Учитывая, что международные конвенции в области защиты авторских прав были посвящены защите только непосредственно прав авторов произведений, встал вопрос о разработке и принятии новых международных конвенций.
Считается, что заслуга в принятии конвенции об охране смежных прав принадлежит представителям государств Западной Европы, где наиболее бурно происходил процесс "заимствования" изделий фонографической, радио- и телевизионной промышленности между производителями — гражданами этих государств.
Наконец, в 1961 году в Риме была принята Конвенция об охране интересов артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (Римская конвенция). Российская Федерация не является участником этой конвенции.
Вначале Римская конвенция не имела широкого признания, она вступила в силу лишь спустя три года — 18 мая 1964г., однако впоследствии стала одним из основных источников в области охраны смежных прав.
• Основным принципом Римской конвенции, так же, как и конвенций в области авторского права, является принцип национального режима.
В соответствии со ст.2 Конвенции, национальный режим означает режим, который предоставляется законодательством государства, где испрашивается охрана смежных прав следующим категориям:
— отечественным артистам-исполнителям в отношении исполнений, сделанных, радиотранслированных или впервые зафиксированных на территории этого государства;
— отечественным производителям фонограмм — в отношении фонограмм, которые впервые записаны или выпущены в свет на территории этого государства;
— отечественным радиовещательным организациям, имеющим штаб-квартиры на территории этого государства, — в отношении радиопередач, осуществляемых с помощью передатчиков, расположенных на его территории.
Таким образом, объем защиты смежных прав иностранных граждан определяется в соответствии с рассмотренной коллизионной нормой по национальному законодательству государства, где испрашивается защита.
• Римская конвенция применяется только к иностранным исполнителям, изготовителям фонограмм и радиовещательным организациям. Другими словами, условием применения положений Конвенции является присутствие в правоотношении иностранного субъекта.
• Римская конвенция предусматривает минимальный уровень охраны прав артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций. Специально подчеркивается, что государства-участники могут заключать между собой различного рода двусторонние соглашения, наделяя при этом обладателей "смежных прав" более широкими полномочиями, по сравнению с теми, которые им предоставлены Римской конвенцией.
• Согласно Римской конвенции учреждается Межправительственный комитет, одной из основных задач которого является анализ применения и действия Конвенции.
• Минимальный срок охраны смежных прав, установленный Римской конвенцией, составляет 20 лет, исчисляемых с конца года, в котором:
— осуществлено исполнение произведения;
— выпущена радиопередача;
— произведена фонограмма.
• Следует отметить, что в Римской конвенции дается автономная квалификация понятий "артисты-исполнители", "фонограмма", "производитель фонограмм", "публикация", "воспроизведение", "передача в эфир", "ретрансляция".
Необходимо обратить внимание на то, что понятия, закрепленные в Конвенции, могут не соответствовать аналогичным понятиям, содержащимся в национальном законодательстве государств. Так, например, под "артистами-исполнителями" в Римской конвенции понимаются актеры, певцы, музыканты, танцоры или другие лица, которые играют роль, поют, читают, декламируют, исполняют или каким-либо иным образом участвуют в исполнении литературных или художественных произведений.
Как видно из приведенного перечня, артисты балета, цирка не будут пользоваться защитой согласно Конвенции, хотя бесспорно, что эти лица относятся к категории исполнителей. Положения Римской конвенции также не распространяются и на артистов эстрады.
Завершить работу хочется выдержкой из Всемирной декларация по интеллектуальной собственности от 26 июня 2000 г, где подчеркивается:
"Исторически интеллектуальная собственность была и остается одним из основных и необходимых элементов прогресса и развития всего человечества.
От самых первых орудий доисторической эпохи до колеса, китайских счетов, печатной машины, сирийской астролябии, телескопа, использования электричества, двигателя внутреннего сгорания, пенициллина, компьютера и многих других изобретений именно изобретательность авторов позволила человечеству достигнуть нынешнего уровня технического прогресса.
От самых ранних ритуалов доисторической эпохи, первой музыки и танцев, похоронных обрядов, наскальных рисунков, письменного слова, фольклора и театрального представления до использования современных технологий, таких, как фонограмма, кинопленка, беспроволочное вещание, программное обеспечение и цифровая запись, человечество идентифицировало себя через посредство культурного творчества и его выражений в виде художественных произведений и исполнений, которые могут быть описаны в качестве интеллектуальной собственности.
От первых меток на глиняных изделиях, которые указывали на авторство и репутацию первых гончаров Месопотамии, до современных товарных знаков, которые мы знаем в наши дни, включая те указатели деловых предприятий, которые известны в качестве названий доменов в Internet, и те, которые признаны в качестве географических указаний, человечество полагалось на системы надежного и точного обозначения.
От первых промышленных образцов ткачей и гончаров до промышленных образцов современного изготовителя дизайнеры-авторы обогатили и повысили благодаря своей изобретательности качество повседневной жизни всего человечества.
В общем целом, и, в частности, в контексте развития, интеллектуальная собственность важна для любого плана по обеспечению образования для всех, причем следует упомянуть особо исключительные возможности Internet для подготовки людских ресурсов".
Интеллектуальная собственность также важна для усилий по охране окружающей среды при решении проблем нехватки продовольствия, воды и энергии и для борьбы с заболеваниями.
Интеллектуальная собственность может играть полезную роль в дополнительном финансовом стимулировании ученых и исследовательских институтов, включая университеты, и может таким образом внести свой вклад в деятельный цикл накопления знаний и обмена ими.
Права интеллектуальной собственности стимулируют авторов и обеспечивают на равной основе доступ пользователей к благам творческой деятельности.
Права интеллектуальной собственности являются важной и неотъемлемой частью любых правовых рамок, которые имеют целью регулировать на справедливой основе гражданское поведение авторов и пользователей и, таким образом, обеспечивать универсальную охрану интересов всех.
Права интеллектуальной собственности являются ключевым и неотъемлемым инструментом в усилиях по решению основополагающей задачи развития для всех, которая в конце двадцатого века является важнейшей и универсально признанной проблемой, стоящей перед человечеством.
1. Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (Женева, 29 октября 1971 г.)
2. Бернская Конвенция об охране литературных и художественных произведений (Парижский Акт, ВОИС, 24 июля 1971 г.)
3. Всемирная конвенция об авторском праве от 6 сентября 1952 г. (пересмотрена в Париже 24 июля 1971 г.)
4. Международная конвенция об охране интересов артистов - исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (Рим, 26 октября 1961 г.) (Документ не ратифицирован Российской Федерацией.
5. Договор ВОИС по авторскому праву (принят Дипломатической конференцией) (Женева, 20 декабря 1996 г.)
6. Всемирная декларация по интеллектуальной собственности от 26 июня 2000 г.
Учебная литература
7. Бирюков П.Н. Международное право. М., Юристъ, 1998.
8. Гражданское право, том 3. Учебник под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого, М., "Проспект", 2000.
9. Звеков В.П. Международное частное право. Курс лекций. Издательство НОРМА. М., 2000.
10. Международное право. Учебник для вузов. Отв. ред. Г.В.Игнатенко и О.И.Тиунов НОРМА-ИНФРА, М, 1999.
11. Международное частное право. Сборник документов. / Сост. К.А.Бекяшев и А.Г.Ходаков. М.: БЕК, 1997.
12. Халфина Р.О. Современный рынок: правила игры. Учебное пособие по торговому и гражданскому праву зарубежных стран. М.: Ассоциация "Гуманитарное знание", 1993.
Декларация, относящаяся к статье XVIIВсемирной конвенции по авторскому праву
Государства - члены Международного союза по охране литературных и художественных произведений, являющиеся участниками Всемирной конвенции по авторскому праву,
Желая укрепить свои взаимоотношения на базе указанного Союза и избежать всяких конфликтов, которые могли бы возникнуть в результате одновременного существования Бернской конвенции и Всемирной конвенции,
Приняли с общего согласия нижеследующую Декларацию:
а) Произведения, страной происхождения которых, согласно положениям Бернской конвенции, является страна, вышедшая после 1 января 1951 г. из состава Международного союза, образованного этой Конвенцией, не будут пользоваться в странах Бернского союза охраной, предоставляемой Всемирной конвенцией по авторскому праву.