Смекни!
smekni.com

Культурология методические указания к самостоятельной работе для студентов всех специальностей по дисциплине «Культурология» очной формы обучения Мурманск 2009 удк 008. 001 (075) ббк 71 я 73 к 90 (стр. 6 из 17)

Художественная культура Древней Индии. Эпос Древней Индии («Махабхарата», «Рамаяна»). Символический характер древнеиндийской скульптуры и архитектуры. Место вокальной музыки, танца, театра в художественной культуре Индии.

Научные достижения Древней Индии. Индо-буддистская традиция в культуре ХХ века.

Методические рекомендации по изучению темы

Освоение темы требует рассмотрения следующих вопросов: основные этапы развития Древней Индии; основные религиозно-философские направления, характерные для индийской культуры; символический характер древнеиндийской скульптуры и архитектуры; эпос Древней Индии.

По данной теме необходимо:

знать: характерные черты индо-буддийской культурной традиции;

уметь: определять типологические черты культуры; пользоваться понятийным аппаратом данной темы

Литература: [12], [18], [26], [27], [53].

Вопросы для самопроверки:

1. Основные ценности индо-буддийской культуры.

2. Дайте толкование основных религиозно-философских идей, характерных для культуры Индии.

3. Философская культура Упанишад.

4. Назовите самые значительные периоды в развитии индийской культуры.

5. Научные достижения Древней Индии.

6. Приведите примеры наиболее характерных для индийского искусства символов.

7. Эпос Древней Индии («Махабхарата» и «Рамаяна») и его влияние на жизнь индусов в прошлом и настоящем.

Основные понятия к теме 7

Ахинса – один из важнейших принципов индийской философии и религии. Следование этому принципу означает запрещение нанесения вреда всему живому, существующему на Земле. Отражает идею родственности всего живого, неотделимости человека от окружающей природы.

Будда – в переводе на русский язык означает «просветленный», «пробужденный», – центральный персонаж буддизма.

Буддизм – религиозно-философское учение, возникшее в древней Индии (VI-V вв. до н.э.), ставшее одной из трех мировых религий наряду с христианством и исламом. Основу буддизма составляют «четыре благородных истины» Будды о страдании.

Дхарма – образец, которому надо следовать; вечный закон развития природы и общества, моральный по своему содержанию. В буддизме дхарма – вечные и неизменные элементы, из которых складывается все существующее.

Карма – сумма добрых и злых деяний, совершенных всяким живым существом поступков и их последствий, которые определяют характер нового рождения, т.е. дальнейшего существования. В узком смысле – это влияние уже свершившихся действий на характер настоящего и последующего существования. Карма выступает как невидимая сила, определяет благополучие или неблагополучие человека, указывает выход из бесконечного круга перерождений.

Мандала – в широком смысле – это все окружающее пространство, вмещающее в себя землю и галактику, человека и атом. С санскрита слово «мандала» переводится как «круг», «центр». В восточной культуре Мандала представляет собой круг как символ Вселенной, космоса в его бесконечности и вписанный в него квадрат как символ земли, мира, творимого человеком.

Нирвана – состояние отрешённости, приобщение индивидуального духа к Абсолюту. Достигается при жизни благодаря отказу от земных стремлений, в результате прекращается процесс перерождений.

Сансара – идея бесконечного перерождения. Предполагает родственность всего живого и переход между его формами (перерождение возможно не только в образе человека, но и богов, и животных).

Ступа – в индийской архитектуре буддийское символическое и мемориальное сооружение, хранилище реликвий. Полусферическая форма ступы, символ Неба и бесконечности, в буддизме означает нирвану Будды и самого Будду.

Тримурти – триединство основных богов индуизма: Брахмы, Вишну и Шивы. Брахма – Творец мира, Вишну – Бог-охранитель, Шива – Бог-разрушитель.

Эзотерический (внутренний) – тайный, скрытый, предназначенный для посвященных, в религиозном, мистическом смысле означает духовное развитие, путь становления сознания; относится к религиозным образам, мистическим учениям, магическим знакам; противоположность экзотерического.

ТЕМА 8. КИТАЙСКО-КОНФУЦИАНСКАЯ КУЛЬТУРА

Специфические основы духовной культуры Китая: рациональный характер, социально ориентированная этика, традиционализм, сакрализация политической власти, отсутствие установок на социальный прогесс и на покорение природы, церемониальность.

Религиозно-философские учения. Представления о Дао, Инь, Янь, материи и первоэлементах. Гармония мира. Эстетизация и поэтизация природы. Культ Неба и культ предков.

Конфуцианство и его значение для становления и развития культуры Китая. Проблема управления государством. Возврат к прошлому как способ решения социальных проблем. Ритуализированная этика конфуцианства: ритуал как условие человеческого общежития. Идеал совершенного человека. Нравственные принципы: гуманность, исполнение долга, сыновья почтительность. «Срединный путь» и значение нравственного примера.

Картина мироздания в даосизме. Учение о Дао и Дэ. Идея недеяния и мягкости как принцип отношения к миру.

Воздействие на китайскую культуру идей буддизма.

Отражение особенностей миросозерцания в китайской художественной культуре. Каллиграфия. Иероглиф в китайской художественной традиции. Пейзажная живопись и её символика. Литература. Архитектура. Театральное искусство и его особенности. Декоративно-прикладное искусство.

Китайская наука и технические изобретения (порох, бумага, фарфор, компас, шёлк). Культурные традиции Китая и современность.

Методические рекомендации по изучению темы

По данной теме необходимо изучить специфические основы духовной культуры Китая; религиозно философские учения (конфуцианство, даосизм, буддизм); искусство Древнего Китая; научные и технические достижения древних китайцев.

По данной теме необходимо:

знать: характерные черты китайско-конфуцианского типа культуры;

уметь: определять типологические черты культуры; пользоваться понятийным аппаратом данной темы

Литература: [15], [37], [71], [80].

Вопросы для самопроверки:

1. Назовите некоторые особенности китайской духовной культуры.

2. Оценка Конфуция как мыслителя-гуманиста.

3. Сравните основополагающие принципы конфуцианства и легизма.

4. Интерес к каким проблемам характерен для даосизма.

5. Назовите наиболее значительные научные технические достижения китайской цивилизации.

Основные понятия к теме 8

Дао – в даосизме Путь Вселенной, вечной изменчивости мира. Мир подчинён естественной необходимости самой природы, равновесие которой возможно благодаря взаимодействию двух противоположных немал – ян и инь.

Идея недеяния – идея невмешательства в естественный ход вещей в даосизме. Человек должен следовать природе, нельзя нарушать естественные законы Вселенной, так как это ведёт к нарушению гармонии, наступлению хаоса и гибели. Эти представления способствовали формированию созерцательного отношения к миру.

Каллиграфия – искусство красивого и чёткого письма. В китайской культуре рассматривается как средство самовыражения личности, как способ постижения и выявления сущности мира.

Легизм – философско-политическая доктрина, в основу которой положена идея Закона, сила и авторитет которого должны держаться на системе круговой поруки, доносительстве и жестоких наказаниях.

Ритуал (ли-этикет) – канонизированные определенные нормы и стереотипы поведения каждого человека в зависимости от занимаемого им места в обществе. В понимании Конфуция, ли – руководящий принцип, призванный устанавливать гармоничные отношения между людьми. Человек должен сдерживать себя с помощью ли, это предотвратит совершение неправильных поступков.

Сатори – в дзэн-буддизме неожиданное просветление, заключающееся во внезапном обнаружении мудрости Будды в индивидуальном сознании человека. Миг постижения истины и достижения совершенства.

ТЕМА 9. АНТИЧНОСТЬ КАК ТИП КУЛЬТУРЫ

Культура античности как исток европейской культуры. Полис и его влияние на культуру Средиземноморья. Полисная система ценностей. Становление и основные периоды развития античной культуры.

Агональный характер греческой культуры. Человек в античном мире. Культурный идеал античной Греции и его проявления в искусстве. Понятие «калокагатия» (прекрасное – доброе) и «гармония». Космоцентризм как характеристика мировоззрения. Антропологический и космологический характер мировосприятия. Основные категории: эйдос, тэхне, число, пропорция, симметрия, мера, канон, золотое сечение, красота, совершенство, мимесис, катарсис и другие. Древнегреческая религия. Античная мифология, и её влияние на последующее развитие европейской художественной культуры. Рождение театра. Возникновение и развитие философии.

Исторический путь Рима и особенности римской культуры. Идея мирового господства как доминанта культуры. Искусство Рима: заимствования и новаторство. Римская зрелищная эстетика. Достижения римской цивилизации. Кризис античного мировоззрения и возникновение христианства.

Завершение античного опыта образного освоения действительности, его значение для мировой культуры.

Методические рекомендации по изучению темы

Освоение дано темы требует изучения вопросов: формирование греческой культуры; основные периоды культуры Древней Греции; основные ценности греческой культуры; мифология и религия Античности; формирование и этапы развития римской культуры и цивилизации; система ценностей римской культуры и цивилизации; кризис античного мировоззрения, возникновение христианства; искусство Античности; римское культурное наследие.