Смекни!
smekni.com

Мировая общественная мысль о народонаселении (стр. 1 из 3)

Мировая общественная мысль о народонаселении

1200р.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

Глава 1. История вопроса о народонаселении. 5

1.1. Первые попытки исследования проблемы.. 5

1.2. Экономические аспекты проблемы народонаселения. 8

Глава 2. Основные теории о народонаселении. 15

2.1.Теория народонаселения Т. Мальтуса, ее современные интерпретации. 15

2.2. Проблемы народонаселения в работах Кейнса, Сови. 21

Глава 3. Современные взгляды на проблему народонаселения. 24

3.1. Современные проблемы.. 24

3.2. Экологический императив ограничения темпов роста народонаселения. 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 32


ВВЕДЕНИЕ

Как полагали представители классической школы на заре XIX в., предназначение науки состоит в предсказании перспектив будущего общественного развития. В те времена научная мысль органично сочетала изучение проблемы роста численности населения и анализ технологических изменений. Широкое хождение получила точка зрения В.С. Джевонса, провозгласившего в своей работе, что "вопросы народонаселения никак не связаны с непосредственно экономическими проблемами".[1] Но когда перед экономикой снова встали проблемы развития общества в долгосрочном аспекте, изучение народонаселения сделалось насущной и серьезной (хотя пока и не центральной) темой исследований. Интересно отметить, что это произошло в основном за счет включения вопросов народонаселения в проблематику распределения ресурсов.

Актуальность проблемы народонаселения обусловлена новыми тенденциями в динамике населения в конце XIX в. Коэффициент смертности, который в большинстве стран Северной и Западной Европы снижался незначительно, вдруг начал быстро падать, а вслед за ним так же быстро упала и рождаемость. Начался современный демографический период, характеризующийся сменой высоких коэффициентов смертности и рождаемости низкими. В западном мире установился новый демографический режим, темп роста численности населения все больше уменьшался, и казалось, что ведение проблемы народонаселения отошли на задний план. В самом деле, в 30-х годах коэффициент прироста населения снизился настолько, что возникли опасения в возможности "недонаселения". Некоторые ученые всерьез рассуждали о "самоубийстве расы", т. е. о постепенном исчезновении с лица Земли западного человека из-за неадекватного воспроизведения им потомства; таким образом, появились опасения, совершенно противоположные тем, что высказывались 100 лет назад.

Предмет исследования – мировая общественная мысль о проблеме народонаселения

Гипотеза – предполагается, что вопросы народонаселения включают экономические аспекты в долгосрочной перспективе.

Объектом исследования является проблема народонаселения

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи, непосредственно вытекающие из цели:

1) исследовать сущность проблемы народонаселения, историю происхождения и первые научные подходы к проблеме исследования;

2) проанализировать основные теории о народонаселении;

3) рассмотреть современные взгляды на проблему народонаселения.

Структура курсовой работы: работа состоит из введения, трех основных глав, заключения, списка литературы. Текст представлен на 31 странице.


Глава 1. История вопроса о народонаселении

1.1. Первые попытки исследования проблемы

Вопросы и задачи, связанные с численностью и качеством населения, возникли вместе с возникновением общества и решались, так сказать, инстинктивно в соответствии с практическими потребностями. Первые попытки теоретически осмыслить (сформулировать в виде проблем и их решений) относятся к периоду возникновения государств и связаны с потребностью управления общественными процессами[2].

Так, уже у Конфуция (около 551-479 гг. до н.э.) осуществлена попытка определения идеальной пропорции между количеством обрабатываемой земли и численностью заселения. Поскольку нарушение этой пропорции может привести:

а) при малочисленности населения к ухудшению обработки пашни и к отказу от налогов;

б) при чрезмерной плотности населения к обнищанию, праздности, социальной напряженности.

А значит необходимо государственное регулирование роста населения и принятие такой меры, например, как переселение жителей густонаселенных районов в малонаселенные.

Платон (428 - 347 гг. до н.э.) в учении об идеальном государстве выдвигал в качестве обязательного условия ограниченное число граждан -5040 человек свободного населения. Предлагал установить определенные нормы брачных отношений, требуя, чтобы мужчины имели детей только в возрасте от 30 до 55 лет. Он писал: "определить число браков мы предоставим правителям, чтобы они по возможности сохраняли постоянное число мужчин, принимая в расчет войны, болезни и т.д., и чтобы государство у нас по возможности не увеличивалось и не уменьшалось".

Аристотель (384 - 322 гг. до н.э.) при рассмотрении проблем народонаселения идеальным считал государство с малочисленным свободным населением. Малочисленность граждан способствует возникновению социальной гармонии, которая невозможна при избытке населения. Избыток населения способствует росту числа возмущений и преступлений вследствие того, что часть граждан, не будучи обеспечена землей, впадает в бедность. В отличие от Платона, Аристотель не был сторонником колонизаций как меры регулирования населения, а предлагал, например, узаконить умерщвление больных детей и части "излишних" новорождённых. Ежели, правила государства не позволяют этого, то обществу следует установить для каждой семьи число детей, которое она может иметь.

……………

Глава 2. Основные теории о народонаселении

2.1.Теория народонаселения Т. Мальтуса, ее современные интерпретации

Главный труд Томаса Мальтуса — эссе с изложением теории народонаселения. Биографы утверждают, что оно было написано после жаркого спора ученого с отцом. Дэниел Мальтус отстаивал почерпнутую у Руссо идею “совершенного общества”, которое должно было состоять из “улучшенных” людей, а Томас Мальтус, больше всего уважавший факты, разрушал все его полемические построения, напирая на цифры (можно сказать, выступал с позиций социологии). Такая аргументация показалась отцу столь яркой и убедительной, что он посоветовал сыну изложить все это на бумаге[3].

Первое издание книги под названием “Опыт о законе народонаселения и о том, как он воздействует на будущее улучшение общества, с замечаниями по поводу идей г-на Годвина, маркиза де Кондорсе и других авторов” вышло анонимно в 1798 году. А спустя пять лет увидело свет второе и, что называется, дополненное – вдвое большее по объему.

Вышеуказанные авторы считали, что или наука сумеет найти неограниченные ресурсы для обеспечения народонаселения продовольствием, или человеческий разум сможет ограничить, обуздать увеличивающийся рост населения. Но всё же основным их постулатом была святая вера в то, что какие бы проблемы не стояли перед человечеством, будь то перенаселённость или истощение ресурсов, люди всегда найдут решение и ключ к бесконечному процветанию.

Согласно обычному ходу дела, как в области истории учений, так и в области фактов такой ярый оптимизм неизбежно должен был вызвать реакцию. Она не заставила себя ждать и появилась в форме "Опыта о законе народонаселения" Мальтуса.

По поводу вышеуказанных утверждений, что прогресс человеческого рода к богатству и к счастью бесконечен и что опасность, как бы не наступило время, когда будет на земле слишком много людей, химерична или, во всяком случае, отодвигается в такое далекое будущее, что едва ли стоит беспокоиться, - по поводу всех этих утверждений Мальтус отвечает, что, как раз наоборот, в этом именно и заключается почти непреодолимое препятствие, и не в отдаленном будущем, а в настоящее время, сейчас, и во всякое время оно висит над головой, тормозит прогресс человеческого рода, - это скала Сизифа, которая постоянно грозила падением и разрушением. Природа вложила в человека инстинкт, который, будучи предоставлен самому себе, обрекает его в жертву голоду, смерти и порокам. От этого инстинкта страдают люди, не зная причины своих страданий, которая дала бы им в руки ключ к истории обществ и их бедствий.

Все, даже лица, совершенно незнакомые с социологическим исследованием, знают незабвенные формулы Мальтуса, согласно которым, с одной стороны, с ужасающей быстротой происходит рост предоставленного самому себе населения, а с другой - относительно медленно умножаются средства пропитания. Поэтому Мальтус представляет рост населения геометрической прогрессией, т.е. рядом цифр, последовательно растущих от умножения на какую-нибудь одну цифру, и он берет простейший ряд, каждый член которого вдвое больше предыдущего. А рост производства он представляет арифметической прогрессией, т.е. рядом цифр, последовательно увеличивающихся от приложения одной какой-нибудь цифры, и он берет простейший ряд, именно ряд целых цифр. Таким образом, у него получается:

1 2 4 8 16 32 64 128 256...

1 2 3 4 5 6 7 8 9...

Мальтус предполагает, что каждый член прогрессии соответствует периоду в двадцать пять лет. С первого же взгляда видно, что если население удваивается каждые двадцать пять лет, а средства существования в каждый такой период увеличиваются только на одно и то же количество, то расхождение между двумя рядами происходит в ужасающей пропорции. В нашей таблице, содержащей только девять членов, т.е. относительно короткий период времени в двести лет, мы видим, что последняя цифра, обозначающая количество населения, уже в двадцать восемь раз больше цифры, выражающей массу средств существования, а если бы продолжить прогрессию до сотого члена, то нельзя было бы ее представить в цифрах. Первую из этих прогрессий можно считать очевидной, поскольку она представляет биологический закон происхождения. Не зря в разговорном языке выражения generation (происхождение) и multiplication (размножение) считают синонимами. Верно, что удвоение предполагает четырех детей, появляющихся на свет в период деторождения, и, следовательно, около 5-6 рождений при неизбежной убыли вследствие детской смертности. Эта цифра может показаться преувеличенной нам, живущим в обществе, где ограничение рождений - общее явление, но несомненно, что у всех живых существ, и даже у человека, который менее плодовит, число рождений было бы значительно выше, если бы воспроизведение рода было предоставлено своему естественному течению. Женщина в возрасте воспроизведения может быть в известных случаях беременной двадцать раз, а иногда и больше. В силу такого размножения земля заселяется до настоящего времени людьми, и нет никаких признаков, что ныне эта воспроизводительная способность у обоих полов меньше, чем когда-либо раньше. Поэтому, приняв число 2 за множитель в своей прогрессии, Мальтус не допустил никакого чрезмерного предположения.