Смекни!
smekni.com

Международно-правовые основы авторского права (стр. 3 из 5)

Последующим этапом в развитии Бернской конвенции стало проведение в 1908 году Берлинской конференции, на которой были вновь пересмотрены основные положения Конвенции.

Именно на конференции 1908 года был установлен срок охраны авторского права, равный продолжительности жизни автора и 50 годам после его смерти. Берлинский текст расширил круг объектов произведений искусства, включив в них произведения хореографии и пантомимы, кинематографии, архитектуры и фотографии.

Дальнейшие изменения положений Бернской конвенции были сделаны в ходе конференций, проходивших в Риме, Брюсселе, Париже. При этом каждая конференция вносила существенные коррективы в систему защиты авторских прав, повышая при этом уровень охраны отдельных прав авторов. Параллельно изменялось и внутреннее законодательство государств — участников Бернского союза.

С развитием средств массовой информации, определенным прогрессом в области кинематографии, радиовещания появилась необходимость в правовом регулировании новых видов распространения произведений. Это нашло отражение в ходе проведения в 1928 году Римской конференции по изменению Бернской конвенции. Так появилась новелла о признании за автором права на трансляцию произведения по радио, включение в перечень охраняемых прав личных неимущественных прав авторов.

Наряду с совершенствованием системы охраны авторских прав, осуществляемым в рамках европейских государств, развивалась система зашиты прав авторов и на американском континенте. Первым шагом стало принятие в 1889 году на конференции в Монтевидео Конвенции о создании союза американских государств в области литературной и художественной собственности. Основным принципом Конвенции является принцип национального режима.

В последующих американских конвенциях (Конвенции об охране литературной и художественной собственности 1902г., Конвенции об охране патентов на изобретения, промышленных рисунков и образцов, товарных знаков и торговых марок и литературной и художественной собственности 1906г., Конвенции об охране литературной и художественной собственности 1910г.) принцип национального режима был также закреплен как основополагающий в системе защиты авторских прав.

2.2 Дальнейшее совершенствование международного авторского права

Гаванская конвенция 1928г. явилась своего рода итогом развития правового регулирования отношений в сфере авторского права на американском континенте. В Гаванской конвенции была предусмотрена не только защита литературных и художественных произведений, но и кинематографических работ, а также произведений прикладного искусства.

Необходимо подчеркнуть, что Гаванская конвенция имеет много общего с Римским актом Бернской конвенции. Оба эти документа были приняты в 1928 году и стали отражением развития литературной, музыкальной, кинематографической, радиовещательной "индустрии". Более того, несмотря на отдельные отличия, принципиальных разногласий между Гаванской и Бернской конвенциями вообще не существовало. В связи с этим возник вопрос о необходимости выработки единой всемирной конвенции о защите авторских прав.

Изучение вопроса о принятии единой конвенции проходило в рамках Лиги Наций. Однако все попытки и обсуждение представленных проектов новой конвенции, учитывающих и европейский, и американский подходы унификации авторского права, оказались тщетными.

Значительным препятствием на пути дальнейшего совершенствования международной системы охраны авторского права было приостановление нормотворческой деятельности в связи с началом второй мировой войны.

Работы по унификации возобновились лишь в 1946 году: была принята новая конвенция на американском континенте — Межамериканская конвенция об авторском праве на литературные и художественные произведения 1946г., именуемая "Вашингтонская конвенция", а в 1948 году на конференции в Брюсселе была в очередной раз пересмотрена Бернская конвенция.

Наконец, в 1952 году была принята Всемирная конвенция об авторском праве, работа по согласованию текста которой осуществлялась в течение трех лет.

Основным значением принятия Всемирной конвенции было установление единой, в рамках всех государств мира, системы охраны авторских прав. Так же, как в Бернской и в американских конвенциях, во Всемирной конвенции основополагающим был закреплен принцип национального режима: каждое государство-участник принимало на себя обязательство обеспечить охрану прав как собственных, так и иностранных авторов на литературные, научные и художественные произведения.

Одной из основных проблем в применении Всемирной конвенции оказалось существование, наряду с ней, других источников авторского права. В связи с этим во Всемирную конвенцию были включены нормы, посвященные её взаимодействию с другими конвенциями. В частности, во Всемирной конвенции содержится Декларация, прилагаемая к ст. ХVII, определяющая порядок действия Бернской и Всемирной конвенций. Что касается взаимодействия Всемирной и межамериканских конвенций, то согласно ст. ХVIII Всемирной конвенции, последняя не затрагивает межамериканские.

Во Всемирной конвенции содержится ряд материально-правовых норм:

— положение о том, что авторское право включает исключительное право автора переводить, выпускать в свет переводы и разрешать перевод и выпуск в свет переводы произведений, охраняемых на основании Конвенции;

— срок охраны произведений, на которые распространяется действие Конвенции, не может быть короче периода, охватывающего время жизни автора и 25 лет после его смерти;

— понятие "выпуск в свет" означает воспроизведение в какой-либо материальной форме и предоставление неопределенному кругу лиц экземпляров произведений для чтения или ознакомления путем зрительного восприятия.

Следует заметить, что в соответствии с положениями самой Конвенции, споры между государствами по поводу толкования или применения Всемирной конвенции передаются на рассмотрение Международного Суда ООН.

В заключение рассмотрения вопроса о международной системе защиты авторского права следует отметить Парижские конференции 1971г., на которых были пересмотрены Бернская и Всемирная конвенции. Так, например, во Всемирную конвенцию была включена статья об охране таких имущественных прав авторов, как право на воспроизведение своего произведения любыми способами, право на публичное исполнение и радиотрансляцию.

Разумеется, что в рамках настоящей работы не представляется возможным дать подробный анализ решений этих конференций (так же, как и остановиться на содержании основных положений рассмотренных ранее конвенций). Сам факт проведения Парижских конференций и пересмотр двух основных источников в области авторского права заслуживает внимания, поскольку свидетельствует о значимости охраны авторских прав на международном уровне.

2.3 Международно-правовая охрана смежных прав

Международно-правовое регулирование интеллектуальной собственности, как уже было замечено, не ограничивается вопросами авторского права и объектами промышленной собственности. Развитие научно-технического прогресса в сфере радиовещания, кинематографии и телевидения привело к тому, что первоначально созданные произведения при их последующем воспроизведении в виде музыкальных, сценических и драматических постановок претерпевали определенные изменения. С одной стороны, эти произведения продолжали оставаться объектами защиты авторского права и были результатами творческой деятельности определенных физических лиц; с другой стороны — труд драматургов, режиссеров, исполнителей вносил качественные изменения в процесс восприятия уже существующих произведений.

Права лиц, деятельность которых связана с интерпретацией "готовых" произведений, не идентичны правам авторов произведений. С определенной оговоркой работу исполнителей можно считать второстепенной по отношению к работе авторов произведений: исполнители не создают, а лишь интерпретируют уже созданные другими лицами произведения.

При этом следует подчеркнуть, что работа непосредственно артистов-исполнителей (или режиссеров, драматургов) и деятельность производителей фонограмм (или различных теле- и радиовещательных организаций) качественно отличаются друг от друга. Если первые делают произведение доступным, а порой и запоминающимся благодаря своим личным качествам (творческому таланту), то производители фонограмм достигают художественного результата в большей степени с помощью технических средств.

Появление понятия "смежные", синонимами которого являются такие понятия, как "соседствующие", "примыкающие", стало своего рода неким правовым компромиссом, благодаря которому, с одной стороны, права исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций были включены в орбиту действия авторского права, а с другой стороны — была подчеркнута необходимость в специальном регулировании и защите обладателей смежных прав.

При этом следует знать, что само понятие "смежные права" известно далеко не всем правовым системам: в странах англо-саксонской системы права это понятие вообще не используется.

Со временем назрел вопрос о защите прав тех, кто "украшал" уже созданные произведения музыкальной, литературной, хореографической, драматической или иной аранжировкой. Это было связано с тем, что любое исполнение, облеченное в материальную форму, могло использоваться впоследствии и без разрешения исполнителя (или создателя фонограммы), который мог об этом даже и не знать. Появилась необходимость в правовом регулировании отношений, связанных с использованием исполнения или постановки, закреплением исключительных прав исполнителей, производителей фонограмм и пресечением производства контрафактных экземпляров произведений и фонограмм.