Смекни!
smekni.com

Культурология методические указания к самостоятельной работе для студентов всех специальностей по дисциплине «Культурология» очной формы обучения Мурманск 2009 удк 008. 001 (075) ббк 71 я 73 к 90 (стр. 15 из 17)

23. Концепция первобытной культуры Э. Тайлора.

24. Миф как выражение синкретизма первобытного сознания.

25. Ранние формы религиозных верований.

26. Древнеегипетская мифология и религия.

27. Религиозная реформа Эхнатона.

28. Искусство Древнего Египта, его особенности.

29. Научные достижения древних египтян.

30. Буддизм: история возникновения, основные идеи, влияние на культуру.

31. Художественная культура средневековой Индии.

32. Конфуцианство и его роль в развитии культуры Китая.

33. Влияние даосизма и буддизма на формирование национальных культурных традиций Китая.

34. Греческий полис и полисная система ценностей.

35. Агональный характер греческой культуры.

36. Древнегреческая мифология и религия.

37. Представления о прекрасном и их проявления в искусстве Древней Греции.

38. Рождение античного театра.

39. Древнегреческая система образования.

40. Особенности культуры Древнего Рима.

41. Искусство Древнего Рима: заимствования и новаторство.

42. Религиозные представления древних римлян.

43. Кризис античности и возникновение христианства.

44. Особенности византийской культуры.

45. Роль Византии в формировании христианской культурной традиции.

46. Ислам как мировая религия.

47. Научные знания средневекового арабского мира.

48. Характерные черты западноевропейской средневековой культуры.

49. Народная культура средневековья: карнавал, мистерия, фольклор.

50. Романский и готический стили в искусстве.

51. Мифология древних славян.

52. Исторические особенности русской культуры.

53. Православие: система ценностей и тип личности. Православие в русской культуре.

54. Архитектура средневековой Руси.

55. Русская иконопись.

56. Церковный раскол ХVII века: историческая обусловленность и сущность.

57. Характерные черты ренессансной культуры.

58. Реформация и её культурное значение.

59. Становление рационалистической картины мира западноевропейской культуры ХVII - ХVIII веков.

60. Просвещение: основные идеи и представители.

61. Художественные стили барокко и классицизм.

62. Русская культуры эпохи Просвещения.

63. Научные открытия и технические революции ХIХ века.

64. Романтизм в европейской культуре.

65. Импрессионизм: творческие принципы и основные представители.

66. «Серебряный век» русской культуры. Общая характеристика эпохи.

67. Культурный кризис ХХ века: признаки, сущность, оценки.

68. Массовая культура и личность.

69. Общие признаки искусства модернизма. Основные направления модернизма в живописи.

70. Задачи сохранения культурного наследия.

Вопросы к экзамену по дисциплине «Культурология»

1. Культурология в системе гуманитарного знания.

2. Понятие культуры как объекта гуманитарного знания.

3. Культура как единство деятельности и ценностей.

4. Культурная самоидентичность. Социализация и инкультурация.

5. Культура и общество. Функции культуры.

6. Культура и цивилизация.

7. Антропологические аспекты культуры.

8. Проблема типологии культуры.

9. Этническая, национальная и региональная типологизация культур.

10. Историческая типология культур и теория локальных цивилизаций.

11. Концепция культуры О. Шпенглера.

12. Концепция культуры Н.Я. Данилевского.

13. Концепция культуры А. Тойнби.

14. «Осевое время» в концепции истории К. Ясперса.

15. Культурологические концепции ХХ века (Э.Кассирер, Л.Н. Гумилёв, Й. Хёйзинга, З. Фрейд, К.Г. Юнг, П. Сорокин).

16. Основные культурологические течения ХХ века. Франкфуртская школа.

17. Основные культурологические течения ХХ века. Постмодернизм.

18. Эволюционизм как теория культуры.

19. Ранние формы религиозных верований.

20. Миф как синкретизм первобытного сознания.

21. Характерные черты культуры Древнего Египта.

22. Индо-буддийская культурная традиция.

23. Китайско-конфуцианская культура.

24. Античность как тип культуры.

25. Особенности культуры Византии.

26. Культура средневекового арабского востока.

27. Характерные черты западноевропейского средневековья.

28. Исторические особенности русской культуры.

29. Характерные черты эпохи Возрождения.

30. Реформация, её культурное значение. Контрреформация.

31. Философия культуры эпохи европейского Просвещения.

32. «Серебряный век» русской культуры. Общая характеристика эпохи.

33. Культура ХХ века: признаки, сущность, оценки.

34. Основные тенденции культуры в эпоху глобализма.

35. Массовая культура и личность.

36. Межкультурная коммуникация и диалог культур.

37. Задачи сохранения культурного наследия.

38. Региональная культура Кольского Севера.

Вопросы к зачёту по дисциплине «Культурология»

1. Культурология в системе гуманитарного знания.

2. Понятие культуры как объекта гуманитарного знания.

3. Культура как единство деятельности и ценностей.

4. Культурная самоидентичность. Социализация и инкультурация.

5. Культура и общество. Функции культуры.

6. Культура и цивилизация.

7. Проблема типологии культуры.

8. Концепция культуры О. Шпенглера.

9. Концепция культуры Н.Я. Данилевского.

10. Концепция культуры А. Тойнби.

11. «Осевое время» в концепции истории К. Ясперса.

12. Культурологические концепции ХХ века (Э.Кассирер, Л.Н. Гумилёв, Й. Хёйзинга, З. Фрейд, К.Г. Юнг, П. Сорокин).

13. Основные культурологические течения ХХ века. Постмодернизм.

14. Эволюционизм как теория культуры.

15. Ранние формы религиозных верований.

16. Миф как синкретизм первобытного сознания.

17. Характерные черты культуры Древнего Египта.

18. Индо-буддийская культурная традиция.

19. Китайско-конфуцианская культура.

20. Античность как тип культуры.

21. Особенности культуры Византии.

22. Культура средневекового арабского востока.

23. Характерные черты западноевропейского средневековья.

24. Исторические особенности русской культуры.

25. Характерные черты эпохи Возрождения.

26. Реформация, её культурное значение. Контрреформация.

27. Философия культуры эпохи европейского Просвещения.

28. «Серебряный век» русской культуры. Общая характеристика эпохи.

29. Культура ХХ века: признаки, сущность, оценки.

30. Основные тенденции культуры в эпоху глобализма.

31. Массовая культура и личность.

32. Региональная культура Кольского Севера.

ТЕСТЫ

Дайте ответы на вопросы. Из четырёх возможных ответов на вопрос только один является правильным.

РАЗДЕЛ 1

1.Кто из современных мыслителей выдвинул концепцию «осевого времени», обозначающего период, когда «возникли предпосылки, позволяющие человеку стать таким, как он есть»:

а) А. Тойнби; б) К. Ясперс; в) Ф. Ницше; г) Ж.-П. Сартр?

2.Как переводится латинское слово, от которого происходит термин «цивилизация»:

а) полис; б) мегаполис; в) ойкумена; г) город?

3.Как в культурологи называются черты, общие для всех культур народов мира:

а) культурные аспекты; б) культурные различия; в) культурный императив; г) универсалии культурные?

4.Как называется работа отечественного историка Л.Н. Гумилёва, в которой культура рассматривается как «кристаллизованная пассионарность»:

а) «Постижение истории»; б) «Сущность христианства»; в) «Этногенез и биосфера Земли»; г) «Элементы человеческой культуры»?

5.Как называется природный ландшафт, изменяемый деятельностью человека и насыщенный результатами его деятельности:

а) культурный комплекс; б) культурный ландшафт; в) культурный круг; г) культурное поле?

6.Кто из современных европейских мыслителей написал работу «Закат Европы», ставшую одним из фундаментальных теоретических обоснований современной культурологи:

а) Ф.Ницше; б) А. Тойнби; в) О. Шпенглер; г) Л. Морган?

7.Кто из культурологов классифицировал культуру на три основных типа: чувственный, идеациональный и идеалистический:

а) М. Вебер; б) П.А. Сорокин; в) Ф. Ницше; г) А. Тойнби?

8.С именем какого отечественного историка культурологи и историки связывают теорию этногенеза:

а) П. Сорокина; б) Н. Данилевского; в) Н. Гумилева; г) К. Леонтьева?

9.П. Сорокин выделил три типа культуры. Назовите их:

а) идеалистический, чувственный и идеациональный;

б) идеальный, эстетический, этический

в) рациональный, эмоциональный, духовный

г) мировой, национальный, региональный?

10.Назовите три основания, на которых базируется модель культуры:

а) религия, мораль, духовность;

б) вера, надежда, любовь;

в) философия, история, литература;

г) гуманизм, рационализм, историзм.

11.Назовите одно из приведенных ниже суждений, адекватно отражающее точку зрения О. Шпенглера на понятие цивилизации:

а) Цивилизация является высшим уровнем развития культуры;

б) Цивилизация и культура – антагонистические понятия;

в) Цивилизация и культура – понятия взаимодополняющие;

г) Цивилизация и культура – понятия тождественные.

12.Одной из важнейших категорий современной культурологии является понятие «осевое время». Кто ввел его в научный оборот:

а) К. Ясперс; б) О. Шпенглер в) С. де Бовуар г) М. Хайдеггер?

13. Кому из ниже перечисленных мыслителей принадлежит концепция «природной антикультурности»:

а) Д. Писареву; б) Ф. Ницше; в) В. Розанову; г) Ж.Ж. Руссо?

14. Назовите представителя эволюционной школы в культурологи:

а) Э. Тайлор; б) Г. Спенсер; в) Дж. Фрезер; г) Л. Морган?

15.Кому из мыслителей принадлежит идея создания так называемой «универсальной вселенской церкви» - носителя религии будущего:

а) С. Булгакову; б) Л. Уайту; в) А. Тойнби; г) П. Сорокину?

16. Что в переводе на русский язык означает латинское слово, от которого произошло название «культурология»:

а) культура; б) агрокультура; в) вспашка; г) обработка, возделывание?

17. Какое название получило нечто, возникшее вне природных процессов, созданное человеком, обществом, - продукт культуры:

а) архаизм; б) артефакт; в) архетип; г) архее?

18. Как называется понятие, введенное в теорию онтогенеза Н. Гумилевым и обозначающее страстную, неуемную жажду деятельности, способность к сверхнапряжениям, отличающее как некоторых людей, так и некоторые человеческие объединения: