Смекни!
smekni.com

К. Г. Юнг Психология переноса (стр. 25 из 60)

118

К.Г.Юнг

понуждающее действие на сознание. (Отсюда проистекает очень распространенное сочетание крайне пренебрежительного отношения к обязанностям с неврозом принуждения).

373 Таков один из тех способов, какими может происходить потеря энергии. При другом способе, потеря вызывается не сбоями в функционировании сознания, а "спонтанной" акти­визацией бессознательных содержаний, на которые сознание реагирует уже как бы вторичным образом. В человеческой жизни бывают моменты, когда оказывается перевернутой новая страница. Появляются новые интересы, до того не привле­кавшие внимания, или же происходят внезапные перемены в личности (так называемое изменение характера). Во время инкубационного периода таких перемен мы часто можем на­блюдать потерю сознательной энергии: новое направление развития оттягивает необходимую энергию у сознания. Такое энергетическое понижение отчетливее всего видно перед нача­лом некоторых психозов, а также - в той пустоте, что предшест­вует творческой работе25.

374 Следовательно, заметное усиление бессознательных содер­жаний всегда указывает на соответствующее ослабление соз­нания и его функций. Последним как бы угрожает бессилие. Для первобытного человека подобная опасность представляет собой одно из наиболее устрашающих случаев "магии". Поэто­му можно понять наличие сходного страха и у цивилизованных людей. В серьезных случаях, это - тайная боязнь сойти с ума; в менее серьезных случаях - страх перед бессознательным: даже у вполне нормального человека этот страх проявляется в виде сопротивления психологическим воззрениям и объяс­нениям. Сопротивление такого рода граничит с гротеском, когда доходит до отбрасывания любого психологического объяснения искусства, философии и религии - как. будто бы человеческая психе не имеет или не должна иметь никакого отношения к этим сферам. Врачу такие охраняемые зоны извес­тны из практики работы с пациентами: эти зоны напоминают островные крепости, которые невротик пытается оборонять от щупалец осьминога. ("Счастливый островок невроза", как один из моих пациентов назвал свое сознательное состояние!) Врач знает, что его пациенту нужен такой остров: без него он потерял бы себя. Остров служит убежищем сознания, пос­ледним бастионом, защищающим от угрожающих объятий бес­сознательного. То же самое относится к табуированным участкам у нормального человека, которых психология не должна касаться. Но поскольку войны никогда еще не выигрывались с оборонительных позиций, то, чтобы положить конец враждеб­ности, нужно начать переговоры с противником и узнать, како­вы в самом деле его условия. Таковы намерения врача, добро­вольно берущего на себя роль посредника. Он далек от стремления разрушить довольно шаткую островную идиллию или сравнять с землей укрепления. Напротив, он только рад тому, что где-то есть твердая точка опоры и что нет необ­ходимости вначале решать неимоверно трудную задачу извле­чения ее из хаоса. Он знает, что островок слегка тесноват, а жизнь на нем весьма скудна и сопряжена со всевозможными воображаемыми лишениями, поскольку вне ее осталась слишком уж большая часть реальной жизни, в результате чего в ее глубинах было создано, точнее - разбужено ото сна некое устрашающее чудовище Он также знает, что этот зверь, по внешней видимости небезопасный, связан с островом тайным отношением компенсаторности и способен предоставить все то, чего на острове недостает.

375 Перенос, однако, изменяет психологическую позицию, зани­маемую врачом, хотя тот поначалу этого не замечает. Он стано­вится небезучастным и теперь ему так же, как самому пациен­ту, трудно провести разграничение между пациентом и тем, что завладело им. Это ставит их обоих в положение непосредствен­ной конфронтации с демоническими силами, прячущимися во тьме. Возникающая в результате парадоксальная смесь позитив­ного и негативного, доверия и страха, надежды и сомнения, притяжения и отталкивания характерна для исходного отно­шения. Это - ненависть и любовь между эле­ментами, которую алхимики уподобляли первозданному хаосу. Активизировавшееся бессознательное выглядит как внезапно обрушившийся шквал безудержных крайностей, вызывающих попытки примирить их, так чтобы, по выражению алхимиков, родилась великая панацея, medicina catholica[27].

376 Следует подчеркнуть, что в алхимии исходное темное сос­тояние nigredo[28] часто рассматривается как результат преды­дущих действий; следовательно оно не представляет собой абсолютного начала26. Соответственно, психологическая парал­лель nigredo является результатом предваряющих ее бесед, ко­торые в определенный, зачастую долго откладываемый момент "затрагивают" бессознательное и ведут к установлению бессо­знательного тождества27 врача и пациента. Этот момент может замечаться и фиксироваться сознательно, однако обычно он остается не замеченным сознанием, и установившаяся таким образом связь осознается лишь позднее и косвенно, по ее результатам. Иногда примерно в то же время случаются сно­видения, указывающие на возникновение переноса. Например, сновидение может сообщать, что в подвале начался пожар или что в помещение вломился грабитель, или что умер отец пациента, или же оно может изображать эротическую или j какую-либо иную двусмысленную ситуацию28. С момента появ­ления такого сновидения может начаться своеобразный бессо­знательный отсчет времени, длящийся месяцами, иногда даже больше. Мне часто приходилось наблюдать этот процесс; приведу один конкретный случай:

377 Проводя терапию с некоей женщиной, возрастом старше 60 лет, я был поражен следующим фрагментом сновидения, приснившегося ей 21 октября 1938 г.: Прекрасный маленький ребенок, шестимесячная девочка, играет на кухне со своим дедом и бабкой и со мной, - матерью этого ребенка. Дед и бабка расположились в левой части комнаты, а ребенок ,„ стоит на квадратном столе посредине кухни. Я стою возле | стола и играю с ребенком. Бабка говорит, что ей с трудом верится, что мы знаем этого ребенка всего шесть месяцев.

Я говорю, что это и неудивительно, поскольку мы, знали и любили это дитя задолго до его рождения.

378 Сразу же становится ясно, что ребенок представляет собой нечто особенное, то есть это дитя-герой либо божественное дитя. Отец ребенка не упоминается; его отсутствие - составная

*

Психология переноса

121

часть картины29. Кухня в качестве сцены, где все происходит, указывает на бессознательное. Квадратный стол - это кватер­нион, классическая опора "особенного" ребенка30, поскольку ребенок является символом самости, символическим выраже­нием которой служит кватернион. Самость как таковая носит вневременной характер, она существовала до чьего бы то ни было рождения31. Женщина, видевшая указанное сновидение, находилась под сильным влиянием индийских текстов и не­плохо знала Упанишады, но не знала имеющего значение для данного случая средневекового христианского символизма. Точность в определении возраста ребенка вынудила меня попро­сить женщину просмотреть свои прежние записи, дабы выяс­нить, что произошло с ее бессознательным шестью месяцами ранее. Она отыскала следующее сновидение, датированное 20 апреля 1938 г.:

379 Я вместе с несколькими другими женщинами рассмат­риваю гобелен, представляющий собой квадрат с символи­ческими фигурами. Сразу же после этого я в обществе не­скольких женщин сижу перед чудесным деревом. Дерево это великолепно разрослось; поначалу оно кажется мне каким-то из хвойных деревьев, но затем я думаю - во сне - что это чилийская араукария J дерево рода Araucaria], с вет­вями, растущими вверх, как свечи [перепутано с Cereus can­delabrum[29]] К нему прикрепляется рождественская елка, причем так, что поначалу они кажутся одним деревом вместо двух. - Когда женщина записывала этот свой сон сразу же по пробуждении, еще имея перед глазами отчетливый образ дерева, у нее внезапно возникло видение маленького золотого ребенка, лежащего у подножия дерева (мотив рождения дере­ва). Так ей наяву продолжает сниться смысл ее сна. Он, несо­мненно, изображает рождение божественного ("золотого") ребенка.

380 Но что произошло за девять месяцев до 20 апреля 1938 г.? Между 19 и 22 июля 1937 г. она нарисовала картину, где слева изображалась кучка разноцветных полированных (драгоценных камней); сверху на ней располагалась серебряная змея, с кры­льями и в короне. Посередине картины стоит обнаженная жен­ская фигура, от гениталий которой до области сердца тянется та же змея, вставшая на дыбы, возле сердца она превращается в великолепно сияющую пятиконечную золотую звезду. Справа показана летящая вниз разноцветная птица с небольшой вет­кой в клюве. На ветке находятся пять цветков, расположенных , в виде quaternio - желтый, синий, красный, зеленый, но выше всех - золотой; очевидно, - это структура мандалы . Змея изображает Кундалини, восходящую вверх с шипением; в соот­ветствующей йоге ее восхождение означает первый момент процесса, завершающегося слиянием с божеством в божествен­ной Самости, в сизигии Шивы и Шакти33. По всей очевидности, это - момент символического зачатия, являющегося одновре­менно тантрическим и - в связи с птицей - христианским по своему характеру, где присутствует контаминация символики Благовещения и голубя, принесшего Ною ветвь оливы. 381 Приведенный нами случай и, в особенности, последний образ, служат классическим примером того рода символизма, которым отмечено начало переноса. Голубь Ноя (эмблема примирения), incarnatio Dei[30], соединение Бога с материей с целью рождения спасителя, змеиная тропа, Сушумна, представ­ляющая собой линию на полпути между солнцем и луной, - все это составляет первую, предварительную стадию еще не вы­полненной (в тот момент) программы, кульминация которой заключается в объединении противоположностей. Такое объединение аналогично "царской свадьбе" в алхимии. События предварительного свойства знаменуют встречу разнообразных противоположностей, их столкновение, а потому с полным пра­вом могут быть названы хаосом и чернотой. Как упоминалось выше, такое может произойти в начале лечения, или же ему может предшествовать длительный анализ, стадия rapproche­ment[31]. Таков, в частности, случай, когда пациент демон­стрирует энергичное сопротивление в сочетании со страхом перед активизировавшимся содержимым бессознательного34. Для сопротивления у него есть веские основания и причины, и это сопротивление ни в коем случае, ни при каких обстоятель­ствах не следует ни преодолевать силой, ни опровергать как что-то не существующее. Его также нельзя преуменьшать, высмеивать, пренебрегать им; напротив, его надо воспринимать со всей серьезностью, как жизненно важный механизм защиты от подавляющих и часто с трудом контролируемых психичес­ких содержаний. Общее правило должно быть таково: слабость сознательной позиции пропорциональна силе сопротивления.