Смекни!
smekni.com

Культурология методические указания к самостоятельной работе для студентов всех специальностей по дисциплине «Культурология» очной формы обучения Мурманск 2009 удк 008. 001 (075) ббк 71 я 73 к 90 (стр. 5 из 17)

Толерантность – терпимое отношение к чужим мнениям, верованиям, поведению, обычаям, культуре, чувствам и идеям.

РАЗДЕЛ 2. КУЛЬТУРОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ. ИСТОРИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

ТЕМА 5. РАННИЕ СТАДИИ КУЛЬТУРНОЙ ЭВОЛЮЦИИ

Современные концепции происхождения человека и проблема генезиса культуры. Особенности первобытной культуры (культурная и социальная гомогенность, табуирование деятельности, традиционализм). Проблема специфики первобытного мышления.

Синкретизм первобытной культуры. Ранние формы религиозных верований: тотемизм, фетишизм, магия, шаманизм. Полифункциональность магического обряда. Первобытное искусство: проблемы возникновения, характерные черты, особенности развития.

Мифопоэтическая картина мира. Миф как выражение синкретизма первобытного мышления. Основные темы и мотивы мифов разных народов. Мифотворчество как важнейшее явление в культурной истории человечества. Первобытная культура в культурологических концепциях ХХ века.

Методические рекомендации по изучению темы: изучить проблему происхождения и эволюции культуры, концепции происхождения человека; особенности первобытной культуры, ранние формы религиозных верований; миф как синкретизм первобытного сознания.

По данной теме необходимо:

знать: современные концепции происхождения человека и проблема генезиса культуры. Особенности первобытной культуры, ранние формы религиозных верований;

уметь: пользоваться понятийным аппаратом по теме.

Литература: [29], [61], [65], [67], [69].

Вопросы для самопроверки:

1. Современные концепции происхождения человека и культуры.

2. Объясните понятие «нерасчленённость первобытной культуры».

3. Ранние формы религиозных верований.

4. Концепция первобытной культуры Э. Тайлора.

5. Концепции формирования мифологического мышления. Основные мифические сюжеты.

6. Охарактеризуйте особенности первобытного искусства.

7. Чем, на Ваш взгляд, объясняется большой научный интерес в ХХ веке к первобытной культуре.

Основные понятия к теме 5

Анимизм – вера в существование духов, одухотворение сил природы, животных, растений и неодушевленных предметов, приписывание им дееспособности и сверхъестественного могущества.

Вера – особое психологическое состояние уверенности в достижении цели, наступлении события, в предполагаемом поведении человека, в истинности идеи при условии дефицита точной информации о достижимости поставленной цели, конечном итоге события. Вера возникает по поводу тех процессов, событий, идей, которые имеют для людей существенно значимый смысл, и представляют собой сплав когнитивного, эмоционального и волевого моментов. Вера выступает важным фактором интеграции личности, группы, массы, стимулом решимости и активности людей.

Генезис – происхождение, возникновение; процесс образования и становления развивающегося явления.

Культ – совокупность действий, обрядов, ритуалов, связанных с верой в сверхъестественное. Возникает в традиционной культуре, его корни уходят в язычество (магия, фетишизм, тотемизм и т.п.). Центр отправления – культа – храм, молитвенный дом с различными культовыми предметами (иконы, фрески, распятия и др.). В православной концепции культуры (в частности П.А. Флоренского), религия составляет сущность культуры; её ядро выступает единственным творцом, хранителем и интерпретатором духовных ценностей, данных человечеству свыше, как отражение «божественной красоты».

Культурная картина мира – это совокупность рациональных знаний и представлений о ценностях, нормах, нравах, менталитете собственной культуры и культур других народов.

Магия – действия и обряды, совершаемые с целью повлиять сверхъестественным путём на явления природы, животных, человека. Первобытные магические обряды тесно связаны с материальной практикой, поэтому естественна классификация видов магии в соответствии со сторонами этой практики (лечебная, промысловая, аграрная, вредоносная, любовная и пр.). Магия выступала способом предугадывания будущего, снятия его неопределённости.

Миф – форма общественного сознания, характерная для архаических культур и отражающая в виде образного повествования представления о природе, обществе и личности. Особенность мифологического мышления – очеловечивание природной среды. Природа и общество в мифе не отделены друг от друга, все предметы окружающего мира наделяются человеческими мыслями, чувствами, желаниями. Для родового общества миф – способ не только объяснения, но и практического освоения мира. В мифах «кодировались» основные нормы и правила человеческой деятельности.

Обычай – исторически сложившаяся социальная норма, определяющая поведение людей в той или иной сфере их жизнедеятельности.

Синкретизм – качество, свойственное первобытной культуре, характеризующееся нерасчлененностью и неразвитостью чего-либо, в частности деятельности и сознания.

Табу – в первобытной культуре система запретов (на употребление какой-либо пищи, слова, контакты с определенными людьми и т.д.), крушение которых будто бы неминуемо влечёт кару со стороны сверхъестественных сил. В родовой общине табу регламентировали важнейшие стороны жизни человека.

Тотемизм – ранняя форма религии; представление о сверхъестественной кровной связи родовой группы с каким-либо животным или растением. Тотемные представления способствовали осознанию единства родового коллектива его членами.

ТЕМА 6. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Периодизация культуры Древнего Египта и наиболее характерные черты древнеегипетской цивилизации. Цивилизационные изменения: возникновение городов, государственной иерархической структуры, права. Культ фараона, сакрализация власти. Концепция Вселенной.

Древнеегипетская мифология и религия. Роль заупокойного культа в развитии духовной культуры общества. Пантеон египетских богов. Эволюция религиозных представлений Религиозная реформа Эхнатона (Аменхотепа IV). Архетипы растительного и животного мира.

Христианство и Египет.

Искусство Древнего Египта, его особенности. Взаимосвязь пиктографической, иероглифической письменности и изобразительного искусства. Сакральный характер письменности.

Научные достижения древних египтян. Наследие Древнего Египта, его роль в мировой культуре.

Методические рекомендации по изучению темы

По данной теме необходимо изучить характерные черты древнеегипетской цивилизации, мифологию и религиозные воззрения древних египтян, особенности искусства и научные достижения египтян.

По данной теме необходимо:

знать: характерные черты и особенности культуры Древнего Египта; пользоваться понятийным аппаратом по теме;

уметь: определять типологические черты культуры

Литература: [8], [9], [18], [51], [53], [64]

Вопросы для самопроверки:

1. Назовите периоды наибольших подъемов культуры Древнего Египта.

2. Характерные черты древнеегипетской цивилизации.

3. Причины устойчивости древнеегипетской культуры.

4. Древнеегипетская мифология и религия и их роль в развитии духовной культуры общества.

5. Религиозная реформа Эхнатона (Аменхотепа IV), её причины и следствия.

6. Охарактеризуйте особенности искусства Древнего Египта.

7. Научные достижения древних египтян.

Основные понятия к теме 6

Зооморфизм – наделение чертами животных образов реальных или воображаемых объектов. Зооморфными чертами наделялись образы духов, а затем богов. Так, например, бог Гор изображался в виде сокола, богиня Сохмет – с головой львицы и т.п.

Ка – согласно верованиям древних египтян духовный двойник человека, жизненная сила, которая дается ему при рождении и покидает его после смерти, продолжая заботиться о покойном.

Канон – система правил и норм в искусстве, являющаяся господствующей. Каноничность присуща общественному сознанию древности. В Древнем Египте канон был тесно связан с религиозными представлениями и выступал носителем основных идей культуры.

Клинопись – древнейший из известных вид письменности, разновидность идеографического письма, создан древними шумерами.

Культ – один из обязательных элементов любой религии, выражающийся в особых обрядах, действиях священнослужителей и верующих. Содержание, значение и смысл культу придают соответствующие религиозные верования, мифы. Средства и способы культовой практики имеют символическое значение. В древнеегипетской культуре особое значение имели погребальный культ и земледельческий культ Осириса.

Политеизм – многобожие, поклонение нескольким богам в противоположность монотеизму (единобожию).

Сакральное – священное, святое; совокупность вещей, лиц, действий, текстов, языковых формул и т.п., входящих в систему религиозного культа. Сакральное противопоставляется мирскому, не относящемуся к сфере религии.

Теократия – форма управления государством, осуществляемая духовенством, церковью (например, в Древнем Египте, в европейских странах католической ориентации в средние века).

Фетишизм – религиозное поклонение материальным предметам – фетишам, которым предписываются сверхъестественные свойства. В мировых религиях фетишизм сохраняется в почитании мощей и икон (христианство), священных «ступ» (буддизм), святых мест и «черного камня» (ислам).

ТЕМА 7. ИНДО-БУДДИСТСКАЯ КУЛЬТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ

Основные виды религиозно-философских представлений, характерных для индийской культуры. Ведизм. Брахманизм. Буддизм. Индуизм.

Основные этапы развития культуры Древней Индии: цивилизация Хараппы, культура периода ведической литературы. Эпохи, отмеченные распространение буддизма (эпоха Маурьев, Кушанское царство). Эпоха распространения индуизма (Гуптская империя). Эллинистические и мусульманские влияния на культуру Индии.