Смекни!
smekni.com

Культурология методические указания к самостоятельной работе для студентов всех специальностей по дисциплине «Культурология» очной формы обучения Мурманск 2009 удк 008. 001 (075) ббк 71 я 73 к 90 (стр. 7 из 17)

По данной теме необходимо:

знать: характерные черты античного типа культуры

уметь: определять типологические черты культуры; пользоваться понятийным аппаратом данной темы

Литература: [5], [7], [13], [21], [28], [42], [46], [76]

Вопросы для самопроверки:

1. Основные периоды складывания античной культуры.

2. Расскажите о социально-государственном устройстве Греции Охарактеризуйте особенности античного полиса. Расскажите о формах правления – олигархии, тирании, демократии. Дайте определение понятиям «ареопаг», «архонт», «стратег».

3. Назовите элементы полисной системы ценностей, общие для древнегреческой и древнеримской культур.

4. Сопоставьте в культурном отношении два города-государства – Афины и Спарту.

5. Определите значение принципа состязательности для развития древнегреческой культуры.

6. Проявление в культуре Древней Греции идеала калокагатии.

7. Космоцентризм как характеристика мировоззрения

8. Объясните особую роль театра в культуре Древней Греции.

9. Расскажите о происхождении Олимпийских игр и их судьбе.

10. Истоки и начало римской культуры и цивилизации.

11. Подведите итоги. Назовите особенности и систему ценностей римской культуры и цивилизации.

Основные понятия к теме 9

Агон – состязание, соревнование. Отличительная черта греческой культуры – стремление к любым состязаниям почти во всех сферах общественной жизни.

Античность – в широком смысле слова термин, равнозначный русскому «древность», в узком и более употребительном значении – культурно-историческая эпоха, история и культура Древней Греции и Древнего Рима.

Дионисийское и апполонийское начала в художественной культуре – в соответствии с культурфилософией Ф. Ницше – две первичные стадии существования художественной культуры, постоянно противоборствующие и взаимодействующие.

Золотое сечение («правило золотого деления») – геометрическое, математическое отношение пропорций, при котором целое так относится к своей большей части, как большая к меньшей. Формулируя правило золотого сечения в качестве непреложного закона архитектуры, скульптуры и живописи, многие теоретики и художники эпохи Возрождения пытались найти идеальную (абсолютную) геометрическую основу искусства.

Калокагатия – характерная для греческой античности идея о существовании в единстве как совершенного телесного сложения, так и благородного духовного склада человека. Наряду с красотой и силой калокагатия заключает в себе справедливость, целомудрие, мужество и разумность. Как идеал физического и нравственного совершенства калокагатия получила отражение в искусстве (скульптура, поэзия и литература), а также в принципах организации древнегреческой системы образования.

Катарсис – согласно воззрениям греков очищение души средствами искусства. Искусство освобождает душу человека от вредных страстей (гнев, вожделение, ревность и т.п.), восстанавливает разрушенную гармонию духовного мира человека. Под влиянием музыки, трагедийного действия человек испытывает сильное эмоциональное напряжение, пережив которое, испытывает чувство облегчения и очищения.

Космос – в античной культуре мир, понимаемый как организованное и упорядоченное целое. Косное – порядок вещей, высшее благо и совершенство; гармония космоса – это красота. Человек живет в соответствии с мерой и красотой, присутствующими в космосе.

Космополитизм – идеология т.н. мирового гражданства. В философии стоицизма (III в. до н.э. – II в. н. э.) все люди являются гражданами единого мирового государства – Космополиса. В современных условиях космополитизм выступает в виде различных социально-политических ориентаций – от взаимодействия и сближения народов и государств до нигилистического отношения к национальной культуре и традициям.

Линейно-слоговое письмо – одна из ранних форм письменности, использовавшаяся на Крите и в Микенах.

Мимесис – принцип творческой деятельности художника в античной культуре, основанный на идее подражания (природе, животным, «гармонии небесных сфер» и т.п.). Цель мимесиса в искусстве – получение чувства удовольствия от воспроизведения, созерцания и познания предмета.

Пайдейя – в древнегреческой культуре понятие, обозначающее как непосредственно воспитание, обучение, так и, в более широком смыс­ле, образование. Греческое воспитание (пайдейя) являлось способом формирования не профессионала в определенной области, а самостоятельной личности, готовой к осуществлению гражданских обязанностей.

Полис – «город-государство», особая политическая структура, типичная для Древней Греции. Характерными признаками полиса являлись право земельной собственности и наличие гражданских прав у его жителей. Полисная организация способствовала формированию особой системы ценностей, которыми руководствовались все сограждане (сочетание индивидуального и коллективного интересов, идея верховной власти народа, уважение к полисным традициям и богам и т.п.).

Стоицизм – направление в древнегреческой этике, основанное Зеноном из Китиона около 300 г. до н.э.; устойчивая теоретическая и нормативная традиция; нравственный принцип. Согласно стоицизму, задача мудреца – освободиться от страстей и влечений. Высшая норма поведения – бесстрастие, апатия, повиновение разуму.

ТЕМА 10. КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ

Особенности византийской культуры. Византия – «второй Рим». Между Востоком и Западом: синтез традиций Греко-римского мира и эллинистического Востока. Сосуществование античной культуры и христианства. Оформление христианской идеологии. Церковь и государство. Восточная патристика. Православие как направление христианства.

Образное видение мира в византийской культуре. Характер византийской образованности. Византийское искусство – сплав античной гармонии и христианского спиритуализма. Историко-культурное значение византийской мистики. Мир человека как совершенного микрокосма в трактате Григория Нисского «О природе человека». Икона и иконоборчество. Проблема образа и первообраза в иконе. Храмовое зодчество. Смысл религиозной аскезы. Исихастская традиция, и её значение для русского религиозного опыта. Византийское влияние на культуры других стран.

Методические рекомендации по изучению темы

По данной теме необходимо изучить особенности византийской культуры, оформление христианской идеологии; православие как направление христианства, византийское искусство, византийская литература и образованность.

По данной теме необходимо:

знать: особенности византийской культуры;

уметь: определять типологические черты культуры; пользоваться понятийным аппаратом данной темы.

Литература: [3], [14], [44], [45], [52], [70].

Вопросы для самопроверки:

1. Роль Византии в оформлении христианской культуры.

2. Проявление «срединного положения» византийской культуры (Между Востоком и Западом, между античностью и средневековьем).

3. Оформление христианской идеологии. Церковь и государство. Восточная патристика.

4. Православие как направление христианства.

5. Икона и иконоборчество.

6. Назовите черты «византийского стиля» в искусстве.

7. Византийское искусство: синтез античной и христианской традиции.

8. Охарактеризуйте византийское влияние на культуру других стран

Основные понятия к теме 10

Аскетизм – религиозный принцип, характеризующийся подавлением чувственных влечений, отказом от благ в целях достижения нравственного совершенства и для общения с Богом. Аскетический идеал средневековой культуры – возвышение духовного через принижение телесного, материального.

Библия – священная книга в христианстве, древний памятник письменности, создававшийся на протяжении огромного исторического периода – с XII в. до н.э. по II в. н. э. Библия состоит из двух частей – Ветхого и Нового Завета. Ветхий Завет (39 книг) признается как священное писание иудеями (Тора) и христианами, Новый Завет (27 книг) – только христианами. Согласно церковной догматике, Библия считается «боговдохновенным словом». На библейские сюжеты написано огромное количество художественных произведений.

Иконоборчество – движение против культа икон в Византии (VIII – первая половина IX вв.), объявившее иконы идолами, а культ икон – идолопоклонством.

Исихазм – религиозное течение, возникшее в Византии. Аскетическое учение о пути человека к единению с Богом через «очищение сердца» слезами и сосредоточение сознания в себе самом; для этого была разработана система приемов психофизического контроля. Практиковалась также безмолвная («умная») молитва.

Патристика – совокупность учений христианских писателей II – VIII веков. Представители патристики (Василий Великий, Григорий Нисский, Иоанн Дамаскин) занимались систематизацией христианского вероучения, утверждением основных его догматов в борьбе с античным политеизмом и раннехристианскими ересями.

Православие – одно из трех главных направлений в христианстве. Будучи первоначально государственной религией Византийской империи, позже получило распространение на Ближнем Востоке, на Балканах, в России. Особенности православия заключаются в признании исхождения святого духа только от Бога-отца, непогрешимости церкви в целом (а не главы её, как в католицизме), отрицании чистилища и т.д. Существует также отличия в обрядности и отправлении культа. В православии отсутствует единый духовный центр, единый глава церкви.

Спиритуализм – мировоззрение, рассматривающее в качестве основы действительности дух. Духовность рассматривается как абсолютное начало. Видимый материальный мир – лишь оболочка духа, способ проявления Бога. Вещественное, телесное не обладает истинной ценностью и значимостью.