Смекни!
smekni.com

Культурология методические указания к самостоятельной работе для студентов всех специальностей по дисциплине «Культурология» очной формы обучения Мурманск 2009 удк 008. 001 (075) ббк 71 я 73 к 90 (стр. 11 из 17)

2. Почему идея «планетарного единства» является характерным признаком культуры ХХ века.

3. Охарактеризуйте культурный кризис ХХ века. Его отличие от других имевших место в истории культурных кризисов.

4. Причины массовизации сознания.

5. Суть концепции «дегуманизации искусства».

6. Сформулируйте некоторые общие признаки искусства модернизма.

7. Специфика постмодернизма.

Основные понятия к теме 16

Виртуальная реальность – под ней обычно подразумевают компьютерную модель пространства, некий сконструированный мир, имеющий свои законы, свои правила игры, свой алгоритм существования. Она предполагает диалог с проникающим в нее субъектом – пользователем, приобретая статус фактического свойства реальности в ответ. Виртуальная реальность стала необходима для размышления, в первую очередь, над художественной практикой постмодернизма. Одна из причин в том, что художественный мир постмодернистских произведений – игровой и многовариантный, предполагающий путешествие по безбрежному морю культурного гипертекста.

Кич – имеет несколько версий. 1). От немецкого музыкального жаргона начала ХХ века – по смыслу «халтура»; 2). От немецкого «удешевлять»; 3). От английского «для кухни», подразумеваются предметы плохого вкуса, недостойные лучшего употребления. Кич – специфическое явление, относящееся к самым нижним пластам массовой культуры; синоним псевдоискусства.

Конструктивизм – художественное направление, сложившееся в 10-20 гг. ХХ века, проявившееся в архитектуре, декоративно-прикладном искусстве и отчасти в литературе.

Контркультура – понятие, используемое для обозначения социокультурных установок, противостоящих фундаментальным принципам той или иной культуры, а также – обозначающее явления молодежной культуры 60-80-х гг. ХХ века.

Концепция «дегуманизации искусства» – взгляд на сущность художественного творчества XX века, сформулированный испанским философом X. Ортегой-и-Гассетом. Согласно этой концепции характерным признаком искусства XX века является «вытеснение» в нем Человека как основного предмета изображения. Современное искусство теряет свое чисто человеческое содержание и как бы «дегуманизируется». Отсюда своеобразная «бесчеловечность» всех модернистских школ и направлений, от футуризма до абстракционизма. Однако, по мнению Ортеги-и-Гассета, это явление совершенно закономерно и является шагом вперед в развитии искусства. Модернистское искусство является не реалистическим отражением мира, а живописью идеи; к тому же модернизм в живописи нужно рассматривать как интересные новаторские поиски в области художественной формы. Несколько ранее идеи о «дегуманизации» искусства (но только в критическом аспекте) высказывал Н.А. Бердяев.

Культурный кризис – состояние культурных процессов, для которого характерно нарастание хаотических моментов и увеличение разрыва между прежними духовными ценностями, социальными институтами и формированием новых ценностей и институтов, более отвечающих требованиям времени. Культурный кризис XX века проявляется в несовпадении основных форм западной культуры и цивилизации с реалиями текущего столетия.

Массовая культура – культура, идущая на поводу у обывателя, отражающая стереотипы мышления толпы; явление, связанное с научно-технической революцией и усилением воздействия средств массовой информации на сознание людей.

Модерн (арт-нуво) – архитектурно-художественный стиль рубежа XIX-XX вв., использовавший наиболее интересные приемы предшествующих стилей для достижения впечатления изящества, гармоничности, нетрадиционности образов архитектуры и декоративно-прикладного искусства.

Модернизм – совокупность школ и течений в искусстве конца XIX – начала XX века, характеризующихся разрывом с традициями и нормами предшествующего искусства. Понятием «модернизм» объединяется целый ряд течений, которые отличаются по своим целям и выразительным средствам и оказываются нередко прямо противоположными друг другу. Однако, несмотря на пестроту и неоднородность модернистского искусства, можно сформулировать некоторые его общие признаки: намеренный отход от реализма, подчёркнутый субъективизм восприятия мира художником, отказ от сюжетности в искусстве, обращение к идеям бессознательного и др.

Общечеловеческие ценности – совокупность идеалов, принципов, нравственных норм, имеющих приоритетное значение в жизни людей независимо от их возраста, социального положения, национальности, вероисповедания, образования и т.д. К числу таких ценностей обычно относят ценность человеческой жизни, право на свободу, почитание старших, любовь к детям, заботу о близких, патриотизм и т.п. Общечеловеческие ценности выступают фактором интеграции в современном мире.

«Открытое общество» - понятие, обозначающее определенный тип социокультурных систем, для которых считаются характерными свобода человеческой личности, гуманизм, демократия, возможность рационального осмысления и свободного обсуждения всех общественных проблем, их решение путем постепенных преобразований («социальной инженерии»). Открытому типу общества противопоставляется общество «закрытое», в котором личность подавлена коллективом, деспотическая власть жестко подавляет любые попытки свободомыслия, социальные реформы осуществляются с помощью насилия и терроризма. Данное понятие создано А.Бергсоном и К.Поппером, широко использовалось на Западе во второй половине ХХ века.

Постструктурализм – течение современной мысли, пришедшее в 1970-1980-х гг. на смену «классическому» структурализму. Постструктуралистские исследования отличает стремление к использованию нетрадиционных методов, понятий, разрушению привычных логических схем, «интеллектуальные провокации», ирония. К числу постструктуралистов относят (условно) Ж.Деррида, Ж.Делеза, Ф.Леотара и др.

Пролеткульт – культурно-просветительная и литературно-художественная самодеятельная организация, существовавшая в 20-е годы в СССР.

Симулякр («подобие, видимость, призрак») – одно из ключевых понятий постструктурализма, философии и культуры постмодерна конца ХХ века. Учение о симулякрах разработал французский философ Ж.Бодрийяр. Симулякр – образ отсутствующей действительности, «симуляция» реальности, которая, будучи ничем, старается выдать себя за нечто. Симулякры, изготовленные из чистой фантазии и хаотично соединенных фрагментов культуры прошлого, становятся материалом для создания форм массовой культуры и постмодернистского искусства. Преобладание симулякров в современной культуре, их господство может обернуться как развитием новых течений искусства, так и его полной деградацией.

Сюрреализм – направление авангарда, стремящееся к воссозданию в образах искусства сферы подсознания и сна.

Технические искусства – искусства, образовавшиеся во второй половине XIX – XX вв. В результате активного взаимодействия художественной мысли и научно-технического прогресса (фото- и киноискусство, телевидение и т.п.). Важнейшие черты технических искусств – взаимосвязь творческих и технологических процессов, синтетичность и массовость. Возможность многократного тиражирования произведений технического искусства делает их важнейшим каналом воздействия на массовое сознание.

Тоталитарная культура – комплекс элементов сознания, поведения, функционирования политических институтов, направленных на полный контроль над всей жизнью общества в целом и над жизнью каждого человека в отдельности. Средствами тотального контроля выступают в основном: мощный репрессивный аппарат, одна массовая организация (политическая партия), единая в идеологическом отношении массовая пропаганда.

«Школа Анналов» (или «Новая историческая наука») – направление исследований в гуманитарных науках, прежде всего, в истории и истории культуры, возникшее во Франции в ХХ веке. Его название связано с выпуском журнала «Анналы», который основали М.Блок и Л.Февр в 1929 г. кроме них, крупнейшими представителями школы стали Ф.Бродель, Ж.Ле Гофф, Ж.Дюби, Э.Леруа Ладюри. К их идеям был близок Ф.Арьез. Для Школы Анналов характерно стремление усовершенствовать методы исторического познания (приближая их к методам точных наук), объединить достижения различных наук (истории, археологии, этнографии и др.), изучить глубинные структуры цивилизаций, описать исторические типы сознания и психологии.

Экспрессионизм – одно из самых сложных направлений авангарда, признающее единственной реальностью субъективный мир человеческих ощущений, а задачей искусства – его отражение.

РАЗДЕЛ 3. МЕСТО И РОЛЬ РОССИИ В МИРОВОЙ КУЛЬТУРЕ

ТЕМА 17. КУЛЬТУРА ОТЕЧЕСТВА

Формирование общерусской культуры. Геополитические характеристики русской культуры. Самодержавие как феномен русской культуры. ХVIII век: петровские реформы и европеизация отечественной культуры. Прозападная элита и консервативное большинство. Секуляризация культуры в ХVIII веке. Социодинамика русской культуры: «раскол» как «архетипическая модель» развития России. Просвещение в России.

ХIХ столетие – «золотой век» русской культуры. Социально-экономическое развитие и крупнейшие культурные события ХIХ века. Дискуссии о настоящем и будущем России. В поисках культурной идентичности: противостояние консерваторов и радикалов; западников и славянофилов. Представление о мессианской роли России в мировой истории. Русская литература, музыка, театр, живопись. Передвижные выставки.

«Серебряный век» русской культуры. Творческий подъём в русской культуре на рубеже ХIХ-ХХ веков: анализ его причин и признаков. Духовные искания эпохи. О месте, путях и судьбах интеллигенции в культурной истории России. Русская философия начала ХХ века. Многообразие художественных течений в поэзии и изобразительном искусстве. Русский авангард. Футуризм; супрематизм; конструктивизм. Значение «Серебряного века» для мировой и отечественной культуры.