41 Ср. "Tractatus aureus", Ars chemica, p.21.
42 Kircher, "Oedipus Aegyptiacus", II, Class X, Ch.V, p.414. Существует связь между данным текстом и "Tabula smaragdina" [Изумрудная скрижаль (лат.) — Прим.. перев.]. Ср. Ruska, Tabula smaragdina, p.217.
43 В Rosarium. (Art. aurif., II, p.230.) говорится: "Et scias, quod haec est longissima via, ergo patientia et mora sunt necessariae in nostro magisterio" (И знай, что путь сей крайне долог; а потому, в нашем мастерстве нужны неспешность и терпение). Ср. Aurora consurgens, I, Ch.10 :"Tria sunt neces-sasria videlicet patientia mora et aptitude instrumentorum" (Три вещи надобны, а именно: терпение, неспешность и ловкость в обращении с орудиями).
44 Rosarium, р.231. Что алхимик видит в "металлической форме", то психотерапевт видит в человеке.
45 Здесь я должен специально подчеркнуть, что не намереваюсь ни заниматься любительской метафизикой, ни обсуждать вопросы веры, но говорю исключительно о психологии. Чем бы ни были религиозный опыт или метафизическая истина, взятые сами по себе, при эмпирическом подходе они оказываются в сущности психологическими феноменами, то есть они проявляют себя как таковые, а потому подлежат психологической критике, оценке и исследованию. Наука оставливается у своих собственных границ.
46 Ср.: "Дух Меркурий", часть II, разд. 10.
47 Алхимики также сравнивают его с Люцифером ("несущим свет"), падшим прекраснейшим ангелом Бога. Ср. Myiius, Phil, ref., p. 18.
48 Ср. "Психология и религия", пар.6 ел.
49 Я пользуюсь классической этимологией слова religio, а не той, которую используют Отцы Церкви.
50 Maier, Symbola aureae mensae, p. 386.
51 Epistula LV (Migne, P.L., vol.33, cols.208-09)
52 Homiliae in Leviticum, V, 2 (Migne, P.O., vol.12, col.449)
53 Ibid.
54 Horn, in Librum Regnorum, I, 4.
55 "Перегоняемый из одной свадебной палаты в другую" - "Фауст", Часть I.
56 О том же процессе в индивидуальной психе см.: "Психология и алхимия", пар. 44 слл.
57 Ср. Ruska, Turba, Sermo XIX, p. 129. Термин восходит к Книге Эль-Хабиба (ibid., р.43).
58 "Spiritus alme,/illustrator hominum,/ horridas nostrae/ mentis purga teneb-ras" (Дух-кормилец [у К.Г.Юнга ошибочно "вышний" (sublime) - перевод латинского alte вместо alme, стоящего в тексте. —Прим. перев], просветляющий людей, очисть ужасающую тьму нашего разума). Notker Balbulus, Hymnus in Die Pentecostes (Migne, P.L., vol.131, cols.1012-13).
59 Hoghelande, "De alchimiae difficultatibus", p. 139.
60 Acta Joannis, 98 (cp. James, Apocryphal New Testament, p.255: кой dpuov'ia сгоф'ихс; сгоф'их 5e ouaa ev cbtuovia OTtapxoucriv Se^ioi кой dpicrtepoi, Suvdveii;, e^ouaiai, ctpxcu кой асйцоуед, evepyeicu ("...и гармония мудрости; когда же есть мудрость, то пребывают в гармонии левое и правое, власти, начала, архоны, демоны, силы...")
61 Кардан (Somniorum synesiorum...) может служить прекрасным примером автора, рассматривавшего свои собственные сновидения.
62 По поводу деятельности по реинтерпретации см. мою работу "Brother Klaus", а также Lavaud, Vie profonde, Ch.III, "La Grande Vision".
ОПИСАНИЕ ФЕНОМЕНОВ ПЕРЕНОСА
НА ОСНОВАНИИ ИЛЛЮСТРАЦИЙ К
"ROSARIUM PHILOSOPHORUM"
Invenit gratiam in deserto populus... Иеремия ("Вульгата"), 31:2
"Народ... нашел милость в пустыне" -Иер.31:2 (Библия)
Психология переноса
147
ФОНТАН МЕРКУРИЯ
Мы — первая природа и исток металлов,
С нашей помощью Искусство получает высшую тинктуру
Нет источника и нет воды, подобных мне;
Я и богатых, и бедных делаю как целостными, так и нездоровыми,
Ибо могу нести и здоровье и яд
[Рис.1]
402 Соответствующий рисунок затрагивает самую сердцевину алхимического символизма, поскольку представляет собой попытку отобразить таинственное основание opus. Он представляет собой кватернион квадратной формы, характеризуемый четырьмя звездами, расположенными в четырех углах. Это -четыре элемента. Наверху, по центру, расположена пятая звезда, которой представлена пятая сущность, "Единое", производное от четырех, quinta essentia. Расположенный внизу резервуар - uas Hermeticum* где происходит трансформация. В нем содержится mare nostrum", aqua permanens"' или ибсор Gelov, "божественная вода". Это - mare tenebrosum**", хаос. Сосуд еще именуется утробой2, в которой вынашивается foetus spa-gyricus (гомункулус)3. В противоположность окружающему его квадрату, резервуар кругообразен, ибо представляет собой матрицу совершенной формы, в каковую должен быть преобразован квадрат, как несовершенная форма. Элементы внутри квадрата все еще разделены и враждебны друг другу, а потому подлежат соединению в круге. Надпись на краю резервуара подтверждает такое намерение. Она гласит (если раскрыть все сокращения): "Unus est Mercurius mineralis, Mercurius vegeta-bilis, Mercurius animalis'4(Vegetabilis, "растительный", следо-
Герметический сосуд (лат.) — Прим. перев.
Наше море (лат.) — Прим. перев.
Вечная вода (лат.) — Прим. перев. "** Море тьмы (лат.) — Прим. перев. +Единое суть Меркурий минеральный, Меркурий растительный,
Меркурий животный. — Прим. ред.
148
К.Г.Юнг
вало бы передавать словом "живой", a animalis, "животный", -словом "одушевленный", в смысле "имеющий душу" или даже "психический")4. На внешней стороне резервуара имеются шесть звезд, вместе с Меркурием представляющих семь планет или металлов. Все они как бы содержатся в Меркурии, поскольку он -paler metallorum' Когда он персонифицируется, то оказывается единством семи планет, Антропосом, чье тело и есть мир, - подобно Гайомарту, из чьего тела перетекают в землю семь металлов. Меркурий выступает матерью семи, а не только шести, также из-за своей женственной природы, ибо он сам - собственный отец и мать5. 403 Далее, из "моря" вырастает Фонтан Меркурия, triplex nomine, как говорится в связи с тремя манифестациями Меркурия6. Фонтан показан истекающим из трех труб в виде lac virginis", acetum fontis"" и aqua vitae"". Это - три из его бесчисленных синонимов. Упоминавшееся выше единство Меркурия представлено здесь в виде триады. Неоднократно подчеркивается, что он троичен, triunus или trinus, - хтонический, нижний или даже инфернальный противовес Небесной Троицы: почти как дьявол у Данте, имеющий три головы7. По той же причине, Меркурий часто изображается в виде трехглавого змея. Над тремя трубами на рисунке видны солнце и луна, выступающие неизменными спутниками мистической трансформации, ее прародителями; чуть выше расположена звезда квинтэссенции - символ единства четырех враждующих элементов. В самой верхней части рисунка находится serpens bifidus, "раздвоенный" (двуглавый) змей, фатальный binarius+, определяемый Дорном как дьявол8. Этот змей - serpens mercurialisg репрезентирующий duplex natura^ Меркурия. Головы змея изрыгают огонь, из коего коптская (или иудейская) Мария выводила свои duo /шш10. Это - те два испарения, конденсация которых11 кладет начало процессу, ведущему ко множественной сублимации или дистилляции, призванной удалить mail odores+++, foetor sepulcro-ram12++++ и цепкую изначальную тьму.
* Отец металлов (лат.) — Прим. перее.
** Молоко девственницы(лат.) — Прим, перев.
*** Уксус источника (лат.) — Прим. перев.
**** Вода жизни (лат.) - Прим, перев.
+ Двойной (лат.) — Прим. перев.
++ Двойственная природа (лат.) — Прим. перев.
+++ Дурные запахи (лат.) — Прим. перев.
++++ Могильный смрад (лат.) — Прим. перев.
ROSARIVM
Succns
Рис.1
150
К.Г.
ЮН£
404 Данная структура отображает "тетрамерию" (четырехсос-тавную природу) процесса трансформации, которая была известна уже грекам. Процесс начинается состоянием хаоса, когда четыре элемента существуют раздельно, и постепенно восходит к трем манифестациям Меркурия в неорганическом, органическом и духовном мирах; а после достижения форм Солнца и Луны (то есть драгоценных металлов, золота и серебра, но также и сияния божеств, способных любовью преодолеть борьбу между элементами) достигает кульминации в единой и неделимой (непорочной, эфирной, вечной) природе anitna*', quintet es-sentia, aqua permanens, тинктуры или lapis philosophorum. Такая прогрессия от числа "4" к "3" и далее к "2" и "1" представляет собой "аксиому Марии", в различных формах проходящую через всю алхимию в качестве лейтмотива. Отложив в сторону всевозможные "химические" объяснения, мы придем к следующей символической схеме: исходное состояние целостности отмечено четырьмя взаимно антагонистичными тенденциями: ибо "4" является тем наименьшим числом, с помощью которого можно естественным, видимым образом определить круг. Уменьшение этого числа имеет целью окончательное единство. Первым в прогрессии появляется "3", мужское число, а из него возникает женское число "2"13. Мужское и женское неизбежно констеллируют идею сексуального соединения как средства порождения "1", числа, затем последовательно называемого filius regius" или filius philosophorum.
405 Кватернион14 представляет собой один из самых широко распространенных архетипов; он также оказался одной из наиболее полезных схем упорядочивания функций, с помощью которых сознание осуществляет свою ориентацию15. Это - нечто вроде перекрещивающихся нитей в телескопическом поле зрения нашего понимания. Крест, образуемый точками кватерниона, весьма универсален и, к тому же, наделен для западного человека наивысшим возможным моральным и религиозным значением. Подобно этому, и круг как символ полноты и совершенства служит широко распространенным обозначением неба, солнца и Бога; он также выражает первоначальный образ человека и души16. "Четыре", в качестве минимального числа, способного создать упорядоченность, репрезентирует плюралистическое состояние человека, еще не достигшего