66. Регулятивная функция культуры заключается:
а) в передаче информации от одного поколения к другому;
б) в поддержании равновесия в обществе;
в) в овладении человеком внешней природной средой;
г) в создании разнообразных знаковых систем.
67. Согласно концепции К. Ясперса «осевое время» совпадает с периодом:
а) III-II тыс. до н.э.
б) VIII-II вв. до н.э.
в) III-V вв.
г) X-XII вв.
68. Какое из приведенных понятий является характеристикой культуры:
а) природная данность;
б) мир человеческих смыслов и ценностей;
в) мир живых существ;
г) ни одно из этих понятий.
69. Диахронный подход к изучению культуры предполагает:
а) сравнение одновременно существующих явлений и объектов культуры; б) изучение и сравнение различных объектов и явлений культуры во времени;
в) изолированное рассмотрение отдельной культуры на определенной стадии ее развития;
г) нечто иное.
70. Синхронный подход в изучении культуры предполагает:
а) сравнение одновременно существующих явлений и объектов культуры;
б) изучение и сравнение различных объектов и явлений культуры во времени;
в) изолированное рассмотрение отдельной культуры на определенной стадии ее развития;
г) нечто иное.
71. Какой признак положен в основании типологии культуры «античность-средневековье - новое время»?
а) национально-этническая общность;
б) каналы трансляции культурного опыта;
в) хронологические рамки;
г) тип вероисповедания.
72. Согласно концепции А. Дж. Тойнби особенности развития каждой локальной цивилизации определяются:
а) географической средой;
б) осуществлением связи «вызов-ответ»;
в) расовым фактором;
б) другими причинами.
73. Кто из мыслителей понимал культуру как явление, противоположное природному началу в человеке?
а) Платон; б) К. Ясперс; в) З. Фрейд; г) Вольтер.
74. Возможна ли, по мнению Н.Я. Данилевского, преемственность в развитии культур разных народов?
а) да;
б) нет;
в) в отдельных сферах культуры;
г) культуры разных народов имеют общие базовые основания.
75. В концепции П. Сорокина основанием для выделения разных типов культуры (идеациональная, чувственная) является:
а) принцип отношения мира культуры к миру природы;
б) доминирующая мировоззренческая ценность;
в) характер взаимоотношений между поколениями;
г) роль традиций в культуре.
76. Кто из мыслителей ввел понятие «культурно-исторический тип»?
а) Л. Гумилев; б) Н. Данилевский; в) Г. Гердер; г) ни один из них.
77. Понятие «архетип» введено в научный оборот:
а) З. Фрейдом; б) К. Г. Юнгом; в) Тайлором; г) Кассирером.
78. Какое суждение соответствует взгляду на историю К. Ясперса:
а) Человеческая история - чередование отдельных, независимых, локальных культур;
б) Человечество имеет единое происхождение и единый путь развития;
в) Человечество имеет единое происхождение, но реальное единство человечества в современном мире не достижимо;
г) Ни одно из этих суждений?
79. Какой признак положен в основание типологии культуры «дописьменная-письменная-экранная»:
а) характер взаимоотношений между поколениями;
б) каналы трансляции культурного опыта;
в) регионально-историческая общность;
г) ни один из этих признаков?
80. Какая из приведенных позиций совпадает с подходом к культуре Э. Кассирера:
а) Культура основывается на результатах вытеснения бессознательных влечений человека;
б) Культура происходит из игры и развивается в игре;
в) Подъемы в развитии культуры связаны с пассионарными толчками;
в) Культура – «вторая вселенная». Символическая среда, отделяющая людей от природного мира?
81. Как дин из признаков «осевого времени» К. Ясперс называл:
а) выдающиеся достижения науки и техники
б) открытие письменности
в) возникновение философии
г) появление мировых империй.
82. Культурные универсалии – это:
а) исторически преходящие ценности культуры;
б) ценности доминирующей в обществе культуры;
в) базовые ценности, присущие всем типам культур;
г) нечто другое.
83. Выберите верный ответ:
а) Европоцентризм – это признание равной значимости всех типов культуры;
б) Европоцентризм – это стремление к объединению стран Европы;
в) Европоцентризм – это признание безусловного превосходства европейской культуры над культурами других народов и регионов мира;
г) Европоцентризм - это признание исторической, духовной и культурной общности западноевропейских народов, а также сходства их общественного и политического строя.
84. Культурная ассимиляция – это:
а) полное или частичное поглощение культуры одного народа культурой другого народа;
б) распространение культуры одного народа в иной культурной среде;
в) приобщение индивида к культурным ценностям своего народа;
г) равноценный диалог культур разных народов.
85. Понятие «сублимация» связано:
а) с теорией этногенеза;
б) с психоаналитическим подходом культуре;
в) с классической моделью культуры;
г) с концепцией культурно-исторического типа.
86. Классическая модель культуры была сформирована:
а) в античности; б) в эпоху Просвещения; в) в ХХ веке; г) в эпоху средневековья.
87. Какая из приведенных позиций совпадает с подходом к культуре Л. Гумилева:
а) Культура основывается на результатах вытеснения бессознательных влечений человека;
б) Культура происходит из игры и развивается в игре;
в) Подъемы в развитии культуры связаны с пассионарными толчками;
г) Культура – «вторая Вселенная», символическая среда, отделяющая людей от природного мира?
88. Информативная функция культуры заключается:
а) в передаче информации от одного поколения к другому;
б) в поддержании равновесия в обществе;
в) в овладении человеком внешней природной средой;
г) в создании разнообразных знаковых систем.
89. Назовите представителей евразийства:
а) Вл. Соловьев, С. Булгаков;
б) Н. Бердяев, В. Розанов, Г. Шпет;
в) Л. Карсавин, Н. Трубецкой, П. Сувчинский;
г) С. Франк, П. Флоренский.
90. Кто из исследователей культуры отождествлял понятия «цивилизация» и «культура»:
а) Э. Трёльч; б) А. Тойнби; в) А. Тоффлер; г) Э. Тайло
Раздел 2.
1.Кто из западных философов, один из противников массовой культуры, написал книгу «Восстание масс».
а) Х. Ортега-и-Гассет; б) С. де Бовуар в) Ж.-П. Сартр; г) Г. Маркузе?
2.Назовите художника – основоположника одного из видов абстрактного искусства, получившего название «супрематизм»:
а) К. Малевич; б) Р. Делоне; в) В. Кандинский; г) С. Дали.
3.Для какого направления был характерен интерес к культуре средневековья:
а) классицизм; б) реализм; в) модернизм; г) романтизм?
4.Какую основную проблему исследует Х. Ортега-и-Гассет в своей книге «Восстание масс»:
а) народную культуру
б) массовую культуру
в) формирование субкультур
г) городскую культуру?
5.Как называется религиозное учение о конечных судьбах мира и человека:
а) футуризм; б) этнология; в) футурология; г) эсхатология?
6.Что такое массовая культура? Найдите определение этого явления:
а) Понятие, отражающее широко распространенные в условиях индустриального развития общества особенности бытия культуры, продукт «массового общества»;
б) Процесс распространения информации с помощью технических средств на численно большие, рассредоточенные аудитории;
в) Общественное сознание масс конкретного общества, отражающее условия их повседневной жизни, потребности, интересы;
г) Концепция, утверждающая, что современное общество характеризуется индустриализацией и урбанизацией, стандартизацией производства и массового потреблением.
7.Определите общее наименование кризисных явлений европейской
культуры второй половины XIX- начала XX в., отмеченных настроениями безнадежности, неприятия жизни, тенденциями индивидуализма:
а) дадаизм; б) декадентство; в) сюрреализм; г) демонизм.