Смекни!
smekni.com

К. Г. Юнг Психология переноса (стр. 18 из 60)

1 W.M.Kranefeldt: "Komplex" und Mythos, in: C.G.Jung, Seelenprobleme der Gegenwart, 1931, Olten 1973

Шизофрения"

Впервые опубликовано в Schweizer Archiv fur Neurologie und Psychiatrie LXXXI (Zurich 1958), pp. 163-177. GW 3

Прерогатива старости - оглядываться на пройденные пути. Доброжелательному интересу профессора Манфреда Блейлера я обязан возможностью обобщить мой опыт в области шизоф­рении для собрания моих коллег.

В 1901 году я - молодой ассистент в клинике Бургхельцли -спросил своего тогдашнего шефа профессора Эугена Блейлера о теме моей будущей докторской диссертации. Он предложил экспериментальное изучение распада представлений при шизо­френии. С помощью ассоциативного эксперимента мы тогда уже настолько проникли в психологию таких больных, что знали о существовании аффективно окрашенных комплексов, которые проявляются при шизофрении: это были, в сущности, те же ком­плексы, что обнаруживаются и при неврозах. Способ, которым комплексы выражались в ассоциативном эксперименте, во мно­гих не слишком запутанных случаях был приблизительно тем же, что и, например, в истериях. Зато в других случаях (когда был затронут центр речи), складывалась картина, характерная для шизофрении - непомерно большое по сравнению с невро­зами количество оговорок, персевераций, неологизмов, бес­связностей и провалов памяти, происходящих при или в окру­жении затрагивающих комплекс слов-раздражителей.

Вопрос заключался в том, как отсюда можно было бы проникнуть в структуру специфических нарушений. Тогда это казалось невозможным. Мой уважаемый шеф и учитель тоже ничего не мог посоветовать. Я выбрал наверное, не случайно -тему, которая, с одной стороны, связана с меньшими труднос­тями, а с другой, представляла собой аналогию шизофрении, поскольку речь шла о стойком расщеплении личности у мо­лодой девушки1.

Она считалась медиумом и впадала на спиритических сеан­сах в подлинный сомнамбулизм, в котором появлялись чуждые сознанию содержания бессознательного, образуя очевидную причину расщепления личности. При шизофрении также очень часто наблюдаются чужеродные содержания, более или менее неожиданно захлестывающие сознание и расщепляющие внут­реннюю целостность личности, правда, характерным для шизо­френии образом. В то время как невротическая диссоциация всегда имеет систематический характер, шизофрения являет картину, так сказать, несистематической случайности, часто до неузнаваемости искажающей характерную для неврозов смыс­ловую связность.

Шизофрения

85

В опубликованной в 1907 году работе "О психологии Demen­tia praecox"2 я попытался изложить тогдашнее состояние моих знаний. Речь шла в основном о случае типичной паранойи с характерным нарушением речи. Хотя патологические содер­жания были компенсаторными и потому нельзя было отрицать их выраженную намеком систематическую природу, однако представления, лежащие в основе выражения, были извращены несистематической случайностью до полной неясности. Чтобы вновь сделать видимым их первоначально компенсаторный смысл, часто требовалась пространная амплификация и ассоциа­тивный материал.

Но почему при шизофрении нарушается свойственный не­врозам характер и вместо систематических, эквивалентных аналогий порождаются их спутанные, гротескные и вообще в вы­сшей степени неожиданные фрагменты, - поначалу было непо­нятно. Можно было только констатировать, что для шизофрении характерен такого рода распад представлений. Это свойство роднит ее с известным нормальным феноменом - сновидением. Оно тоже носит идентичный случайный, абсурдный и фрагмен­тарный характер и для своего понимания нуждается в ампли­фикации. Однако явное отличие сна от шизофрении состоит в том, что сновидения феномен "сумеречного" сознания, а явление шизофрении почти не затрагивает элементарную ориентацию соз­нания. (Здесь следует в скобках заметить, что было бы трудно отличить сны шизофреников от снов нормальных людей). С опы­том мое впечатление глубокого родства феномена шизофрении и сна все более усиливалось. (Я анализировал в то время не ^менее четырех тысяч снов в год!).

Несмотря на то, что в 1909 году я прекратил свою работу в клинике, чтобы полностью посвятить себя психотерапевтичес­кой практике, я, вопреки опасениям, не утратил возможности работать с шизофренией. Напротив, к моему немалому удивле­нию, я именно там вплотную столкнулся с этой болезнью. Число латентных и потенциальных психозов в сравнении с количеством явных случаев удивительно велико. Я исхожу -не будучи, впрочем, в состоянии привести точные статистические данные, - из соотношения 10:1. Немало классических неврозов, вроде истерии или невроза навязчивого состояния, оказываются в процессе лечения латентными психозами, которые при соответ­ствующих условиях могут перейти в явные факт, который психо­терапевту никогда не следует упускать из виду. Хотя благосклонная судьба в большей степени, чем собственные заслуги, убе­регла меня от удела видеть, как кто-то из моих пациентов не­удержимо скатывается в психоз, однако как член консилиумов я видел целый ряд случаев такого рода. Например, обсессивные неврозы, навязчивые импульсы которых постепенно превраща­ются в соответствующие слуховые галлюцинации, или несо­мненные истерии, оказывающиеся лишь поверхностным слоем самых разных форм шизофрении - опыт, не чуждый любому клиническому психиатру. Как бы там ни было, но, занимаясь частной практикой, я был удивлен большим числом латентных случаев шизофрении. Больные бессознательно, но системати­чески избегали психиатрических учреждений, чтобы обратить­ся за помощью и советом к психологу. В этих случаях речь не обязательно шла о лицах с шизоидной предрасположенностью, но и об истинных психозах, при которых сознательная компен­сация еще не окончательно подорвана.

Прошло уже почти пятьдесят лет с тех пор, как практи­ческий опыт убедил меня в том, что шизофренические нару­шения можно лечить и излечивать. Шизофреник, как я убе­дился, ведет себя по отношению к лечению так же, как и невротик. У него те же комплексы, то же понимание и те же потребности, но нет устойчивости. В то время как невротик инстинктивно может положиться на то, что его расщепление личности никогда не утратит систематического характера и сохранится его внутренняя целостность, латентный шизофре­ник всегда должен считаться с возможностью неудержимого распада. Его представления и понятия могут потерять свою ком­пактность, связь с другими ассоциациями и соразмерность, вследствие чего он боится непреодолимого хаоса случайностей. Он стоит на зыбкой почве и сам это знает. Опасность часто про­является в мучительно ярких снах о массовых катастрофах, гибели мира и т.п. Или же твердь, на которой он стоит, начинает колебаться, стены гнутся или движутся, земля становится водой, буря уносит его в воздух, все его родные мертвы и т.д. Эти образы описывают фундаментальное нарушение связи больного со своим окружением и предвозвещают грозящую ему изоляцию.

Непосредственной причиной такого нарушения является сильный аффект, вызывающий у невротика аналогичное, но быстро проходящее отчуждение или изоляцию. Образы фан­тазии, изображающие нарушение, могут в некоторых случаях иметь сходство с продуктами шизоидного воображения, но без

Шизофрения

87

угрожающего и ужасного характера последних они лишь дра­матичны и преувеличены. Поэтому их можно без вреда игнори­ровать при лечении. Но совершенно иначе должны оцениваться симптомы изоляции при латентных психозах! Здесь они имеют значение грозных предзнаменований, опасность которых следу­ет распознать как можно раньше. Они требуют немедленных мер - прекращения лечения, тщательного восстановления лич­ных связей, перемены окружения, выбора другого терапевта, строжайшего отказа от погружения в бессознательное (в част­ности, от анализа снов) и многого другого.

Само собой разумеется, это только общие меры, а в каждом конкретном случае должны быть свои средства. Для примера я могу упомянуть случай не известной мне до того дамы с выс­шим образованием, слушавшей мои лекции по тантрическому тексту, очень глубоко касавшемуся содержаний бессознатель­ного. Она все больше вдохновлялась новыми для нее идеями, не будучи в состоянии сформулировать поднимающиеся в ней вопросы и проблемы. В соответствии с этим возникли компен­саторные сны непонятной природы, быстро превратившиеся в деструктивные образы а именно, в перечисленные выше симп­томы изоляции. На этой стадии она пришла на консультацию, желая, чтобы я проанализировал ее и помог понять непостижи­мые для нее мысли. Однако ее сны о землетрясениях, руша­щихся домах и наводнениях открыли мне, что пациентку надо спасать от надвигающегося прорыва бессознательного путем изменений нынешней ситуации. Я запретил ей посещать мои лекции и посоветовал ей вместо этого заняться основательным изучением шопенгауэровского "Мира как воли и представления"3.

К счастью, она оказалась достаточно рассудительной, чтобы последовать моему совету, после чего сны-симптомы тут же прекратились и возбуждение спало. Как выяснилось, у пациентки приблизительно за двадцать пять лет до этого было непро­должительное шизофреническое состояние, которое за прошед­шее время не дало рецидивов.

У пациентов с шизофренией, находящихся в процессе ус­пешного лечения, могут случаться эмоциональные осложнения, вызывающие психотический рецидив или острый начальный психоз, если симптомы, предвещающие опасность (в частности, деструктивные сны), не будут распознаны своевременно. Лече­ние (купирование) такого рода развития не обязательно требует крутых мер. Сознание пациента можно, так сказать, увести на

88

К.Г.Юнг

безопасное расстояние от бессознательного и обычными тера­певтическими мерами например, предложив пациенту нарисо­вать карандашом или красками картину своего психического состояния4. Благодаря этому общий непостижимый хаос объек­тивируется и может рассматриваться дистанцированно, анали­зироваться и толковаться сознанием. Эффект этого метода, видимо, состоит в том, что первоначальное хаотическое и ужас­ное впечатление заменяется картиной, в некотором роде перек­рывающей его. Картина "заклинает" ужас, делает его ручным и банальным, отводит напоминание об исходном переживании стра­ха. Хороший пример такого процесса дает видение брата Клауса, который в долгой медитации с помощью неких диаграмм южно­немецкого мистика преобразовал ужасающий лик Бога в тот образ Троицы, который висит ныне в приходской церкви Заксельна.