Культура России советского периода. Крупнейшие исторические события и социально-экономические изменения. Преобразование социальных институтов культуры. Специфика развития духовной культуры. Основные тенденции изменения культуры России в постсоветский период.
Место и роль России в мировой культуре.
Методические рекомендации по изучению темы
Освоение данной темы предполагает изучение следующих вопросов: геополитические характеристики русской культуры; формирование и развитие русской культуры; православие и самодержавие как феномен русской культуры; интеллигенция, и её роль в истории России; отечественная культура советской и постсоветской эпохи; художественная культура России; место и роль России в мировой культуре.
По данной теме необходимо:
знать: формирование и развитие российской культуры; типологические черты отечественной культуры;
уметь: определять типологические черты культуры; пользоваться понятийным аппаратом данной темы.
Литература: [4], [24], [30], [32], [48], [50], [61].
Вопросы для самопроверки
1. Охарактеризуйте историческую и культурную обстановку в России конца ХIХ – начала ХХ века.
2. Объясните, почему «серебряный век» русской культуры назвали Русским Ренессансом.
3. Культурологические идеи русских мыслителей «серебряного века» Вы можете назвать.
4. Какие авангардистские течения появились в живописи и музыке? Охарактеризуйте их.
5. Как связаны духовные искания эпохи и возникновение беспредметного искусства.
6. Назовите имена крупнейших деятелей искусства и культуры «серебряного века».
Основные понятия к теме 17
Абстракционизм – направление в искусстве XX века. Творческий метод беспредметного искусства в живописи связан с отказом от изображения форм реальной действительности. Главное значение абстракционизм придает цвету и форме, с помощью которых делается попытка выразить как определенные идеи (например, движение космических сил), так и человеческие переживания. Возникновение беспредметного искусства связано с деятельностью русских художников-авангардистов В.В. Кандинского, создававшего символические цветовые композиции, К.С. Малевича, разрабатывавшего живопись чистых геометрических форм. Многие живописные находки абстракционизма активно используются сегодня в театре, кинематографе, дизайне, на телевидении.
Богоискательство – религиозно-философское течение, возникшее в начале XX века в России. Его представляли различные круги либеральной интеллигенции – литераторы, философы, церковные деятели (Д. Мережковский, С. Булгаков, В. Розанов, А. Белый, В. Иванов). Признавая кризис официальной православной церкви, богоискатели говорили о поисках Бога, соответствующего современности, о необходимости выработать новое религиозное сознание – неохристианство.
Декадентство – общее наименование кризисных явлений в духовной культуре конце ХIХ – начала XX века, отмеченных настроениями безнадежности, неприятия жизни. Декадентские настроения в среде творческой интеллигенции связаны с разочарованием в разумности устройства общества и целях общественного развития, особенно в России после поражения революции 1805 – 1907 годов. Характерные признаки декадентства – погружение в сферу индивидуальных переживаний, наслаждение от сознания ущербности мира, признание элитарности искусства (доступности его только избранным творческим личностям).
Евразийство – идейно-философское течение, рассматривающее русскую культуру как уникальный феномен, не относящийся ни к западному, ни к восточному типам культуры.
Западники – направление в общественной мысли России середины XIX века, связывающее культурно-историческое развитие России с безоговорочным усвоением и повторением западноевропейского опыта.
Нигилизм – отрицание идеалов, общепринятых моральных норм. Получает наибольшее распространение в кризисные эпохи развития общества. Как болезнь интеллигенции характеризовал нигилизм Ф.М. Достоевский. Обвинения в нигилизме русской интеллигенции, отрицающей абсолютные моральные ценности во имя классовых и групповых интересов, во имя борьбы с самодержавием, содержались в сборнике «Вехи» (1909).
Русские сезоны – сезоны русского искусства, проводившиеся а Париже и Лондоне под руководством русского театрального деятеля С.П. Дягилева. Благодаря «Русским сезонам» получают широкое международное признание многие явления отечественного искусства: живопись XVIII – XX веков, балет, опера, исполнительское мастерство русских артистов.
Славянофилы – направление в общественной и философской мысли России середины XIX века, ратовавшее за исконно славянский, неповторимый путь развития русской культуры.
ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ВЫПОЛНЕНИЮ РЕФЕРАТА И ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
Цели изадачи реферата
Слово “реферат” происходит от латинского refero, что означает “пересказывать, воспроизводить, докладывать, сообщать”. Под рефератом понимается краткое изложение, обзор материала по какой-то проблеме, сокращенное содержание книги. Рефератом также называют краткий доклад с обзором существующих готовых материалов по какой-либо проблеме, однако при этом все равно, как правило, автор готовит письменные план и конспект того сообщения, которое он делает на семинаре или конференции. Референтом называют человека, который готовит обобщение большого объема информации, с целью сэкономить время на ее осмысление и подготовку решения.
Рефераты могут различаться по форме и содержанию, но общее у них то, что они содержат краткое, обобщенное изложение информации по интересующей проблеме. Как правило, контрольные работы студентами выполняются в форме реферата. Часто рефераты используются на семинарских занятиях по культурологии. Или, например, на защите исследовательской (СНТК) работы студент должен кратко, в реферативном виде доложить о результатах своей разработки избранной темы.
Реферат обычно пишется в процессе изучение одной из важных учебных проблем курса культурологии. Цель реферата при этом - показать, как осмыслена эта проблема. Есть также дополнительные цели: выработка навыков самостоятельной учебно-исследовательской работы, обучение методике анализа, обобщения, осмысления информации и проверка знаний студента по прочитанному специальному курсу. Реализация этих целей осуществляется путем последовательного решения ряда задач:
- изучение литературы по намеченному вопросу;
- изучение информации, имеющейся в литературе или в ресурсах Интернета;
- сбор и обобщение материала;
- составление плана реферата;
- написание реферата;
- оформление реферата.
Реферирование предполагает, главным образом, изложение чужих точек зрения, сделанных другими учеными выводов, однако не возбраняется высказывать и свою точку зрения по освещаемому вопросу хотя бы в гипотетической форме как предположение, которое может быть исследовано, доказано и аргументировано впоследствии. Более того, реферат преследует цель выработки своего отношения к изучаемой проблеме.
Реферат отличается от курсовой и дипломной работы тем, что степень творчества в реферате меньше. В реферате дается только первичное осмысление и обобщение определенного объема информации, накопленной учеными и изложенной в литературе. Курсовая работа - это работа следующей ступени по характеру сложности и объему требований, она предполагает реферирование как составную, вступительную часть, затем выполняется творческое задание по реализации учебного вопроса, разработке своей идеи, где студент должен показать как он усвоил информацию и методы осмысления учебного материала. Курсовая работа должна включать в себя больший потенциал учебно-исследовательской работы. И третий, самый высокий уровень - дипломная работа, где студент разрабатывает свою самостоятельную тему.
При обсуждении и защите реферата полезно привлечь других студентов, которые познакомятся с текстом заранее и могут выступить с его оценкой. При этом могут использоваться две жанровых формы: отзыв и рецензия. Отзыв предполагает высказывание обобщенной, пусть даже субъективной, оценки или просто впечатления о реферате, без подробного анализа всех позитивных и негативных черт выполненной работы, в то время как рецензия - это объективная, обстоятельная и подробная оценка всех до мелочей элементов реферата. Если отзыв может быть на устный реферат, то рецензия требует обстоятельного ознакомления с текстом, его изучения и оценки.
При оценке реферата опираются на следующие критерии:
· сумел ли автор подобрать достаточный список литературы, необходимый для осмысления вопроса, обозначенного в качестве темы;
· составил ли он логически обоснованный план, соответствующий сформулированной цели и поставленным задачам;
· удалось ли ему собрать необходимый материал и осмыслить его правильно;
· умеет ли автор анализировать материал;
· отвечает ли реферат требованиям объективности, корректности, грамотности, логичности, аргументированности, доказательности, ясности стиля и четкости изложения;
· овладел ли студент навыками осмысления феноменов культуры;
· достаточно ли обоснованы выводы, соответствуют ли они поставленным задачам;
· какие методы в работе над рефератом он использовал;
· насколько самостоятельно он выполнил работу;
· правильно ли оформлены реферат в целом, ссылки на использованные источники, список литературы.
Составление библиографии
Прежде чем приступить к непосредственному сбору материала, нужно составить список литературы, где освещен вопрос, по которому должен быть подготовлен реферат. В программе курса культурологии по каждой теме есть краткий список рекомендуемой литературы. Можно начать с него, затем подойти к преподавателю и посоветоваться с ним о том, какой литературой лучше воспользоваться и где ее найти. В каждой библиотеке есть алфавитный, систематический, алфавитно-предметный каталоги, где можно подобрать нужную литературу, если уметь ими пользоваться. За советом можно также обратиться в справочно-библиографический отдел библиотеки (215 «В»), а также воспользоваться Книжной летописью, Летописями журнальных статей, Летописью рецензий (областная научная библиотека), Ежегодником книги России, реферативными журналами, периодическими изданиями. Есть также Ежегодники книги, реферативные журналы и аннотированные указатели. В университетской библиотеке (215 «В») есть компьютер, введя в который ключевое слово, можно получить список литературы и журнальных статей по интересующей теме.