Смекни!
smekni.com

По дисциплине : Периферийные устройства на тему: ” midi-клавиатуры (стр. 1 из 5)

Министерство образования и науки Украины

Запорожский национальный технический университет

Кафедра КСС

Реферат

По дисциплине:

Периферийные устройства

на тему:

MIDI-клавиатуры

Выполнил: Шульга А.Д.

Проверил: Рыбин В.О.

2005г.

План

1 Немного о MIDI …………………………………………………………………3

2 Лучше врозь? …………………………………………………………………….4

3 Проблема выбора ………………………………………………………………..4

4 А может быть, все-таки синтезатор?...................................................................5

5 OK, компьютер! …………………………………………………………………6

6 Есть ли истинные ценности? …………………………………………………...7

7 Краткий обзор MIDI-клавиатур ………………………………………………10

7.1 Fatar…………………………………………………………………………10

7.2 Yamaha……………………………………………………………………...14

7.3 Roland……………………………………………………………………….14

7.4 Terra…………………………………………………………………….......15

7.5 MidiMan…………………………………………………………………….16

7.6 QuickShot…………………………………………………………………...16

8 Aftertouch- что это такое?..................................................................................16

Литература……………………………………………………………………...18

Если вы приобрели звуковую плату не только для того, чтобы озвучивать игровые программы, и надеетесь сделать ее основой своей домашней музыкальной студии, то следующим шагом, скорее всего, будет покупка MIDI-клавиатуры, поскольку вводить ноты с помощью мыши и компьютерной клавиатуры - занятие более чем утомительное, особенно если у вас уже есть навыки игры на фортепиано.

1 Немного о MIDI

В те давние времена, когда все синтезаторы были аналоговыми, клавиатура, составлявшая неотъемлемую часть устройства, представляла собой набор контактов, электрически связанных со звукогенерирующей частью. При замыкании одного из контактов ток проходил через соответствующий переменный резистор, при изменении сопротивления которого изменялось управляющее напряжение (Control Voltage, CV), а следовательно, и уровень звука. Каждый из резисторов, естественно, был "настроен" на определенную ноту. Такая конструкция предполагала, что синтезатор является "вещью в себе" и не предусматривала никаких способов взаимодействия его с внешним миром.

По мере того как число моделей синтезаторов возрастало, производители стали пытаться обеспечить "диалог" между ними. Поначалу для этого применялись отдельные разъемы для подачи управляющего напряжения извне. Таким образом можно было, например, воспроизводить звуки с одного синтезатора, играя на клавиатуре другого. Появились и аналоговые секвенсоры - приборы, способные запоминать и озвучивать определенное количество нот. Так был сделан первый шаг на пути создания современных средств "автоматизации труда композиторов" - многодорожечных секвенсоров и автоаранжировщиков. Однако решение это оказалось весьма далеким от совершенства. Возможности подобного метода управления были ограниченны, да и синтезатор быстро выходил из строя, если на него подавалось неправильное управляющее напряжение, тем более что большинство приборов того времени имело разное значение и полярность CV. Соответственно и секвенсоры приходилось разрабатывать индивидуально чуть ли не под каждую конкретную модель синтезатора.

Между тем продолжала постепенно развиваться цифровая техника. Синтезаторы, сохранив аналоговую звукогенерирующую часть, обрели удобное цифровое управление, появилась возможность "отделить" все управляющие средства, в том числе и клавиатуру, от генератора. Необходимость в CV отпала, так как теперь клавиатура не имела электрической связи со звукогенерирующей частью, а просто посылала ей цифровой управляющий сигнал при замыкании контакта. Это в свою очередь дало толчок к дальнейшему развитию секвенсоров.

Проблема заключалась в том, что поначалу каждый производитель пытался ввести собственный стандарт на управляющие сигналы, что приводило к большой путанице и несовместимости между моделями синтезаторов и секвенсоров разных фирм. В начале 80-х годов производители музыкального оборудования решили покончить с этим "произволом" и впервые собрались "за столом переговоров". В результате был принят единый стандарт, названный MIDI (Musical Instrument Digital Interface - цифровой интерфейс музыкальных инструментов). И наступила благодать! Теперь можно было подключать друг к другу любые синтезаторы, покупать секвенсор, не заботясь о том, подойдет ли он к данной модели синтезатора, обмениваться мелодиями и т. д. А главное - звукогенерирующая часть окончательно отделилась от клавиатуры: они стали абсолютно независимыми устройствами.

Это, в частности, послужило отправной точкой для создания звуковых модулей, т. е. бесклавишных ("рэковых") версий синтезаторов. В студии можно иметь несколько подобных модулей (музыканты называют их "мозгами") и управлять ими всеми с помощью одной клавиатуры, что позволяет одновременно экономить место и средства. В самом деле, если у вас есть, скажем, пять синтезаторов, нужно ли вам держать еще и пять клавиатур? Рук не хватит!

Следует отметить, что даже если вы имеете дело с клавишной версией синтезатора, клавиатура и звукогенератор представляют собой, повторюсь, две независимые части, связанные с помощью MIDI, только находятся они в одном корпусе. Если мысленно вынести звукогенерирующую часть ("мозг") за пределы синтезатора и вставить в отдельный корпус, как раз и получится тот самый звуковой модуль. А все, что осталось, превратится в... MIDI-клавиатуру.

Кстати, клавиатуру принято называть также MIDI-контроллером; этим подчеркивается, что она выполняет чисто "управленческие" функции. И между прочим, MIDI-контроллер совсем не обязательно должен иметь вид фортепианных клавиш - бывают контроллеры в виде гитары, баяна или, например, флейты. Поэтому более правильно употреблять здесь термин "MIDI-контроллер фортепианного типа".

2 Лучше врозь?

Итак, на самом деле MIDI-клавиатура, как оказалось, - это то же, что синтезатор, но с "ампутированным мозгом" (или голосом, если угодно). Она не может сама по себе издать ни единого звука. Возможно, вы сочтете целесообразность приобретения такого "искалеченного" инструмента весьма сомнительной. Действительно, зачем покупать "немую доску", если сегодня вполне можно найти недорогой синтезатор и получить "в дополнение" к клавиатуре множество звуков и даже автоаккомпанемент? Для солидных студий, где необходимо иметь несколько синтезаторов, принцип "много модулей - одна клавиатура" себя, конечно, оправдывает. Но вы-то, если и не можете обойтись единственной звуковой платой, вряд ли собираетесь приобрести в придачу к ней пару синтезаторов?

Безусловно, в подобных рассуждениях зерно истины есть. Многие владельцы звуковых плат так и поступают, покупая вместо MIDI-клавиатуры недорогой синтезатор класса home keyboard, благо на рынке присутствует множество моделей от Yamaha, Casio и других фирм - были бы только вход и выход MIDI. Однако спрос на эти "безмолвные" клавиатуры ничуть не снижается, а, наоборот, неуклонно растет. И правда, при ближайшем рассмотрении идея приобретения отдельного MIDI-контроллера может оказаться весьма удачной.

3 Проблема выбора

Вот некоторые преимущества MIDI-клавиатуры перед клавишным синтезатором.

Цена. Естественно, отдельно выполненная клавиатура стоит дешевле, чем синтезатор с аналогичной клавиатурой. Если бюджет вашей домашней студии невелик и вы хотите ограничиться одной звуковой платой, то первый вариант будет для вас более выгодным приобретением. Четырехоктавную клавиатуру с полноразмерными клавишами можно приобрести по цене, не превышающей полторы сотни долларов. За синтезатор наверняка придется заплатить дороже, если только это не детская модель с маленькими клавишами и без интерфейса MIDI. Если же мысль о покупке синтезатора вам все-таки по душе, постарайтесь не попасть в ситуацию, когда, пытаясь "выжать" максимум из своего бюджета, вы заполучите игрушку с плохим звуком и никчемной клавиатурой.

Качество. Поскольку клавиши - практически единственная "значимая" деталь MIDI-клавиатуры, производители, как правило, сосредотачивают внимание именно на клавишной механике. В результате даже дешевые MIDI-контроллеры могут превосходить в этом отношении довольно дорогие синтезаторы.

Гибкость. Может случиться так, что вам понравится звучание одного синтезатора и клавиатура другого. Нечто похожее произошло, в частности, и со мной: в свое время я был просто очарован звуками синтезатора Korg X5, но его клавиатура производила ужасное впечатление. Есть музыканты, которым совершенно безразлично, на какой клавиатуре играть. Однако для меня тактильные ощущения при нажатии клавиш важны не менее, чем качество звучания синтезатора. Проблема была решена просто: пришлось приобрести "мозг" X5 (звуковой модуль Korg X5DR) и затем отдельно подобрать подходящую клавиатуру. Вышло несколько дороже, но зато я получил именно то, что хотел.

Простота. Подключить к компьютеру MIDI-клавиатуру гораздо проще, чем синтезатор, поскольку для этого необходимо произвести некоторую настройку его параметров. Дело осложняется еще и тем, что процедура настройки, как правило, существенно отличается от модели к модели, поэтому вы не всегда сможете получить консультацию даже у специалистов: вряд ли кто-нибудь знает особенности всех моделей. В лучшем случае вам придется предоставить специалисту документацию на синтезатор, в худшем - притащить его самого (не специалиста, конечно, а синтезатор). Разумеется, и научиться работать с MIDI-клавиатурой тоже проще.

Долговечность. Здесь имеется в виду вовсе не срок службы клавиатуры - в этом смысле контроллер ни в чем не превосходит синтезатор. Аппаратура устаревает морально гораздо быстрее, чем физически. Может статься, что те звуки, от которых год назад вы были в восторге, сегодня вызывают у вас только скуку, если не отвращение. Продать клавишный синтезатор не так просто, поскольку в нем есть механические части (в лучшем случае придется сильно снизить цену). Реализовать "мозги" намного проще, - они не подвержены механическому износу, да и спрос на них выше. Вам же останется только купить новый звуковой модуль. Кроме того, не придется расставаться с клавиатурой, к которой вы наверняка уже привыкли. А "мозги" приходят и уходят...