Обратиться в суд и обжаловать незаконно установленный режим коммерческой тайны по поводу незапатентованного изобретения, полезной модели, промышленного образца имеет право каждый работник, получивший доступ к этой информации в связи с исполнением им трудовых обязанностей (ч. 8 ст. 11 Закона «О коммерческой тайне»).
Руководитель организации на основании трудового договора с работодателем должен предусмотреть исполнение обязательств, обеспечивающих конфиденциальность информации, составляющей коммерческую тайну по поводу объекта интеллектуальной промышленной собственности, обладателем которой является данная организация и ее контрагенты. Кроме этого, руководитель организации возмещает убытки, определяемые в соответствии с гражданским правом, причиненные его виновными действиями в связи с нарушением законодательства о коммерческой тайне (ч.ч. 6, 7 ст. 11 Закона «О коммерческой тайне»).
Анализируя положения законодательства о коммерческой тайне, целесообразно привести здесь выдержки двух постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ.
Постановление от 24.12.1996 N 3225/96[[13]]: «В отношении коммерческой информации необходимы доказательства содержания в ней признаков интеллектуальной собственности, предусмотренных (ст. 139 ГК РФ). Нематериальные объекты должны использоваться в хозяйственной деятельности - участвовать в процессе производства продукции (работ, услуг), что подтверждается технологическими документами, сметами, другими учетными документами, фиксирующими факт совершения хозяйственной операции с нематериальными объектами. Использование таких объектов приносит доход»;
Постановление от 24.11.1998 N 3900/98[[14]]: «Согласно ст. 128 ГК РФ информация является объектом гражданских прав, которая в соответствии со ст. 139 ГК РФ может охраняться как служебная или коммерческая тайна, либо в режиме промышленной собственности. При этих условиях действует запрет на использование информации без согласия ее правообладателя. Для режима служебной или коммерческой тайны главным требованием является неизвестность информации третьим лицам, отсутствие свободного доступа к охраняемой информации, то есть обеспечение ее владельцем условий конфиденциальности»
Учитывая эти постановления, можно, на мой взгляд, утверждать следующее.
Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну незапатентованного изобретения, полезной модели, промышленного образца не может иметь каких либо исключительных имущественных и личных неимущественных прав на информацию. У него есть только право на неразглашение конфиденциальной информации, что предполагает определение информации объектом обязательственных прав. Исключительные имущественные права интеллектуальной промышленной собственности также имеют общие требования исполнения обязательственных прав, что предполагает возможным отнести информацию, составляющую коммерческую тайну по поводу созданного, используемого незапатентованного изобретения, полезной модели, промышленного образца, в перечень объектов правового регулирования интеллектуальной промышленной собственности.
Для того чтобы информация по поводу созданного, используемого незапатентованного объекта интеллектуальной промышленной собственности стала объективно значимой для права интеллектуальной промышленной собственности, она должна соответствовать в российских правоотношениях (на примере американской юридической и судебной практики) следующим критериям:
- Информации должна иметь экономическую ценность для ее обладателя и его конкурентов;
- экономическая ценность данной информации должна превышать сроки охраны объекта патентом;
- сумма затрат на получение необходимой информации не должна превышать суммы затрат на соблюдение режима коммерческой тайны.
Для этого необходимо принятие в РФ соответствующих нормативно-правовых актов, узаконивающих подобный методический подход и предоставляющий хозяйствующим субъектам экономическую свободу выбора в использовании режима коммерческой тайны или режима патентной защиты по поводу объектов интеллектуальной промышленной собственности. Поскольку в настоящее время подобные нормативные акты в российском праве отсутствуют, то предпочтительнее выбирать защиту объектов интеллектуальной промышленной собственности посредством их патентования с последующим их введением в гражданский оборот.
1.4. Понятия «авторское право» и «товарный знак»
С понятием патента так же связано понятие авторского права, так как на результаты деятельности “автора” предоставляется патентная охрана.
Конституция Российской Федерации признает право на свободу во всех сферах творческой деятельности как неотъемлемое право человека, гарантированное общепризнанными нормами международного права. При этом Конституция Российской Федерации и принятые на ее основании законодательные акты не только гарантируют свободу творчества, но и охраняют права на его результаты. Признается исключительное право (интеллектуальная собственность) гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.). Интеллектуальная собственность фиксирует права на нематериальные объекты и непосредственно не связана с правом собственности на материальный объект, в котором они выражены.
Для раскрытия авторских прав необходимо сначала знать, кто же такой автор и уже потом разговаривать о его правах.
Автором является физическое лицо, трудом которого создано какое либо произведение. Произведения автора это объекты авторского права, которыми являются произведения науки, литературы, и искусства которые являются результатами творческой деятельности независимо от назначения и достоинства произведения и способа его выражения[[15]].
Авторское право распространяется как на обнародованные произведения, так и не обнародованные существующие в письменной, звуковой или видео записи, в объемно-пространственном виде или в виде изображений. Но авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия и факты.
Так же авторское право распространяется и на отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства. Смежные с авторскими права распространяются на права исполнителей - на исполнения и постановки (исполнительские права), права производителей фонограмм - на фонограммы (фонограммные права), права организаций эфирного вещания - на их передачи в эфир, права организаций кабельного вещания - на их передачи для всеобщего сведения.
За нарушение авторских и смежных прав может наступать гражданская, уголовная и административная ответственность. Обладатели исключительных авторских и смежных прав (авторы, исполнители и т.п.) вправе требовать от нарушителя: признания прав; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и прекращения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; возмещения убытков, включая упущенную выгоду; взыскания дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторских и смежных прав, вместо возмещения убытков; выплаты компенсации.
Но использование результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, которые являются объектом исключительных прав, может осуществляться третьими лицами только с согласия правообладателя[[16]].
Товарный знак также является неотъемлемой частью международных патентно-правовых отношений.
Товарный знак это условное символическое обозначение размещенное, как на самих товарах, так и на их упаковке и сопроводительной документации. В качестве товарного знака регистрируются словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации.
Правовая охрана товарного знака в Российской Федерации предоставляется на основании его государственной регистрации. Право на товарный знак охраняется законом[[17]]. Обладателем исключительного права на товарный знак может быть юридическое лицо или осуществляющее предпринимательскую деятельность физическое лицо.
Правовой формой охраны зарегистрированных товарных знаков является документ, получивший название «свидетельство». Форма свидетельства и состав указываемых в нем сведений устанавливаются Роспатентом.
В России, как и в других странах континентальной Европы, основополагающим является принцип «регистрации», тогда как в некоторых странах (США, Англия, Швейцария) действует принцип первого использования (право на товарный знак получает тот, кто первым его использовал).
Для признания того или иного обозначения товарным знаком и возникновения соответствующих правовых последствий необходима его государственная регистрация в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Именно с этого момента товарный знак становится объектом правовой охраны (исключение составляют, как было отмечено выше, общеизвестные товарные знаки).
Для того чтобы осуществить государственную регистрацию товарного знака, необходимо подать заявку. В комментируемом пункте установлен орган, в который нужно обращаться с заявкой на регистрацию товарного знака. Таким органом является Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент). Структурным подразделением Роспатента, которое принимает заявки на выдачу патента, является Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС).