Смекни!
smekni.com

По дисциплине : Периферийные устройства на тему: ” midi-клавиатуры (стр. 3 из 5)

Число октав. Тоже субъективная оценка. Выпускаются клавиатуры с числом октав от трех (37 клавиш) до 7,5 (88 клавиш). Каждый сам для себя решает, в каком "октавном пространстве" ему комфортно работать. Лично я предпочитаю пятиоктавное пространство: в четырех октавах мне очень тесно, а в шести - раздолье. Многим музыкантам вполне хватает четырех октав, но есть и такие, которым требуются все семь.

Чувствительность к скорости/силе нажатия. Думаю, никому не надо объяснять, что чем сильнее удар по клавише фортепиано, тем громче звук. Клавиатуры, способные передавать динамику нажатия, обычно называют активными. Однако этот термин не совсем точен, поскольку можно выделить два типа "активности": чувствительность к скорости нажатия (velocity sensitivity) и к силе давления на клавишу (aftertouch, "послекасание"). Первая соответствует динамике обычной фортепианной клавиатуры ("сильнее - громче"), со второй дело обстоит сложнее (см. врозь).

Тип механики. Это, пожалуй, самый главный критерий. От типа механики клавиш зависит в основном цена изделия. Принято различать три типа механики: синтезаторную (synth action), фортепианную (piano action) и молоточковую (hammer action). Кроме того, внутри каждого типа выделяют несколько степеней нагрузки клавиш: невзвешенные клавиши (non-weighted), полувзвешенные (semi-weighted) и взвешенные (weighted).

Клавиатуры с синтезаторной механикой самые простые и дешевые. Клавиши, как правило, полые, более короткие, чем у фортепиано, имеют пружинную механику и в зависимости от жесткости пружины могут быть "легкими" или "тяжелыми", т. е. взвешенными или невзвешенными. Клавиатуры второго типа с полноразмерными (и в ширину, и в длину) клавишами имитируют фортепиано, однако нагрузка клавиш по-прежнему "пружинная", поэтому такие "доски" больше похожи на фортепиано по виду, чем на ощупь. Клавиатуры с молоточковой механикой используют не пружины (вернее, не только пружины), а молоточки и на ощупь практически неотличимы от настоящего рояля. Но это дорогое удовольствие, так как большая часть работы при сборке молоточковых клавиатур производится вручную. Выбор типа механики опять-таки за вами. Мне, например, одинаково неприятны и очень легкие (non-weighted) клавиатуры синтезаторного типа, и молоточковые. Первые не дают привычного ощущения тяжести клавиш под пальцами, вторые обеспечивают его в избытке: тяжело играть. Так что предпочитаю средний вариант - взвешенную или полувзвешенную клавиатуру синтезаторного типа.

Наличие органов управления в режиме реального времени. Многие клавиатуры оснащены специальными органами управления, которые в процессе игры (в режиме реального времени) позволяют изменять какие-либо параметры звука, например громкость или панораму звучания. Обычно они представляют собой два "колеса", расположенных в левой части клавиатуры. Первое из них, Pitch Bend, служит для регулирования высоты тона (как правило, в пределах одного-двух полутонов); данный эффект часто используется, скажем, при имитации гитарных "подтяжек". Чтобы вы не могли с помощью этого колеса окончательно расстроить синтезатор, оно всегда самостоятельно возвращается в нейтральное положение. Второе колесо, Modulation Wheel (колесо модуляции), предназначено для создания эффекта модуляции - периодических изменений высоты тона, которые дают возможность имитировать "легкую расстройку" фортепиано или дрожание гитарной струны.

Вы, конечно, понимаете, что сама клавиатура не способна произвести ни одного из вышеуказанных эффектов - она только передает соответствующую команду. Поэтому если при вращении, например, колеса Pitch Bend со звуком ничего не происходит, то не следует обвинять в этом клавиатуру. Дело в том, что ваш синтезатор, вероятно, не воспринимает саму команду. Иногда колесо Mod Wheel можно программировать. Это не значит, что вам придется создавать какую-то программу. Просто кроме команды "Модуляция" Mod Whell может передавать другие команды по вашему выбору (например, ту же команду управления громкостью).

Некоторые фирмы, например Roland, вместо двух колес используют специальный джойстик, выполняющий двойную функцию: и Pitch Bend, и Mod Wheel. Иногда к колесам или джойстику производители добавляют один или несколько "движков" (слайдеров), которые также могут быть настроены на передачу различных команд MIDI. В принципе можно обойтись и вообще без колес, если вы имеете дело с компьютером, - любой MIDI-секвенсор позволит вам легко "нарисовать" какие угодно изменения MIDI-параметров, но делать это во время игры гораздо удобнее. В целом же наличие колес/джойстиков/движков можно считать несомненным преимуществом.

Возможность подключения педалей. Почти все более или менее уважающие себя клавиатуры оснащены разъемами для подключения педалей. Первая из них, сустейн-педаль, имитирует правую педаль фортепиано, т. е. "держит" звук до момента ее отпускания. Вторая, педаль громкости, предназначена, понятно, для управления громкостью в режиме реального времени.

Сустейн-педаль технически представляет собой элементарный контакт, поэтому ее применение не вызывает проблем - изделия разных фирм подходят к любым клавиатурам. Но и здесь "не без урода": почему-то клавиатуры и педали фирмы Roland работают на размыкание, в то время как все остальные - на замыкание. Так что к "роландовской" клавиатуре нужна именно "роландовская" педаль. Отметим, что существуют варианты с переключаемой "полярностью"; кроме того, многие клавиатуры и синтезаторы также способны подстраиваться под тип педали.

Педаль громкости устроена несколько сложнее, поэтому стоит обычно дороже. Впрочем, ее использование оправдано, пожалуй, только на концертах. А вот отсутствие сустейн-педали может создать дискомфорт тем, кто привык играть на фортепиано

Дополнительные возможности. Поскольку MIDI-контроллер представляет собой своеобразный "центр управления" музыкальной системой, большинство клавиатур оснащено дополнительными органами управления, которые позволяют, например, переключать звуки в синтезаторе. Если вы работаете с компьютером, то практически все регулировки можно осуществлять программно, поэтому наличие/отсутствие множества "ручек", "кнопочек" и "движков" не должно стать для вас основным критерием выбора. Напротив, по моему мнению, клавиатура должна быть предельно простой. Вот список возможностей, которыми могут обладать MIDI-клавиатуры:

  • переключение номера звука/банка (bank select/program change). Наличие такой возможности не критично, так как переключать звуки одинаково легко и с панели управления звуковым модулем, и на экране компьютера;
  • переключение номера канала. Более значимая функция, позволяющая указывать, по какому каналу MIDI следует передавать команды. Она может быть полезна в том случае, если звуковой модуль/плата принимает команды только по одному из каналов (обычно по первому), однако все современные платы и модули способны принимать информацию по любому из шестнадцати каналов;
  • транспонирование (сдвиг) клавиатуры. Эта функция особенно важна для моделей с небольшим числом (четыре-пять) октав. Как правило, она обеспечивает сдвиг на одну-две октавы вверх и вниз. Некоторые клавиатуры допускают сдвиг на любое количество полутонов, что очень помогает в том случае, если музыкальное произведение, которое вам предстоит исполнить, написано в "неудобной" для вас тональности. С такой клавиатурой вы можете играть все что угодно, например, в до-мажоре. Обычно транспонировать можно и непосредственно в синтезаторе и/или компьютере, но с контроллера это делать немного проще;
  • разбиение клавиатуры на зоны. Многие MIDI-контроллеры позволяют разбить клавиатуру на неперекрывающиеся (split) или перекрывающиеся (layer) части (зоны). Каждой из зон назначается свой MIDI-канал, и тогда можно задействовать сразу несколько звуков. На самом деле я не вижу в этой функции абсолютно никакого смысла: в студийных условиях это гораздо легче выполнить на компьютере, а на концерте возиться с назначением зон все равно некогда;
  • наличие индикации. В ряде клавиатур имеются жидкокристаллические индикаторы, показывающие в числовом виде значения параметров. Функция не то чтобы незаменимая, но все же полезная;
  • совместимость со стандартами GM/GS/XG. Встречаются модели, оснащенные специальными функциями управления синтезаторами, совместимыми с General MIDI и его расширениями - GS и XG. На практике всеми параметрами GM/ GS/XG можно управлять с любой клавиатуры, имеющей программируемое колесо или "движок", поэтому вряд ли стоит придавать этому фактору большое значение.
  • комплектация. В комплект поставки MIDI-клавиатуры обычно входит только адаптер питания. Однако с некоторыми моделями могут поставляться, кроме того, MIDI-кабели, MIDI-адаптеры, сустейн-педаль и даже некоторое программное обеспечение. Все эти вещи всегда можно приобрести отдельно, но если они предлагаются вам в комплекте, то почему бы ими и не воспользоваться.

7 Краткий обзор MIDI-клавиатур

7.1 FATAR

Всемирным лидером производства MIDI-клавиатур является итальянская фирма “FATAR”. До недавнего времени она выпускала клавиши и механику для таких известных фирм как “KORG”, “ROLAND”, “YAMAHA” и многих других. Оказывается, сделать хорошие клавиши не намного проще, чем синтезатор, и в наиболее качественных синтезаторах известных фирм стоят клавиши от “FATAR”.

С появлением возможности подключения к компьютеру синтезаторов, фирма “FATAR” сразу начала выпуск MIDI-клавиатур различного класса.

Конкурентов у “FATAR” не много. Фирма “QuickShot” заняла свою нишу с одной моделью самых дешевых (“детских”), но с небольшим набором функций и не очень надёжных клавиатур. “ROLAND” используя, кстати, в двух из трёх своих старших моделях клавиши “FATAR” уступает по функциональным возможностям.