Десятилетие с 1730 по 1740 г., известное под названием бироновщины (от имени фаворита императрицы Анны Ивановны), дорого обошлось народным массам. Было издано большое количество указов о розыске беглых, свирепствовали карательные отряды, выколачивавшие налоги и недоимки с податного населения. Бироновщина характерна небывалой расточительностью царского двора, процветанием казнокрадства, лихоимства. Балы, «машкерады» и тому подобные развлечения сменяли друг друга. Расходы на содержание двора увеличились в три раза по сравнению с первой четвертью XVIII века. На содержание царской конюшни тратилось 100 тыс. рублей в год, в то время как на нужды Академии наук и Адмиралтейской академии отпускалось в год менее 50 тыс. рублей.
Процесс усиления феодальной эксплуатации в 30-е годы XVIII века распространился также на народы, входившие в состав Российской империи. На Украине зажиточные казаки заняли привилегированное положение, их повинности с 1735 г. ограничивались военной службой, рядовые же казаки были уравнены с крестьянами. Казацкая верхушка - старшина присвоила себе право полной собственности на землю.
Царское правительство ограничило самоуправление Украины. Вместо выборного гетмана управление Левобережной Украиной осуществляла Малороссийская коллегия. В 1727 г. был разрешен выбор гетмана, но с 1734 г. власть вновь сосредоточивается в Правлении гетманского уряда, состоявшего на назначенных правительством чиновников и представителей казацкой старшины.
У народов Поволжья (татар, чувашей, марийцев, башкир) увеличились государственные повинности, делались попытки насильственного обращения мусульман в христианство. Захват башкирских земель под строительство заводов, рост налогов и жестокие способы их взимания свидетельствовали о росте колониальной эксплуатации башкир. Постройка Оренбургской крепости должна была упрочить власть царизма в Башкирии и обеспечить дальнейшее продвижение в Среднюю Азию. Восстания башкир, разразившиеся в 1735-1740 гг., явились выражением их протеста против колониальной политики царизма.
7.3 Развитие промышленности и торговли
Во второй четверти XVIII века происходил дальнейший рост промышленности и торговли. В особенности показательно развитие русской металлургии: выплавка чугуна в 1750 г. составляла 2 млн. пудов, увеличившись за четверть века в 2,5 раза. Экспорт железа за границу в том же году достиг рекордной цифры в 1,2 млн. пудов. Медеплавильные заводы полностью удовлетворяли потребности страны, и медь также стала предметом экспорта. Для металлургической промышленности второй четверти XVIII века характерно дальнейшее увеличение удельного веса частного капитала, были построены десятки новых частных заводов на Урале и в других частях империи. В 1750 г. в стране действовало около 100 чугунолитейных, железоделательных и медеплавильных предприятий.
За вторую четверть века значительно увеличилось также количество мануфактур в легкой промышленности. К 1753 г. их насчитывалось 153, в том числе 10 суконных, 29 шелковых и 51 полотняная. Уже в середине 30-х годов XVIII века правительство отметило, что «многие мануфактуры и фабрики» в России в состоянии удовлетворять спрос без ввоза иностранных товаров.
В первой четверти XVIII века крупные предприятия легкой промышленности размещались главным образом в Москве. В последующее время большое количество суконных, полотняных, стекольных и прочих мануфактур было построено на периферии - ближе к источникам сырья.
Дворянин-предприниматель редко встречался среди промышленников первых десятилетий XVIII века, обычно ими были купцы. В середине XVIII века началось строительство мануфактур дворянами, первоначально - в легкой промышленности. В 1749-1751 гг. дворяне построили 13 полотняных мануфактур, обслуживавшихся трудом крепостных крестьян.
На мануфактурах к середине XVIII века было занято около 50 тыс. крепостных наемных работных и мастеровых людей, в 2,5 раза больше, чем в 1725 г. Кроме того, на металлургических заводах работало около 100 тыс. приписных и купленных крепостных крестьян.
Русское правительство и после смерти Петра I продолжало проводить политику меркантилизма. Промышленники и крупные купцы продолжали получать казенные ссуды и привилегии. Обеспечение крупных предприятий рабочей силой во второй четверти XVIII века осуществлялось такими же способами, как и во время Петра I: путем вольного найма и использования принудительного труда. Однако удельный вес принудительного труда значительно повысился. В 1736 г. был издан указ, которым за крупными предприятиями «навечно» закреплялись все занятые на производстве рабочие и их семьи. Кроме того, в 30-40-х годах XVIII века широкое распространение получила приписка государственных крестьян к частным заводам.
Расширение привилегий дворянства во второй четверти XVIII века отразилось и на торгово-промышленной политике правительства. Высокие оградительные пошлины были выгодны промышленникам, но ущемляли интересы дворянства, являвшегося основным потребителем импортных товаров. Новый тариф (1731 г.) не носил столь ярко выраженного покровительственного характера, самая высокая пошлина составляла 20% цены товара.
Снижение ввозных пошлин способствовало росту внешнеторгового оборота. В 1749 г. было вывезено за границу русских товаров на 6,9 млн. рублей, а привоз из-за границы составил 5,7 млн. рублей. Таким образом, торговый баланс оставался активным, но превышение вывоза над ввозом заметно уменьшилось.
В 30-х годах XVIII века была проведена реорганизация учреждений, ведавших торгово-промышленным населением. После упразднения в 1727 г. Главного магистрата городовые магистраты стали подчиняться воеводам. В начале 30-х годов Берг-коллегия и Мануфактур-коллегия были слиты с Коммерц-коллегией под тем предлогом, что «одно дело в разных руках обретается».
Перечисленные меры свидетельствуют о том, что торгово-промышленная политика в большей мере, чем в предшествующее время, была подчинена интересам дворянства.
Таким образом, в первой половине XVIII века в России была создана крупная промышленность, выросла внутренняя и внешняя торговля. Все это достигалось в России, как и в странах Западной Европы, жестокими и принудительными мерами, характерными для эпохи первоначального накопления. Но процесс первоначального накопления проходил в России в условиях господства феодально-крепостнических отношений. Методы феодально-крепостнической эксплуатации были распространены и на крупную промышленность. Наемные рабочие на крупных мануфактурах были превращены в крепостных. В течение всей первой половины XVIII века число крепостных и приписных крестьян, работавших на мануфактурах, продолжало увеличиваться. Налоговый гнет в первой половине XVIII века давил на трудовые массы с гораздо большей силой по сравнению с концом XVII века, разоряя крестьян и посадских людей. Налоговая система позволяла казне предоставлять купцам и промышленникам крупные ссуды, передавать им сооружаемые на государственные средства промышленные предприятия и т. п.
Одновременно с применением принудительного труда на мануфактурах в России возникло немало предприятий капиталистического типа, основанных на труде наемных рабочих. Эти предприятия успешно конкурировали с привилегированными дворянскими и посессионными мануфактурами, подготовляя почву для развития в стране капиталистического уклада.
7.4 Внешняя политика
Внешняя политика России во второй четверти XVIII века продолжала в общем традиции Петра I, но внешнеполитические задачи решались теперь менее энергично, задуманные планы часто не осуществлялись. Основными задачами являлись, продолжение борьбы с Турцией за выход к Черному морю и закрепление успехов, достигнутых в Прибалтике в результате Северной войны. Вновь пришлось решать также проблемы внешней политики в Прикаспии. Особенно большой беспорядок и рутина обнаружились в военном и морском деле. Артиллерия потеряла свою прежнюю маневренность, в пехоте принижали значение штыкового боя, и прививалось слепое подражание господствовавшей в Европе линейной тактике. Строительство флота почти прекратилось, много кораблей не было укомплектовано личным составом и гнило на приколе в гаванях.
Россия заключила в 1726 г. оборонительный союз с Австрией. Франция стремилась противопоставить России коалицию, состоявшую из Швеции, Польши и Турции. После смерти Августа II в 1733 г. в Польше началось бескоролевье, сопровождавшееся борьбой магнатско-шляхетских группировок. Франция поддерживала своего ставленника на престол - Станислава Лещинского. Второй претендент на польский престол - Август, сын умершего короля Августа II, пользовался поддержкой России и Австрии. Франции удалось добиться провозглашения королем Лещинского; тогда сторонники Августа среди польской шляхты обратились за помощью к России. Началась война за Польское наследство, в которой Россия и Австрия выступили против Франции. Военные действия продолжались в течение двух лет. Лещинский вынужден был бежать морем из осажденного Гданьска, и королем стал Август III.
Во время русско-польской войны французская дипломатия подстрекала Турцию к выступлению против России. Стремясь заручиться дружественным отношением усилившегося к этому времени Ирана в назревавшем конфликте с Турцией, Россия в 1735 г. возвратила Ирану владения вдоль западного и южного берегов Каспийского моря (Баку, Дербент, Гилян) и заключила с ним союз. Для захвата уступленных Россией Ирану прикаспийских областей Турция отправила 20-тысячное войско крымского хана. Грабежи и насилия крымских татар, вторгшихся в русские владения, вызвали новую войну с Турцией. Россия вела ее в союзе с Австрией.