Смекни!
smekni.com

Культурология методические указания к самостоятельной работе для студентов всех специальностей по дисциплине «Культурология» очной формы обучения Мурманск 2009 удк 008. 001 (075) ббк 71 я 73 к 90 (стр. 14 из 17)

Написание реферата

Когда материал собран, осмыслен, составлен план, - можно приступать к изложению.

Существует два обычных метода работы над рефератом. В первом случае начинают последовательно писать весь текст от введения до заключения. Преимущества такого последовательного изложения в связности и логичности текста, где все взаимосвязано и следует одно за другим. Однако многие предпочитают работать с ножницами и клеем. Написав страницу, обнаруживают, что нужно разъяснить и дополнить какое-то место. Разрезают страницу и вклеивают дополнение или необходимую цитату. После этого реферат приходится переписывать набело. Для тех, кто привык работать именно так, методом “мозаики”, великолепные возможности предоставляет компьютер, где можно легко вставлять и переставлять куски текста, цитаты с одного места на другое, дописывать и переписывать фрагменты текста.

Надо заметить, что в последние годы на рынке появились готовые рефераты на компакт-дисках по наиболее распространенным темам, которые подготовлены студентами и аспирантами столичных вузов и собраны в так называемую “Московскую коллекцию рефератов”, доступную через Интернет.

Преподаватели обычно просматривают такие компакт-диски с рефератами и поэтому впоследствии легко отличают списанный чужой реферат от самостоятельно подготовленного (критерии различения есть, но они держатся в секрете). Кроме того, каждый преподаватель предлагает студентам свои формулировки тем рефератов, которые редко совпадают с теми, что есть на CD. Поэтому лучше все-таки работать самостоятельно, а не пользоваться чужими заготовками.

Конечно, писать самому трудно, но рефераты для того и используются в учебном процессе, чтобы помочь студенту выработать навыки письменного и устного изложения результатов самостоятельного осмысления собранного материала.

Реферат должен быть написан грамотным русским языком с соблюдением стилистических норм, соответственно и устное выступление должно отвечать этим требованиям, чтобы докладчик не походил на героя Н. В. Гоголя: “Нужно знать, что Акакий Акакиевич изъяснялся большей частью предлогами, наречиями и, наконец, такими частицами, которые решительно не имеют никакого значения. Если же дело было затруднительно, то он даже имел обыкновение совсем не оканчивать фразы, так что весьма часто, начавши речь словами: “Это, право, совершенно того”, а потом уж и ничего не было, и сам он позабывал, думая, что все уже выговорил” (Гоголь, Н. В. Шинель / Н.В Гоголь // Собр. соч. в 7 т.- М., 1977.- С. 123).

Местоимение “я” в реферате, как и в научной речи, употреблять не принято, лучше его избегать и свое мнение выражать обезличенно. Вместо “я думаю”, “я считаю”, следует употреблять выражения: “думается, что...”, “есть основания предполагать, что...”, “логично предположить, что...”. Впечатление устной речи очень портят “слова-паразиты”: “вот”, “значит”, “так сказать”, “как говорится”, “вообще”. Нежелательно использование слов из уличных арго или жаргонов, которые требуют “переводчика”. Точно так же и в письменном реферате недопустимо использование таких слов и выражений из несоответствующего стиля.

Существуют неписаные нормы употребления цитат в тексте рефератов: на одной странице их не должно быть более трех, если же требуется привести больше, то их лучше давать в пересказе с указанием на источник.

В реферате по культурологии могут быть иллюстрации, сделанные на ксероксе. Их вклеивают в текст или помещают на дополнительных листах после основного текста.

Правила оформления

Реферат выполняется на стандартных листах формата А 4 (21Х29.7 см), которые сшиваются любым способом слева, помещаются в обложку. Реферат может быть выполнен от руки (разборчивым почерком), на компьютере на одной стороне листа (размер шрифта 14 через 1.5 интервала), Страницы реферата должны быть пронумерованы сверху на середине страницы, на титульном листе номер страницы не указывается, но он учитывается в общем числе страниц. Оборотная сторона каждого листа остается чистой. Примерный объем реферата - 20-24 страницы.

Ссылки на использованную литературу обязательны, ибо в этом проявляется культура отношения к чужой мысли, чужому тексту. Существуют правила цитирования:

1) заключать чужой текст в кавычки, а внизу страницы под чертой делать точную ссылку на издание, из которого взята цитата;

2) ссылка необходима и в случае, если чужая идея дана в пересказе своими словами, в этом случае она предваряется пометкой См.;

3) цитата должна быть законченным по содержанию отрывком текста, если фраза сокращена, то опущенные элементы заменяются многоточием;

4) допускается замена устаревших форм написания современными, с обязательной оговоркой;

5) если из цитируемого отрывка не понятно, о ком или о чем идет речь, возможна вставка в круглых скобках пояснения с указанием на лицо или предмет, после чего следует пометка инициалов автора реферата.

Ссылки оформляются в соответствии с ГОСТом 7.1-84 (приложение № 2). При составлении списка использованной литературы руководствуются ГОСТом 7.1-2003 (215 «В»)

Темы реферата

Предпо-следняя

цифра

шрифта

Последняя цифра шифра

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

1,17

5,32

3,51

9,38

2,27

6,44

11,24

4,39

7,57

68,51

1

60,12

8,21

14,65

54,70

13,46

16,40

35,64

20,55

20,37

15,34

2

18,31

19,45

22,41

23,53

25,61

26,36

67,27

30,63

42,69

52,47

3

66,48

33,68

43,2

49,3

50,11

56,48

59,5

58,32

62,13

63,3

4

14,31

28,24

52,57

65,38

46,15

61,7

49,3

40,24

20,44

41,60

5

23,54

18,31

9,39

4,39

1,17

16,58

35,68

54,70

1,55

7,51

6

15,34

55,22

32,67

65,12

35,64

14,65

60,12

4,38

39,69

28,24

7

29,55

42,69

23,53

6,44

15,34

52,57

15,34

38,9

45,10

2,27

8

45,10

11,24

40,24

41,60

4,39

39,69

1,17

66,48

5,32

13,46

9

14,65

62,13

25,61

30,63

8,21

9,38

19,45

50,11

16,58

33,68

1. Культурология в системе гуманитарного знания.

2. Понятие культуры. Культура как единство деятельности и ценностей.

3. Культура и общество. Социальные функции культуры.

4. Проблема единства мирового культурного процесса.

5. Культура и природа.

6. Культура и цивилизация.

7. Субъект культуры.

8. Развитие взглядов на культуру в эпоху Просвещения.

9. Проблемы культуры в классической немецкой философии.

10. Культура и её критика у З. Фрейда. Механизм сублимации.

11. Языки и символы культуры, культурные коды (семиотика культуры).

12. Межкультурная коммуникация и диалог культур.

13. Закономерности процесса культурогенеза.

14. Эволюционизм как теория культуры.

15. Основные тенденции культуры в эпоху глобализации.

16. Культурологические идеи К.Г. Юнга.

17. Игровая концепция культуры Й. Хейзинга.

18. Этногенез и концепция культуры Л. Гумилёва.

19. Теория культурно-исторических типов

Н.Я. Данилевского.

20. А. Тойнби о причинах развития культуры.

21. Культура и цивилизация. Концепция О. Шпенглера.

22. Взгляды К.Ясперса на мировой культурный процесс.