство «Наука» Москва. 1968г.