Смекни!
smekni.com

Международное морское право (стр. 5 из 7)

Правовой режим Черноморских проливов (Босфора и Дарданелл). Правовой режим этих проливов регулиру­ется ныне Конвенцией, заключенной в 1936 году в Монтрё (Швейцария). Конвенция устанавливает раз­личный режим плавания в проливах для торговых судов и военных кораблей. Кроме того, на определение режима влияют состояние мира или войны и отноше­ние к воине Турции.

Торговые суда всех государств в мирное время имеют право свободного прохода через проливы и пла­вания в них в любое время суток. Такое же правило действует и на время войны, если Турция не является воюющей стороной. Если же Турция участвует в войне, то свобода прохода и плавания в проливах в дневное время остается у государств, которые не находятся в состоянии войны с Турцией. С каждого проходящего через проливы судна взимаются санитарные и маячные сборы.

Конвенция предусмотрела различные правила про­хода через проливы для военных кораблей черномор­ских и нечерноморских держав, установив для вторых определенные ограничения. Эти ограничения касаются типа кораблей (легкие надводные корабли, вспомога­тельные суда), общего тоннажа военных кораблей не­черноморских держав в Черном море (не более 45 000 т) и срока их пребывания в Черном море (не свыше 21 дня).

Черноморские державы имеют право проводить через проливы любые военные корабли; при этом ли­нейные корабли (и приравненные к ним) проходят пролив в одиночку и сопровождаются не более чем двумя эсминцами. Только черноморские державы вправе проводить через проливы подводные лодки, когда те следуют на свои базы после постройки их вне бассейна Черного моря или для ремонта на верфях, расположенных вне Черного моря. Проход возможен днем и в надводном состоянии.

Во время войны, когда Турция является воюющей стороной, проливы закрыты для военных кораблей во­юющих государств. Если Турция участвует в войне, то проход военных кораблей через проливы полностью зависит от ее усмотрения, что вполне объяснимо, по­скольку ширина Босфора в узких местах всего лишь 0,75 км, а в самых широких не превышает 3,7 км. Для прохода военных кораблей необходимо уведомление, которое посылается Турции за 8 дней до прохода чер­номорскими державами и за 15 дней нечерноморски­ми. Конвенция учитывает интересы морского судоход­ства и безопасность Турции. Поэтому принятые Тур­цией в 1994 году национальные правовые акты, услож­няющие режим прохода через проливы, могут и долж­ны рассматриваться как ее попытка в одностороннем порядке пересмотреть некоторые положения Конвен­ции 1936 года.

Правовой режим Балтийских проливов (Большого и Малого Белып, Зунда). Их правовой режим регулируется Копенгагенским трактатом 1857 года, участницей кото­рого была Россия. Этот договор закрепил отмену так называемых зундских пошлин (сбора, взимаемого Да­нией за проход судов через проливы) и установил сво­боду прохода.

Режиму проливов в Конвенции 1982 года посвящена ч. III. Конвенция вводит понятие "проливы, ис­пользуемые для международного судоходства", которое является более широким по сравнению с понятием "международные проливы", данным Международным Судом ООН в упомянутом выше решении по инциден­ту в проливе Корфу. Помимо проливов, правовой режим которых урегулирован специальными междуна­родными договорами (см. Черноморские и Балтий­ские), Конвенция 1982 года предусматривает еще три вида проливов.

Во-первых, это проливы, которые соединяют одну часть открытого моря или исключительной экономи­ческой зоны с другой частью открытого моря или ис­ключительной экономической зоны (например, Гибралтарский).

В таких проливах устанавливается транзитный про­ход (пролет) для всех судов (летательных аппаратов). Транзитный проход понимается как осуществление свободы судоходства (и свободы полетов) в соответст­вии с правилами, установленными в ч. III Конвенции 1982 года. Государство, граничащее с проливом, может принимать национальные правовые акты, относящиеся к безопасности судоходства, регулированию движения судов в проливе, предотвращению загрязнения, недо­пущению рыболовства, запрещению погрузки (выгруз­ки и посадки), высадки в проливе. Нормы, содержа­щиеся в таких актах, обязательны для иностранных судов.

Государство, граничащее с проливом, не должно чинить препятствия транзитному проходу, недопусти­мо приостановление транзитного прохода.

Основное отличие транзитного прохода от мирного состоит в том, что при транзитном проходе совершен­но исключена юрисдикция припроливного государства в отношении судов, осуществляющих транзитный проход. Мирный проход не предусматривает пролет лета­тельных аппаратов, транзитный же предусматривает. Подводные лодки при мирном проходе должны следовать в надводном положении, при транзитном — воз­можен проход как в надводном, так и в подводном положении.

Во-вторых, это проливы, которые соединяют от­крытое море или исключительную экономическую зону с территориальным морем другого государства, а также проливы, которые соединяют одну часть откры­того моря или исключительной экономической зоны с другой частью открытого моря или исключительной экономической зоны и образованы островом и конти­нентальной частью государства, когда в сторону моря от острова есть столь же удобный путь в открытом море или исключительной экономической зоне. В таких проливах Конвенция устанавливает мирный проход.

В-третьих, это проливы, в срединной части кото­рых имеется полоса открытого моря или исключитель­ной экономической зоны и в этой полосе есть столь же удобный путь, как и в акваториях, входящих в состав государственной территории прибрежного государства. В таких проливах Конвенция установила свободу судо­ходства.

11. Международные каналы

Наибольшее значение для международного судоход­ства имеют Суэцкий, Панамский и Кильский каналы.

Суэцкий канал открылся для судоходства в 1869 году, а в 1888 году была принята Константинопольская конвенция относительно обеспечения свободного плавания по Суэцкому каналу, которая действует до настоящего времени Россия — участница этой Конвенции.

Основные положения Конвенции сводятся к следу­ющему. Канал свободен и открыт для торговых судов и военных кораблей всех стран в мирное и военное время, блокада канала недопустима, военные корабли воюющих стран обязаны проходить канал без останов­ки и в самый короткий срок, в канале и во входных портах, а также в районе трех миль вокруг этих портов запрещается вести военные действия.

В 1956 году Египет национализировал Компанию Суэцкого канала, не заявив каких-либо претензий на пересмотр режима, установленного Константинополь­ской конвенцией. 24 апреля 1957 г. Египет выступил с декларацией, в которой провозглашалось его твердое намерение соблюдать положения Конвенции 1888 года. Декларация была зарегистрирована в Секретариате ООН в качестве "международного соглашения".

Панамский канал был официально открыт в 1920 году. Его правовой режим был разработан до его стро­ительства. В 1901 году США и Великобритания заклю­чили Договор (Хея-Паунсфота) о морском канале, ко­торый соединял бы Тихий и Атлантический океаны. Управление и охрана такого канала поручались США, а режим судоходства должен был быть таким же, какой был установлен Константинопольской конвенцией 1888 года для Суэцкого канала. В 1903 году был заклю­чен договор между США и Панамой о строительстве канала между океанами, для чего США предоставля­лась на территории Панамы на вечные времена полоса шириной в 10 миль. Канал объявлялся нейтральным и свободным для прохода через него судов всех стран в соответствии с Договором 1901 года. Длительная борь­ба панамского народа за возвращение суверенитета над зоной канала завершилась в 1977 году заключением в Вашингтоне между США и Панамой новых договоров о Панамском канале. В соответствии с ними восста­навливается территориальный суверенитет Панамы над зоной канала. После 31 декабря 1999 г. Панама берет на себя функции по его управлению, эксплуатации и обслуживанию. Канал провозглашается "постоянно нейтральным" водным путем, который открыт для судов всех стран. Проход через канал военных кораб­лей всех государств объявляется свободным, однако установлено право первоочередного прохода для воен­ных кораблей США и Панамы.

Кильский канал был открыт для судоходства в 1896 году. Канал был сооружен Германией и на ее террито­рии, и потому она установила режим плавания в нем. После первой мировой войны был определен междуна­родно-правовой режим канала, в соответствии с кото­рым он был открыт для торговых судов и военных кораблей всех стран (ст. 380 Версальского договора). В 1936 году Германия отказалась от этого постановления Версальского договора и установила разрешительный порядок прохода по каналу военных кораблей. В насто­ящее время проход по каналу регулируется внутренни­ми нормами ФРГ — Правилами плавания в Кильском канале, которыми предусмотрены свобода плавания торговых судов всех стран и уведомительный порядок прохода военных кораблей. Идеальным решением было бы заключение международного договора, одной стороной которого была бы ФРГ, а второй — все заин­тересованные государства.

12. Континентальный шельф

Конвенция о континентальном шельфе 1958 года является первым международно-правовым признанием определенных прав прибрежного государства за преде­лами его государственной территории. Влияние на раз­работку и принятие этой Конвенции оказало нацио­нальное законодательство некоторых стран. Так, 28 сентября 1945 г. была провозглашена Прокламация Президента США о юрисдикции за пределами нацио­нальной территории, хотя отдельные попытки расши­рения прав прибрежного государства на ресурсы мор­ского дна за пределами территориального моря пред­принимались и ранее. К началу работы Первой конфе­ренции ООН по морскому праву уже 20 государств приняли национальные акты о континентальном шель­фе.