Смекни!
smekni.com

«Хорошо там и тут, где по имени зовут» (стр. 3 из 9)

Распространению народных вариантов русских имён, таких как Авдотья, Аксинья, Софья, Татьяна, Семён, Антон, способствовали русские писатели, смело использовавшие в своих произведениях не признанные церковью имена и их варианты.

Процесс обновления русских имён значительно усилился после революции. В первые же месяцы существования Советской власти В. И. Ленин подписал декрет об отделении церкви от государства. Таким образом, церковь была лишена права регистрировать рождение человека, вмешиваться в выбор имени новорождённому. Регистрация актов гражданского состояния стала производиться ЗАГСами. Родители получили право выбирать имя ребёнку по своему усмотрению. Многие из них давали имена в честь выдающихся революционеров, борцов за свободу народа, любимых писателей и литературных героев, в честь праздников (Владлен – Владимир Ильич Ленин, Даздраперма – Да здравствует Первое мая, Искра, Революция, Разум, Герман – по имени героя «Пиковой дамы» А. С. Пушкина).

Стремление найти для ребёнка необычное, оригинальное имя породило и ряд явно неудачных имён-самоделок, вроде Ракета, Электрон, Дифференциал, Идея, Эра, Лирика. Большинство подобных имён вызывали недоумение и не прижились в языке.

Рассказывая о древнерусских именах, мы до сих пор не назвали ни одного женского имени, и это не случайно. Древние письменные памятники сохранили очень мало таких имён, что объясняется неравноправным, приниженным положением женщины в феодальной Руси.

Древние женские имена делились на «простые» и «знатные». К простым относились такие, как Голуба, Добрава, Досада, Ждана, Забава, Лебедь, Любава, Малуша, Неждана, Некраса, Несмеяна и др. Знатными считались: Болеслава, Верхослава, Горислава, Доброгнева, Рогнеда и др.

Большинство древних исконно русских женских имён со временем вышли из употребления, несмотря на то, что они были очень красивы и поэтичны. Лишь некоторые из них были снова возвращены к жизни выдающимися поэтами XVII – XIX веков, использовавшими их в своих произведениях (например, А. С. Пушкин в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» упоминает древнерусское имя Чернавка).

Вообще, соотношение русских мужских и женских имён во все времена было непропорциональным количеству мужского и женского населения. Вот несколько примеров: в «Словаре древнерусских личных собственных имён», составленном Н. М. Тупиковым, мужских имён 5330, а женских всего 47; в церковных святцах – 871 и 227соответственно; в «Справочнике личных имён народов РСФСР» - на 316 мужских имён приходится 180 женских. [33, 22]

Это вполне объяснимо: на протяжении тысячелетий женщине отводилась роль хранительницы очага, так что не было социальной необходимости в большом количестве женских имён.

Мужчина был же главой семьи и её представителем перед общиной, заключал торговые и другие сделки, участвовал в военных походах.

С введением христианства в Х веке из Византии на Русь пришли новые имена. В перечне имён, предлагаемых для крещения православной церковью, женских имён было уже гораздо больше, они составляли 20% от общего числа имён.

В РСФСР в 70-е годы ХХ века был проведен учёт имён. Выяснилось, что «265 лиц женского населения носят 3 имени: Александра, Анна, Мария; 18% - 15 имён: Анастасия, Антонина, Валентина, Вера, Галина, Клавдия, Евдокия, Елена, Екатерина, Зинаида, Лидия, Надежда, Нина, Ольга, Татьяна (т. е. 70% женского населения имеют в обиходе 18 имён)». [33, 22-23]

За последнее столетие положение женщины в мире изменилось.

Основным источником пополнения коллекции женских имён служит 1) возможность образование женских имён от мужских (Валерия, Аркадия, Виталия, Нила, Павлина, Руслана), 2) сохранение старинных русских имён, бытующих среди населения и не попавших в различные справочники (Акулина, Евсталия, Афанасия, Федора, Павла, Матрёна), 3) привлечение имён других народов (Алиса, Дамира, Луиза, Селима, Урания), 4) народное творчество (Вилора, Воля, Нинель, Каира, Июлия).

Происхождение русских отчеств

Иногда мы слышим от иностранцев, что только у нас, русских, принято называть человека не только по имени и фамилии, но ещё и по отчеству. На самом деле такая традиция на Руси возникла только с введением христианства, которое пришло к нам из Греции, и потому греческая традиция прибавлять к имени собственному имя отца пустила в нашей стране прочные корни.

Памятники русской письменности XI – XII веков донесли до нас уже вполне сформировавшиеся отчества; они состояли в ту эпоху из двух слов: из слова «сын» и притяжательного прилагательного, образованного от имени отца с помощью одного из следующих суффиксов: -ль, -ев, -ов, -ин, -ич. Так, например, от имени Изяслав образовалось отчество «сын Изяславль», от имени Добрыня – «сын Добрынь», от имени Лазарь – «сын Лазарев».

Имя-отчество возникло как знак уважения, почитания достойного, сначала по отношению к князьям (к примеру, в летописи XI века находим - боярин князь Юрий Алексеевич Долгоруков), затем к именитым боярам, дворянам, а при Петре I и отличившимся купцам; в XIX веке представители высших слоёв общества обзавелись формой на -вич. Отчество на -ев, -ов, -ин получали купцы, на -ец — младший в семье. Наряду с этим встречаются записи: пушкарь Тимошка Кузьмин сын Стрелкин, посиделец Ивашка Григорьев, гулящий Тимошка Иванов. Формы типа Григорьев, Иванов — ещё не фамилии. Их иногда называют «полуотчествами», поскольку это не Григорьевич и не Иванович. Бедные, как правило, не имели отчеств.

Отчество в составе именной формулы выполняло тройную функцию: дополняло имя, отличая его обладателя (в дополнение к фамилии) от тёзки, проясняло родство в кругу семьи (отец — сын) и выражало почтение (форма вежливости).

Исторически сложилось, что отчество разделилось как бы на несколько разрядов. Холопы вообще его не имели. Просто знатные люди получали полуотчество (Пётр Осипов Васильев). Что же касается отчества на -ич, то оно стало как бы знаком того, что человек его носящий, принадлежит к аристократической верхушке. Таким образом -ич выделился из отчества, перестал быть суффиксом в полной мере и начал употребляться самостоятельно, превратившись в особый термин привилегированности, родовитости лиц или сословий; -ич стал восприниматься как титул, как указывающие на родовитость слова «де» (во французском языке), «фон» (в немецком). В соответствии с таким положением -вичем можно было награждать, что и делали русские цари.

Начиная с правления Петра I, графа «Отчество» делается обязательной во всех документах.

При Екатерине II употребление разных форм отчества было законодательно закреплено. В её «Чиновной росписи», составленной в соответствии с петровской Табелью о рангах, указывалось, что особ первых пяти классов следовало писать с отчеством на -вич, с шестого по восьмой - именовать полуотчествами, всех же остальных - только по именам.

Однако формы отчества на -ов/-ев в XIX веке употреблялись лишь в канцелярской речи, в официальных документах. В неофициальных же ситуациях, в быту, русские люди именовали друг друга и по именам и отчествам в такой форме, которая привычна нам теперь: величание на -ович, -евич, -овна, -евна, -ич, -инична не ограничивалось. Иногда оно использовалось даже вместо имени (как иногда и сейчас), когда говорящий хотел подчеркнуть особое уважение к человеку, выказать оттенок расположения, любви.

В современной России отчество до сих пор активно используется при обращении к старшим и для выражения уважения, в официальных документах и документации, в то же время в медийном пространстве (газетах, журналах, на ТВ и в Интернете) и культурной среде (книгах, кино, рекламе) оно практически полностью исчезло.

Происхождение русских фамилий

Кем был твой прадед на Руси?
Свою фамилию спроси!
Есть в каждом классе Кузнецов.
Кто прадед Кузнецова?
Он был из рода кузнецов,
Отец отца отцова.
У Гончарова прадед знал
Гончарный круг и глину,
У Дегтярева – деготь гнал,
В дегтярне горбил спину.
Быть может, юный Столяров
И с долотом не сладит,
Но прадед был из мастеров,
Он столяром был, прадед.
С пилою Пильщиков дружил,
Мял Кожемякин кожи,
В атаки Воинов ходил,
Стрельцов сражался тоже.
Звучат как музыка, как стих
Фамилии простые.
Вглядись – и ты увидишь в них
Историю России.

Г.Граудина "Прадеды".

Русские фамилии — это своего рода энциклопедия русской истории и этнографии. Они хранят память о событиях и предметах, свойственных тем эпохам, когда они создавались - от древнейшей (Смердов, Князев) до новейшей (Первомайский, Октябрьский). История их возникновения сложна и запутанна так же, как история самого Российского государства.

Слово «фамилия» означает «1. Наследственное семейное наименование, прибавляемое к личному имени и переходящее от отца к детям. 2. Ряд поколений, происходящих от одного предка. 3. Семья, семейство, общественное имя». [13, 778]

Фамилия – это третье слово в полном именовании русского человека. Она передаётся по наследству в неизменном виде от отца к сыну, от сына к внуку и может существовать в неограниченном ряду поколений одной и той же семьи, если в каждом из них будет рождаться мужчина, так как дети обычно получают фамилию отца и сами в свою очередь передают своим сыновьям.

Женщины, как правило, зовутся по отцу только до замужества, и эта фамилия называется девичьей фамилией. Выходя замуж, женщины чаще всего принимают фамилию мужа, хотя бывают и такие случаи, когда женщина сохраняет за собой отцовскую (девичью) фамилию, а муж при регистрации брака берёт фамилию жены.