Юридическое понятие континентального шельфа, как оно дано в Конвенциях 1958 и 1982 годов, основывается на его геологическом понимании, хотя и не совпадает с ним. А потому следует вначале остановиться на геологическом определении. Покрытая водами океана часть материка (континента) является его подводной окраиной и по своему геологическому строению и рельефу продолжает прилегающую часть суши. За внешней границей подводной окраины материка расположено ложе океана (абиссальная платформа). Подводная окраина имеет, как правило, три части: а) континентальный шельф — подводное продолжение континента, примыкает к суше, характеризуется постепенным уклоном дна и небольшими глубинами покрывающего его моря; б) континентальный склон, в который переходит континентальный шельф, характеризуется резким и значительным уклоном морского дна; в) континентальный подъем (подножье) — возвышение, которое образуется за счет осадочных пород, соскальзываемых с континентального склона.
Под континентальным шельфом понимаются поверхность и недра морского дна районов, простирающихся за пределами территориального моря прибрежного государства.
Внешняя граница континентального шельфа, согласно Конвенции 1982 года, проходит по внешней границе подводной окраины материка или на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, если внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние. Если же внешняя граница подводной окраины материка расположена за пределами 200 морских миль, то внешняя граница континентального шельфа устанавливается по линии, которая соединяет фиксированные точки, определенные путем отсчета от подножья континентального склона способами, закрепленными в п. 4 ст. 76 Конвенции. Такие точки не должны отстоять более чем на 350 миль от исходных линий, от которых ведется отсчет ширины территориального моря, или на 100 миль от 2500-метровой изобаты.
Внешняя граница континентального шельфа за пределами 200 миль устанавливается с помощью специальной международной процедуры, состоящей в том, что данные о границах своего континентального шельфа прибрежное государство направляет в специальный международный орган — Комиссию по границам континентального шельфа. Комиссия дает этому прибрежному государству рекомендации об установлении внешних границ его континентального шельфа. Установленные на основе таких рекомендаций внешние границы континентального шельфа являются окончательными и обязательны для всех государств.
Прибрежное государство осуществляет суверенные права над континентальным шельфом в целях его разведки и разработки его природных ресурсов. Под природными ресурсами понимаются минеральные и другие неживые ресурсы морского дна и его недр, а также "сидячие виды" живых организмов. Права прибрежного государства в отношении разведки и разработки континентального шельфа являются исключительными, а это означает, что без согласия прибрежного государства ни одно другое государство не может проводить разведку на нем и разработку его природных ресурсов.
Права прибрежного государства на континентальный шельф не затрагивают правового статуса покрывающих его вод и воздушного пространства над ними. При этом прокладка подводных кабелей и трубопроводов, возведение искусственных островов, установок и сооружений могут осуществляться всеми государствами с учетом прав прибрежного государства.
Прибрежное государство проводит отчисления или взносы натурой за разработку неживых ресурсов континентального шельфа за пределами 200 морских миль. Отчисления начинаются с шестого года эксплуатации соответствующего участка континентального шельфа и, повышаясь ежегодно, устанавливаются в конечном счете на 7% стоимости или объема продукции. Отчисления или взносы делаются через Орган, который распределяет их между государствами — участниками Конвенции, учитывая при этом интересы и потребности развивающихся государств.
13. Международный район морского дна ("Район")
Новацией Конвенции 1982 года является введение специального правового режима в отношении международного района морского дна и его недр за пределами национальной юрисдикции. Район и его ресурсы объявлены общим наследием человечества, что применительно к Конвенции означает, в частности, недопустимость для любого государства претендовать на суверенитет или суверенные права или осуществлять их в отношении Района или его ресурсов, запрещение их присвоения и непризнание всяких притязании и присвоении, а также то, что все права и ресурсы Района принадлежат всему человечеству, от имени которого действует Международный орган по морскому дну (Орган). Под ресурсами понимаются все минеральные ресурсы, находящиеся на морском дне или в его недрах, извлеченные из Района ресурсы рассматриваются как полезные ископаемые. Ресурсы не подлежат отчуждению; полезные ископаемые могут быть отчуждены только в соответствии с положениями Конвенции (ч. XI) и нормами и правилами, установленными Органом.
Поведение государств в Районе должно быть пронизано стремлением к поддержанию мира и безопасности и содействию международному сотрудничеству и взаимопониманию. Район открыт для использования всеми государствами исключительно в мирных целях. Деятельность, под которой понимаются все виды деятельности по разведке и разработке его ресурсов, осуществляется на благо всего человечества, но с учетом при этом интересов развивающихся государств. Особый режим Района не затрагивает правового статуса покрывающих его вод и воздушного пространства над ним.
Деятельность в Районе осуществляется и контролируется Органом. Все государства — участники Конвенции являются членами Органа. Он имеет Ассамблею — орган полного состава. Совет — 36 членов, избираемых Ассамблеей, Секретариат, состоящий из Генерального секретаря и персонала. Своеобразным органом Органа является Предприятие, которое имеет свой Устав (Приложение IV к Конвенции).
Согласно Конвенции, деятельность в Районе осуществляется Предприятием и государствами-участниками или государственными предприятиями или физическими и юридическими лицами в случае поручительства за них государства-участника. Деятельность проводится в соответствии с письменным планом, утверждаемым Советом. Орган обеспечивает справедливое распределение финансовых и других экономических выгод, получаемых от деятельности в Районе.
Положения ч. XI Конвенции в значительной мере учитывают интересы и нужды развивающихся стран, препятствуют монополизации деятельности в Районе, предусматривают меры защиты интересов стран-экспортеров, добывающих на своей территории такие же полезные ископаемые, какие извлекаются из Района.
Указанные положения встретили неприятие их высокоразвитыми странами и прежде всего, конечно, США. Сложившееся положение вело к тому, что эти государства не считали для себя возможным стать участниками Конвенции 1982 года, а без их участия претворение в жизнь положений ч. XI Конвенции становилось по крайней мере проблематичным. Чтобы избежать этого, под эгидой ООН были предприняты усилия, которые привели в 1994 году к одобрению Генеральной Ассамблеей ООН Соглашения об осуществлении ч. XI Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Соглашение изменило многие положения указанной части Конвенции, в которых учитывались интересы и нужды развивающихся государств. Если в соответствии с ч. XI Конвенции деятельность в Районе осуществляется на благо всего человечества, то Соглашение смысл деятельности в Районе сводит к получению прибыли. Основные положения Соглашения являются отходом от принципов нового международного экономического порядка, в частности, того из них, который процветание развитых стран увязывает с развитием развивающихся стран.
14. Урегулирование споров
Конвенция 1982 года значительное внимание уделяет урегулированию споров, которые могут возникнуть при ее толковании и применении. Конвенция исходит из того, что все споры государств-участников должны решаться мирными средствами в соответствии с п. 3 ст. 2 Устава ООН; спорящие при этом могут обращаться к средствам, указанным в п. 1 ст. 33 Устава. Право выбора мирных средств принадлежит сторонам, находящимся в споре. Если выбранные сторонами мирные средства не привели к решению спора, то применяются предусмотренные в Конвенции процедуры, в том числе и согласительная процедура по определенной категории споров. Конвенция предусматривает обращение к таким средствам, как Международный трибунал по морскому праву, Международный Суд ООН, арбитраж и специальный арбитраж.
Государство при подписании, ратификации, присоединении или в любое время после этого может путем письменного заявления выбрать одно средство или несколько из них; заявления сдаются на хранение Генеральному секретарю ООН. Суд или арбитраж сами решают вопрос о компетенции по переданному им спору. Сторонами в споре являются государства. Ими могут быть и другие субъекты права в случаях, специально предусмотренных Конвенцией.
Решения суда или арбитража окончательны и обязательны для участвующих в споре сторон и лишь по данному спору.
Международный трибунал по морскому праву состоит из 21 судьи, избранного государствами — участниками Конвенции из лиц, обладающих высокими моральными качествами и являющихся признанными авторитетами в области морского права. Каждый член суда избирается на девять лет с правом переизбрания. Местопребыванием Трибунала является г. Гамбург. Первым российским гражданином, избранным членом Трибунала, стал профессор А.Л. Колодкин.