Смекни!
smekni.com

Культурология методические указания к самостоятельной работе для студентов всех специальностей по дисциплине «Культурология» очной формы обучения Мурманск 2009 удк 008. 001 (075) ббк 71 я 73 к 90 (стр. 10 из 17)

Реформация – социально-политическое движение XVI века в Европе против католической церкви, отразившее кризис феодального общества. Реформация породила новое направление христианства – протестантизм. Разделяя основные догматы христианства, протестантизм выдвинул три новых принципа: спасение личной верой, священство всех верующих, исключительный авторитет Библии.

Универсализм личности – разносторонность развития человека, открытость его для творчества в самых разных областях деятельности. Характерное для Возрождения представление о безграничных возможностях человека способствовало выявлению огромного творческого потенциала личности, раскрытию многих ее дарований. Наиболее ярко универсализм личности проявился в жизнедеятельности титанов Ренессанса.

ТЕМА 15. КУЛЬТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ

Исторические рамки эпохи. Противоречия духовной жизни 17 века. Реформация и Контрреформация, их влияние на духовную жизнь эпохи. Идеология протестантизма и дух капиталистического хозяйствования. Обновление католицизма, формирование нового идеала духовного руководства миром. Ранние буржуазные революции и развитие капиталистических отношений. Становление рационалистической картины мира. Развитие науки и опытного естествознания, «век гениев в науке». Новые проблемы и подходы в философии. Барокко и классицизм. «Век театра»; рождение оперы.

Просвещение: основные идеи и представители. Природа – культура – личность в европейском сознании Нового времени. Культ разума и идея общественного прогресса. Концепция естественных прав и свобод человека. Художественная культура 18 века: рококо, классицизм, сентиментализм, предромантизм. «Век музыки». Освоение европейского культурного опыта Россией.

Буржуазная Европа 19 века. Промышленная революция и социально-экономические преобразования. Естественнонаучные открытия и изменение стиля мышления, технические революции 19 века. Формирование культуры индустриального общества. Многообразие течений и направлений в искусстве. Главные идеи романтизма. Реализм 19 века и его эстетическая основа. Европейский роман как зеркало культуры. Импрессионизм и постимпрессионизм – предтечи живописи модернизма. Культурные итоги Нового времени.

Методические рекомендации по изучению темы

По данной теме необходимо изучить систему культурных ценностей европейской цивилизации Нового времени; противоречия духовной жизни ХVII века; Реформация и Контрреформация; идеология протестантизма и дух капиталистического хозяйствования; становление рационалистической картины мира; Просвещение: основные идеи и представители; Русская культура эпохи Просвещения; буржуазная Европа ХIХ века; Художественная культура Нового времени; культурные итоги Нового времени.

По данной теме необходимо:

знать: типологические черты культуры Нового времени; особенности культур трёх веков: ХVII, ХVIII, ХIХ вв.

уметь: определять типологические черты культуры; пользоваться понятийным аппаратом данной темы.

Литература: [17], [25], [31], [38], [63], [81]/

Вопросы для самопроверки

1. Какие черты европейской культуры Нового времени определяют её своеобразие.

2. Какие основные этапы в истории человечества выделял Дж. Вико.

3. Какие изменения во взглядах на общество характерны для европейского сознания Нового времени.

4. Сравните позиции Вольтера и Руссо во взглядах на человека.

5. Чем, на Ваш взгляд, объясняется многообразие направлений и стилей в европейском искусстве Нового времени.

6. В чём состояла новизна творческих установок импрессионизма.

Основные понятия к теме 15

Барокко – стиль в западноевропейском искусстве XVII – XVIII веков, характеризующийся динамизмом композиций, эмоциональной выразительностью, стремлением к совмещению иллюзии и реальности, драматизмом мироощущения, контрастностью цветовых и звуковых решений.

Веротерпимость – признание права на исповедание любой религии, терпимое, уважительное отношение к представителям всех верований, а также равенстве в гражданских правах последователей различных конфессий. Для европейцев, переживших эпоху Реформации и связанных с ней религиозных войн, проблема веротерпимости имела большое не только теоретическое, но и практическое значение. Заслуга обоснования принципа веротерпимости принадлежит английскому философу Дж. Локку, который свободу совести рассматривал как один из признаков правового государства.

Деизм – философско-религиозное учение, по которому Бог есть первопричина мира, находящаяся вне его и не вмешивающаяся в развитие природы и общества. Не отвергая идею Бога, деисты стремились развести разум и веру, превратив науку в самостоятельную сферу духовной жизни.

Естественное право – в идеологии Просвещения совокупность неотъемлемых прав человека, продиктованных его естественной природой и вследствие этого не зависящих от конкретных социальных условий и государства. Это право на жизнь, на собственность, на свободу. Мыслители Просвещения широко использовали идею естественного права, «естественного состояния» (Дж. Локк) для критики феодальных порядков как противоречащих естественной справедливости. Концепция естественного права нашла отражение в «Декларации независимости» США, французской «Декларации прав человека и гражданина».

Инновация – явление и форма культуры, отсутствовавшие на предыдущей стадии её развития, но появившиеся впоследствии и нашедшие свое место в общей культурной практике. Большое количество инноваций в культуре свидетельствует о ее динамичном характере. Это находит своё проявление в постоянном наращивании технологического потенциала, изменении форм социальной организации, расширении сферы человеческой активности.

Импрессионизм – направление в художественной культуре конца XIX – начала XX века. Представители импрессионизма стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости. В живописи импрессионисты выработали систему пленэра – воспроизведение изменений воздушной среды, естественного освещения и связанную с этим специфическую технику. Новаторскими были также сюжеты картин, принципы композиции, авторский субъективизм.

Классицизм – стиль в европейском искусстве XVII – XVIII веков. Для классицизма характерны рационализм, нормативность творчества, тяготение к гармоничной завершённости, ясности и благородной простоте. Основной принцип классицизма – верность природе, логически организованной и облагороженной разумом. Присущая миру красота –симметрия, пропорция, мера – должна воссоздаваться в искусстве в совершенном виде, по античным образцам.

«Общественный договор» – доктрина, объясняющая возникновение государственной власти соглашением между людьми, вынужденными перейти от незащищенного естественного состояния к гражданскому. Эта концепция активно утверждалась идеологами Просвещения, противостояла теории божественного происхождения монархической власти. В наиболее радикальной форме идея «общественного договора» разработана Ж.-Ж. Руссо, обосновавшим право народа расторгнуть договор с правителем, плохо управляющим страной, т.е. свергнуть власть монарха.

Рационализм – философское направление, признающее разуй основой познания мира, а также поведения людей. Начал складываться в Новое время в результате развития математики и естествознания. Для рационализма характерна вера в могущество разума и ничем не ограниченной рациональной деятельности человека. В философии Просвещения рационализм оказался неразрывно связанным с идеей общественного прогресса.

ТЕМА 16. КУЛЬТУРА ХХ ВЕКА

Культурный кризис ХХ века: признаки, сущность, оценки. Культура и глобальные проблемы современности. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе. Отход от классических традиций во всех сферах духовной жизни. Процесс массовизации культуры. Массовое сознание, массовая культура и личность. Массовая и элитарная культуры. Коммерческий успех как критерий оценки художественных произведений. Механизм моды. «Индустрия развлечений». Эстетика элитарного искусства.

Отражение картины мира в философских концепциях ХХ века (экзистенциализм, фрейдизм, прагматизм). Изменение взглядов на возможности и цели научно-технического прогресса: сциентизм и антисциентизм. Множественность ликов культуры ХХ века. Взаимодействие культур, традиций, стилей; усиление тенденции синтеза искусств. Самоидентичность, культурная модернизация.

Технические виды искусства, их роль в культурных процессах. Кинематограф – муза ХХ века. Концепция «дегуманизации искусства»
(Х. Ортега-и-Гассет). Основные направления модернизма и их представители.

Ситуация постмодерна. Теоретическое обоснование постмодернизма.

Методические рекомендации по изучению темы.

Для успешного освоения темы следует обстоятельно проработать следующие вопросы: культура и глобальные вопросы современности, тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе, массовая и элитарная культуры, культурная картина мира; модерн и постмодерн.

По данной теме необходимо:

знать: современную культурную картину мира, глобальные проблемы современности, тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.

уметь: определять типологические черты современной культуры и тенденции её развития ; пользоваться понятийным аппаратом данной темы.

Литература: [38], [48], [49], [50], [62], [72], [73].

Вопросы для самопроверки:

1. Охарактеризуйте социокультурную ситуацию в Европе в первой половине ХХ века.