Смекни!
smekni.com

Методические указания по курсу Челябинск 2006 (стр. 3 из 9)

Наблюдение и регистрация. Участвующее наблюдение, культурная экология и этика полевой работы. Малиновский (1914), Дж. Стюард (1955), С. Фоуэр. Документированное наблюдение. Регистрация событий. Этнографическое описание. Валиднсть и надежность участвующего наблюдения.

Опрос. Виды опросов. Метод интервью. Техника составления программ и проведения опроса. Обработка и представление результатов. Жизненные истории (биографический метод).

Тексты в социальной антропологии. Анализ текстов: развитие метода, типы материалов. Культурные артефакты как тексты. Анализ текстов как деконструкция. Качественный и количественный контент-анализ. Анализ визуальных текстов. Дискурсивный анализ. Визуальная антропология. Фотоисследование. Нарративный анализ. Этнографическое письмо.

Антропология в обществе. Прикладные, партисипаторные исследования. Этические проблемы антропологии.

Планы семинарских занятий

Тема 1. Социальная антропология как исследовательская и учебная дисциплина.

Вопросы для обсуждения

1. Антропология как система научных дисциплин. Какое место занимает социальная антропология в системе наук о человеке?

2. Предпосылки формирования социальной антропологии. Какие общественные причины стимулируют формирование социальной антропологии в научную и учебную дисциплину?

3. Объектно-предметная область социальной антропологии. Попробуйте сформулировать свое определение предмета социальной антропологии. Сравните с существующими определениями.

4. Основные категории социальной антропологии.

Домашнее задание: найти несколько социологических определений культуры

Темы сообщений

Прикладное значение социальной антропологии

Соотношение понятий «культура» и «цивилизация»

Практические задания

Задание 1

Определить сходства и отличия социологических и антропологических определений культуры.

Выявить значимость каждого типа определений для антропологии.


Задание 2

Определяя этимологию слова «культура», его выводят из слова культивировать и из слова культ. Сформулируйте определение культуры, пользуясь одним из подходов.

Какова роль данного подхода для понимания культуры в социальной антропологии?

Связать каждый из подходов с объектом и предметом антропологии.

Задание 3

Сформулируйте исследовательские задачи для изучения проблемы «Роль оценок в учебном процессе», руководствуюсь определениями, полученными при выполнении второго задания

Литература

Антология исследований культуры. - СПб. :Унив. кн., 1997 Т. 1:Интерпретации культуры 726 с.

Ашкеров, А. Ю. Социальная антропология. - М.: Маркет ДС, 2005. - 605 с.

Бочаров В.В. Антропологическая наука и общество // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2000. – Т. III. Вып. 1.

Ерасов Б. С. Социальная культурология. - М.: Аспект-Пресс, 1998. - 590 с.

Ионин Л. Г. Социология культуры. - М.: Логос, 1996. - 278 с.

Клакхон К. Универсальные категории культуры.// Личность. Культура. Общество. М.,2001. Т.3. Вып. 2 (8)

Козлова Н. Н. Социально-историческая антропология. - Раменское: Ключ-С,1999. - 187 с.

Кравченко, А. И. Социальная антропология. - М. : Академический Проект, 2005. - 541 c.

Леви-Строс К. Структурная антропология. Глава XVII. Место антропологии среди социальных наук и проблемы, возникающие при ее преподавании. – М.: Наука, 1985.

Минюшев Ф. И. Социальная антропология. - М.: Академический проект: Фонд "Мир", 2004. - 282 c.

Орнатская Л.А. Понятие культуры в культурной антропологии: некоторые тенденции // Studia culturae. Выпуск 1. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. С.9-28

Сепир Э. Антропология и социология // Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. — М, 1993. — С. 611—629

Фирт Р. Значение социальной антропологии.//Личность. Культура. Общество. М.,2001, т.3, вып.1(7), 2(8)

Ярская-Смирнова, Е. Р. Социальная антропология. - Ростов н/ Д:Феникс, 2004. - 411 с.

Тема 2. Антропогенез. Физическая и культурная эволюция человека в истории.

Вопросы для обсуждения

1. Перечислите основные этапы исторической эволюции морфологии человека.

2. Назовите особенности, отличающие человека от животных:

3. Как вы считаете, можно ли считать, что эволюция на человеке завершилась или в дальнейшем произойдут другие изменения в его особенностях?

4. Какие основные факторы эволюции вы знаете?

Темы сообщений

Особенности первобытного общества

Факторы эволюции семьи

Происхождение и особенности человеческих рас

Практические задания

Задание 1

В настоящее время ряд исследователей высказывают мысль о том, что человек менее всего вредил себе, будучи в первобытном состоянии. В этой связи высказывается лозунг «Назад, в пещеры!»

Почему возникла эта идея? Сформулируйте аргументацию, поддерживающую эту точку зрения.

Сформулируйте аргументацию «против» этой точки зрения. К каким последствиям приведет ее реализация.

Задание 2

«Эволюция семьи тесно связана с формированием частной собственности».

Обоснуйте эту точку зрения.

Опровергните эту точку зрения. Какие вы можете привести другие факторы эволюции семьи?

Задание 3

«Антропогенез и социогенез представляют собой единый процесс». – «Антропогенез и социогенез представляют два не связанный между собой процесса».

Обоснуйте обе эти точки зрения.

Какая из них кажется вам верной?

Задание 4

Как вы считаете, какова роль в процессе эволюции человека физиологических и социальных факторов?

Задание 5

«Основной предпосылкой социогенеза является совместный труд». – «Основной предпосылкой социогенеза является развитие коммуникации».

Обоснуйте обе эти точки зрения.

Какая из них кажется вам верной?


Задание 6

Выделяют следующие особенности мифологического мировосприятия:

1. Древнейшая мифология не расчленяет картину мира: природа, человек, материальный мир, божество в ней слитны.

2. Кончина человека воспринимается как закономерное завершение определенного жизненного цикла.

3. В мифологическом сознании человек практически утрачивает свое «Я», он оказывается сферой божественной практики.

4. Природа становится единым обществом. Человек в этом обществе не наделен особыми полномочиями. Человек и животное, животное и растение – все находятся на одном и том же уровне.

5. Не существует прошлого, настоящего и будущего – мир един во времени.

6. Не существует иных миров – мир един в пространстве.

Проиллюстрируйте эти положения на основе известных вам мифов.

Литература

Ашкеров, А. Ю. Социальная антропология. - М.: Маркет ДС, 2005. - 605 с.

Бринке Й. Окно в каменный век: Путешествие географа с Чехословацкой научной экспедицией Моравского музея в Австралию. - М.: Мысль,1975. - 203 с.

Кравченко, А. И. Социальная антропология. - М. : Академический Проект, 2005. - 541 c.

Минюшев Ф. И. Социальная антропология. - М.: Академический проект: Фонд "Мир", 2004. - 282 c.

Радклифф-Браун А. Структура и функция в примитивном обществе: Очерки и лекции. - М.: Восточная литература РАН, 2001. 303 с.

Салинз М. Экономика каменного века. - М.: ОГИ, 1999. - 293 с.

Тайлор Э. Б. Первобытная культура. - М. : Политиздат, 1989. - 572 с.

Хомутов А.Е. Антропология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. Гл. 5-12.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства / Маркс К., Энгельс Ф.; Избранные произведения. В 3-х т. Т. 3. - М.: Политиздат, 1986.

Ярская-Смирнова, Е. Р. Социальная антропология. - Ростов н/ Д: Феникс, 2004. - 411 с.

Тема 3. Основные концепции природы человека в истории философской мысли

Вопросы для обсуждения

1. Особенности мифологического сознания

2. Античные представления о природе человека

3. Представления о человеке в Новое время

4. Современные представления о природе человека

5. В чем особенность человеческой природы?

6. В чем различия между знаком и символом?

7. Каким образом человек воспринимает время и пространство?

8. Какова роль языка в человеческой культуре?

9. Как вы считаете, какие черты человека выражают его сущность?

Темы сообщений

Бытие и обладание в истории философской мысли

Роль религиозного фактора в формировании трудовых ценностей Запада

Личность человека в период Реформации

Природа человека в представлении Б. Паскаля

Природа человека в представлении Ф. Де Ларошфуко

Природа человека в представлении Ж. Де Лабрюйера

Природа человека в представлении КассирераПроблема человеческой свободы
Практические задания

Задание 1

Ссорятся два древнекитайских мыслителя, высказывая разные суждения о человеке и обществе. Послушаем их.

Мэн-цзы:

— Я думаю, что человек от природы добр. Злым он становится только в голодные годы или, например, при дефиците. Поэтому главное состоит не в том, чтобы переделывать человека, а в том, чтобы создать для него человеческие условия существования. И тогда он будет добрым и хорошим.

Сюнь-цзы:

— Что же это за доброта, которая может существовать только в достатке? Нет, человек от природы алчен, эгоистичен, зол, асоциален. Иначе зачем же правители, государство, воспитание, наказания и поощрения, вся система власти над человеком? Мэн-цзы слишком просто решает проблему. Нельзя считать нравственным того, кто не совершает преступлении только из страха. Ослабнет страх — и человек без внутренних нравственных тормозов тут же станет преступником. Так или иначе, я думаю, что человек от природы зол.

(Источник: Человек. — 1990. — № 4. — С.45).

Задание 2

Прочитайте приведенные суждения а) природа человека неизменна; б) природа человека изменяется в истории; в) в природе человека есть как неизменная часть, определяющая его как Homo Sapiens, так и исторически изменяющаяся часть в виде его личности и индивидуальности. Обоснуйте свою позицию.