Смекни!
smekni.com

Культурология методические указания к самостоятельной работе для студентов всех специальностей по дисциплине «Культурология» очной формы обучения Мурманск 2009 удк 008. 001 (075) ббк 71 я 73 к 90 (стр. 9 из 17)

Храм, или Церковь (Божий дом) – здание для отправления христианских религиозных культов, имеющее помещение для молящихся и алтарь.

Христианство – одна из трех мировых религий (наряду с буддизмом и исламом), названа по имени ее основателя Христа («помазанник», «мессия»). Возникло в начале I века в Палестине, в IV веке стало господствующей религией Римской Империи. В основу христианской религии легла вера в искупительную миссию Иисуса Христа, который своей мученической смертью искупил грехи человечества; вера во второе пришествие Христа, которое должно состояться в будущем; в Страшный суд, в небесное воздаяние и установление Царства Божьего.

ТЕМА 13. КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ

Самобытность русской культуры как научная проблема. Особенности формирования древнерусской культуры: восточные славяне и их культурные истоки. Дохристианская культура Руси. Язычество на Руси. Мифология древних славян. Византия и Древняя Русь. Принятие христианства: объективная необходимость, сложность и длительность этого процесса. «Двоеверие» в русской культуре.

Православие: система ценностей и тип личности. Православие в русской культуре. Монашество и монастыри в духовной истории России. Иосифлянство и нестяжательство – противоборствующие тенденции православной Руси. Русское православие и государственная власть: концепция «Москва – третий Рим» как переосмысление византийской политической модели. Идея Святой Руси.

Древнерусское искусство – сочетание славянских традиций и внешних культурных влияний. Роль византийской художественной системы. Храмовая архитектура (крестово-купольный и шатровый типы построек). Фресковая живопись и иконопись. Древнерусская литература.

Новые тенденции в культуре 17 века. Церковный раскол: историческая обусловленность сущность. Секуляризация культуры и процессы «обмирщения» искусства.

Методические рекомендации по изучению темы

По данной теме необходимо изучить проблему самобытности русской культуры и особенности формирования древнерусской культуры; языческую культуру Руси и мифологию древних славян; принятие христианства на Руси, его культурно-историческое значение; «двоеверие» в русской культуре; православие: система ценностей и тип личности; «Москва – третий Рим»; новые тенденции в культуре ХVII; церковный раскол; Художественная культура Руси.

По данной теме необходимо:

знать: типологические черты культуры средневековой Руси;

уметь: определять типологические черты культуры; пользоваться понятийным аппаратом данной темы.

Литература: [30], [34], [54], [55], [68].

Вопросы для самопроверки

1. Особенности становления русского самосознания.

2. Охарактеризуйте мифологические представления древних славян.

3. Культурные последствия принятия Русью христианства.

4. Православие: система ценностей и тип личности.

5. Приведите примеры слияния христианских и языческих праздников в русской культуре.

6. Иосифлянство и нестяжательство – противоборствующие тенденции православной Руси .

7. Идея «Москва – третий Рим» в истории русского мессианского сознания.

8. Влияние церковного раскола ХVII века на русскую куль туру.

9. Монашество и монастыри в духовной истории России.

10. Зодчество и иконопись средневековой Руси.

11. Древнерусская литература

Основные понятия к теме 13

Автокефалия – независимость, самоуправление православных церквей. Русская православная церковь получила автокефалию в 1589 г.

Двоеверие – сочетание в сознании христианских представлений и элементов прежних языческих верований. Особенно ярко проявлялось в слиянии солярных языческих и христианских праздников.

Доктрина «Москва – третий Рим» – концепция, легшая в основу государственного самосознания. Вызревала по мере укрепления Руси и ослабления Византии. Основные принципы – ответственность России за весь православный мир, борьбе за чистоту веры, укрепление духовной и светской властей, их тесное сотрудничество при разделении функций. Доктрина была реакцией на вселенские притязания католической церкви, а также средством политического утверждения Московского царства. Зримым воплощением концепции стал ансамбль Московского Кремля.

Иконостас – стена с установленными вертикально иконами, отделяющая алтарь от остальной части русского православного храма. Иконостас воплощал в себе основные идеи христианского мировидения, был символическим выражением свода богословских знаний. Понимание мировой истории представало в образах праотеческого, пророческого, деисусного и других чинов.

Иосифлянство – церковно-политическое течение в Русском государстве конца XV – середины XVI веков, возглавлявшееся Иосифом Волоцким. Иосифляне защищали церковно-монастырское землевладение, создали учение о божественном происхождении царской власти, освящаемой и поддерживаемой церковью.

Нестяжательство – религиозно-политическое течение в России конца XV – начала XVI веков, приверженцы которого выступили с требованием отказа церкви от «стяжания» (т.е. от приобретения земельных и имущественных ценностей) как противоречащего евангельским идеалам и наносящего ущерб авторитету церкви. Личный труд рассматривали как источник существования.

Обмирщение – процесс освобождения культуры, общества, индивидуального сознания от влияния религии. То же, что и секуляризация.

Языческая модель мироздания – совокупность представлений о мире и человеке, характерная для славянской культуры. Основные установки таковы: нерасторжимость с природными циклами, поклонение стихиям, культ тотемов и почитание предков, тройная вертикальная структура мира (небо, земля, преисподняя), четверичное горизонтальное членение (север, запад, восток, юг), двойные оппозиции (верх – низ, день – ночь, мужское – женское).

ТЕМА 14. КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Пространственные и временные рамки эпохи Возрождения. Характерные черты ренессансной культуры: переосмысление античности, новое понимание человека, его места в мире, индивидуализм сознания, универсализм личности. Гуманизм и гуманисты. Антропоцентризм. Пантеистическая картина мира. Философские идеи эпохи Возрождения.

Движение Реформации и формирование протестантизма. Критика католической церкви. Протестантские принципы предопределения, спасения верой, всеобщего священства, мирского призвания. Переводы Библии на национальные языки. Реформация, её культурное значение.
М. Лютер и Ж.Кальвин.

Отражение ренессансного мировоззрения в искусстве: развитие новых жанров, принципов художественного творчества и технических решений. Живопись – ведущий вид искусства Ренессанса. Переход от средневекового символизма к реализму Возрождения. Философское обоснование предназначения художника. Выдающиеся представители культуры Ренессанса. Позднее Возрождение и кризис гуманизма. Эпоха Возрождения как сложное, противоречивое явлении в истории культуры.

Методические рекомендации по изучению темы

По данной теме необходимо самостоятельно проработать вопросы: пространственные и временные рамки эпохи Возрождения; характерные черты ренессансной культуры; гуманизм и гуманисты; антропоцентризм Ренессанса; Реформация и её культурное значение; искусство эпохи Возрождения.

По данной теме необходимо:

знать: характерные черты культуры Ренессанса; общее и отличное италийского и северного Возрождения;

уметь: определять типологические черты культуры; пользоваться понятийным аппаратом данной темы.

Литература: [1], [10], [25], [47], [63], [64], [77].

Вопросы для самопроверки

1. Назовите социально-экономические предпосылки культуры эпохи Возрождения.

2. Что отличает ренессансное мировоззрение от античного.

3. Особенности культуры эпохи Возрождения.

4. Гуманизм – мировоззрение Ренессанса. Данте. Петрарка. Монтень.

5. Натурфилософия и новое естествознание. Леонардо да Винчи. Коперник. Галилей. Кузанский. Бруно.

6. Социальные теории: Макиавелли, Мор, Кампанелла.

7. Объясните позитивное значение Возрождения.

8. Как развивалось Северное Возрождение? Охарактеризуйте основные тенденции.

9. Назовите новые черты сознания сформированные под влиянием Реформации.

10. Искусство эпохи Возрождения.

Основные понятия к теме 14

Антропоцентризм – взгляд на человека как на центр и высшую цель мироздания. Характерный для европейского сознания в целом, этот принцип стал главным для ренессансной культуры. Творческим началом мира в эпоху Возрождения признавался не Бог, а человек. На этой основе формировался идеал культуры – человек как гармоничное единство телесного и духовного начал; индивидуальность личности признавалась ценностью.

Гелиоцентрическая картина мира – картина мира, согласно которой Солнце находится а центре мироздания. Обоснована Н. Коперником; в его теории Земля и Солнце перестали быть религиозными понятиями и приобрели физический смысл.

Пантеизм – философское учение, рассматривающее Бога и природу как совпадающие друг с другом, составляющие единое целое. В эпоху Возрождения такой подход к объяснению мира способствовал пробуждению интереса к реальному природному миру, развитию опытного знания.

Протестантская этика – основанные на протестантском вероучении принципы нравственности. Являлись исторически первыми формами буржуазного сознания. В протестантизме признаками богоизбранности являются сила веры, продуктивность труда и деловой успех. В соответствии с этим богоугодными объявлялись такие качества человека, как деловая сметка, дисциплина труда, бережливость и др. Осуждались леность, праздность, неграмотность.