3.3 Секвенсоры
Первые секвенсоры выпускались в виде самостоятельных устройств, затем их стали включать в состав инструментов, получая рабочую станцию композитора, арранжировщика и исполнителя, а сейчас наиболее популярны компьютерные секвенсоры - например, Cakewalk для IBM PC и Cubase для IBM PC и Atari. С их помощью можно записать каждую партию на отдельную дорожку, подправить неточно сыгранные ноты или динамику перемещения рукояток, выборочно заглушать отдельные дорожки или, наоборот, отдельно слушать соло каждой дорожки, транспонировать, сдвигать, менять длительность и динамику как на уровне отдельных нот, так и фраз, партий или всего произведения целиком. Многооконный интерфейс отображает партитуру в различных представлениях - как традиционном нотном, так и в виде списка MIDI-сообщений или схематичном звуковысотном виде. Современные секвенсоры имеют и ряд возможностей звуковой студии, позволяя записать на отдельные дорожки цифровой звук - голос певца или игру на акустической гитаре - с последующим редактированием уже на уровне звуковой волны.
Важно понимать, что с точки зрения обмена MIDI-сообщениями совершенно неважна физическая реализация передатчика и приемника - имеет значение лишь смысл команд и направление передачи сообщений. Под словами "инструмент" и "синтезатор" могут пониматься как традиционные инструменты с клавиатурой или тонгенераторы, подключенные ко внешнему интерфейсу кабелями, так и встроенные синтезаторы звуковых карт, программные имитаторы или устройства обработки. К тому же устройство, имеющее способность издавать звук, не всегда будет делать это при получении сообщений - например, оно может быть настроено только на их пропускание сквозь себя или запоминание во внутренний блок памяти.
Еще нужно подчеркнуть, что по MIDI не передается звук - по нему передаются только сообщения, при получении которых инструмент может его издавать. Иначе говоря, соединив инструмент и компьютер MIDI-кабелями, вы только обеспечиваете "электронный" способ управления им; звук же по-прежнему снимается со звукового выхода инструмента. Это говорит еще и о том, что сам характер звука - набор тембров, их окраска или натуральность, соотношение между голосами - будет в общем случае индивидуален для каждого инструмента или музыкальной карты, и если внутри одной серии инструментов еще наблюдается какое-то однообразие, то между сериями и тем более - инструментами различных производителей - его почти не бывает. Кроме этого, большинство современных инструментов и карт позволяет использовать собственные наборы (банки) тембров, еще больше усугубляющих эти различия.
3.4 Стандарт GM
Ассоциация производителей MIDI-инструментов (MMA) в какой-то мере попыталась сгладить эти различия, введя стандарт General MIDI - единый MIDI, или GM. Инструменты, соответствующие этому стандарту (а ему уже давно соответствуют все MIDI-инструменты), обязаны иметь качественно одинаковый набор из 128 мелодических (пианино, арфа, клавесин, органы, гитары, струнные, духовые, эффекты и т.п.) и 37 ударных (эстрадная ударная установка, тамбурины, конги, треугольники и т.п.) тембров, а также реагировать на базовые команды управления звуком (громкость, панорама, модуляция и т.п.). Однако эта общность соблюдается лишь в отношении типов тембров, ибо разные инструменты с совершенно одинаковым звучанием никому не нужны, и основную прелесть популярных моделей синтезаторов составляет именно их "фирменное" звучание в сочетании с возможностями обработки звука. Поэтому и исполнять MIDI-партитуры желательно на тех инструментах или музыкальных картах, для которых они были написаны, а при исполнении на других - не обижаться на "неправильное" звучание тех или иных тембров.
Поскольку GM является предельно простым стандартом, практически каждый новый инструмент в этом стандарте имел сверх него как дополнительные банки тембров, так и собственные команды управления синтезом звука. При этом одинаковые по смыслу команды оказывались по-разному представленными в разных инструментах, что затрудняло их запоминание и использование. С целью упорядочения банков инструментов и способов управления синтезом фирма Roland ввела стандарт General Synth (GS), описывающий конфигурацию двенадцати дополнительных банков (содержащих в основном вариации основных тембров и звуковые эффекты вроде взрывов, хохота или шума дождя), команды управления портаменто (глиссандо), эффектами реверберации, хора и задержки, резонансным фильтром (эффект типа кваканья) а также раздельной настройки звучания ударных тембров. Около трех лет назад фирмой Yamaha на частичной основе GS был разработан более широкий стандарт XG (eXtended General - расширенный единый), включающий 676 мелодических и 11 наборов (kits) ударных тембров, с чрезвычайно широким набором команд управления как параметрами самих тембров, так и дополнительной обработкой исполняемой музыки (эффекты реверберации, хора, задержки, вращающегося источника звука и другие). Очень важно, что для инструментов стандарта XG декларирована одинаковость основных характеристик тембров - относительной громкости, времени нарастания и затухания, спектрального состава, благодаря чему партитура, созданная на одном XG-синтезаторе, практически идентично звучит и на других, разве что более старшие модели звучат более качественно и натурально.
Нужно сказать, что даже не очень дорогие музыкальные карты и дочерние платы нередко обладают не меньшим потенциалом, чем "серьезные" инструменты; основная разница заключается в том, что если хороший и дорогой инструмент содержит качественные аналоговые цепи, имеет тщательно подобранные наборы тембров, сопровождается подробной документацией и т.п., то большинство карт содержит минимальный набор тембров, цепи среднего качества и достаточно бедную документацию. Дополнительные тембры, программы и описания нужно либо приобретать отдельно, либо искать или изготавливать самостоятельно. Например, известная группа карт Sound Blaster AWE на самом деле обладает достаточно мощным синтезатором, звучание которого при грамотном применении удивляет даже давно знакомых с этими картами (хотя, по правде говоря, это относится ко всем без исключения музыкальным инструментам). А вот не так давно появившиеся платы Yamaha XG уступают своим "старшим братьям" - тонгенераторам MU10, MU50 и MU80 - только в общем качестве звука и полифонии, а в части управления звуком их возможности практически идентичны.
4. Заключение
Несмотря на вторжение в мир компьютерной музыки все более новых технологий, все равно, как и в любом другом деле, остаются основы, на которых держится вся музыка. Настоящим «китом» в этом плане была и остается технология MIDI. Практически все, что использует современный музыкант, так или иначе связано с MIDI. Это и программные, и аппаратные средства. Это и соединение инструментов в студии, и соединение виртуальных инструментов с секвенсором. Знание таких основ — такое же обязательное и полезное, как и знание основ музыки как таковой. Когда-нибудь на смену MIDI, возможно, придет новая технология. Пока же нет не только конкурирующей технологии, но даже намека на таковую.
План:
1. Введение:
1.1 История эволюции звуковых карт
1.2 Первопроходцы звукового фронта
2. История MIDI:
2.1 Теория MIDI-сообщений
2.2 Управление контроллерами с помощью MIDI
3. Интерфейс MIDI:
3.1 Аппаратная спецификация MIDI
3.2 Разнообразие инструментов при подключении к MIDI
3.3 Секвенсоры
3.4 Стандарт GM
4.Заключение
Литература:
1. http://www.elenoize.com
2. Субботкин М. MIDI. - IN/OUT, 1992, N1, с.18.
3. http://www.n-audio.com/articles/format-5.htm
4. http://www.videoton.ru/Articles/midi_interface.html
5. Студнев А. Что такое MIDI? - Радио, 1993, № 1,№2
6. http://kazus.ru/articles/202.html