ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ВЛАДИМРСКОЙ ОБЛАСТИ
Меленковский район
МОУ Дмитриевогорская СОШ
Исследовательский проект
Выполнил: Гуленкин Валерий
6 класс
МОУ Дмитриевогрская СОШ
Руководитель: зав. библиотекой
Кандрушина Е.Н.
2010 г.
Содержание:
1. Цель исследования 3
2. Введение 4
3. Медицина в жизни А. П. Чехова 5
4. Врачебная деятельность А. П. Чехова 6
5. Антон Павлович Чехов - писатель или врач? 11
6. Выводы 14
7. Список литературы 15
Цель исследования: определение роли профессии врача в жизни и творчестве А.П. Чехова.
Задачи исследования:
1. Почему А.П. Чехов выбрал эту профессию.
2. Как А.П. Чехов относился к профессии врача.
3. Медицина и литература в жизни Чехова.
Методы исследования:
1. Теоретические:
-отбор материалов по А.П. Чехову;
-изучение методики проекта.
2. Эмпирические:
- анализ материалов;
- отбор
- систематизация и обобщение.
3. Статистические:
- обработка и представление результатов исследования.
Введение
Антон Павлович Чехов известен мне как классик мировой литературы, автор «Каштанки», «Ваньки», «Хирургия» и др. Но мне было очень интересно узнать, что он был еще и врачом. Антон Павлович до последних дней своих сохранил тесную связь с врачебной своей профессией. И, безусловно, интерес вызывает и высказывание Б.М.Шубина в книге «Доктор А.П.Чехов», посвященное именно Чехову-врачу: «Занимаясь медицинской деятельностью, Антон Павлович вел обычную жизнь врача-труженика, врача-подвижника <…> Чехов любил медицину, дорожил и гордился званием врача».
Несмотря на большое количество написанной литературы о жизни и творчестве Чехова, до сих пор нет, и по-видимому, не может быть раз и навсегда составленной биографии писателя. Очень верно сказал Корней Иванович Чуковский об Уитмене: «Мой Уитмен». Для каждого биографа и читателя существует свой Чехов, и я сделаю попытку показать вам каким я увидел образ Чехова – врача в известном образе Чехова - писателя.
В выборе темы не последнюю роль сыграл и личный мотив, так как, решив связать свою дальнейшую жизнь с медициной, а конкретно с психологией, неврологией и психиатрией, я интуитивно выбрал и тему для литературной исследовательской работы.
В данной работе представлены различные точки зрения на влияние медицинского образования на жизнь и творчество Антона Павловича Чехова.
«Чтобы правильно определить положение Чехова, нужно найти термин, равнозначный мудрецу и святому».
Шарль де Бос
1. Медицина в жизни А. П. Чехова
Антон Павлович Чехов поступил на медицинский факультет Московского университета в 1879 году.
Почему он выбрал этот факультет? Биограф Чехова, А. Измайлов, пишет по этому поводу следующее: "...это решение, по-видимому, явилось не случайно, оно было обдуманно: ещё в списке учеников, удостоившихся аттестата зрелости, в графе "В какой университет и по какому факультету желаете поступить" против имени Антона Чехова значится: "В Московский университет по медицинскому факультету".
Сам Чехов в своей краткой автобиографии, переданной Г. И. Россолимо, пишет, что не помнит, по каким соображениям он выбрал медицину, но в выборе никогда не раскаивался.
В студенческие годы Чехов усердно изучал медицину, аккуратно посещал лекции и практические занятия, успешно сдавал экзамены и в то же время много работал в юмористических журналах
Чехову повезло: на медицинском факультете ему в ту пору довелось слушать лекции корифеев медицины: по терапии - Г. А. Захарьина и А. А. Остроумова, по хирургии - Н. В. Склифосовского, по нервным болезням - А. Я. Кожевникова и др.
В ноябре 1884 г. Чехов получил свидетельство, что «по надлежащем испытании он определением университетского совета от 15 сентября утверждён в звании уездного лекаря».
2. Врачебная деятельность А. П. Чехова
В двух верстах от Воскресенска находилась земская больница, возглавляемая доктором П. А. Архангельским.
Павел Арсентьевич Архангельский был учеником и сподвижником одного из основоположников русской земской медицины Е. А. Осипова. Земская медицина к моменту получения А. П. Чеховым лекарского паспорта насчитывала двадцатилетнюю историю.
Одним из примеров бескорыстных и самоотверженных земских врачей был Павел Арсентьевич Архангельский. К нему в Чикинскую больницу, на временную работу устроился новоиспеченный доктор А. П. Чехов. Они уже были знакомы - летом Антон Павлович здесь проходил студенческую практику - и, несмотря на восьмилетнюю разницу в возрасте, близко сошлись.
Это был хороший период в жизни Антона Павловича. «Живу с апломбом», - так в свойственной ему шутливой манере оценивает он в одном из писем свое настроение первых недель после окончания университетского курса. Главная проблема, одолевавшая его не один год, - чему же все-таки себя посвятить: врачебному делу или писательскому - была решена (во всяком случае - на время) в пользу медицины. Перед ним, как он сам говорил, открылась стезя Боткина и Захарьина. В руках твердая профессия, да и близкие не советуют менять «настоящее дело на бумагомарание», как позднее напишет он В. Д. Григоровичу.«Чикинская больница считалась поставленной образцово, - вспоминает брат писателя Михаил Павлович Чехов, - сам Павел Арсентьевич был очень общительным человеком, и около него всегда собиралась для практики медицинская молодежь, из которой многие потом сделались медицинскими светилами... Часто после многотрудного дня собирались у одинокого Архангельского, создавались вечеринки, на которых говорилось много либерального и обсуждались литературные новинки. Много говорили о Щедрине, Тургеневым зачитывались взапой. Пели хором народные песни, «Укажи мне такую обитель», со смаком декламировали Некрасова...».
В обстановке скромной деревенской больницы Антон Павлович, естественно, не мог приобрести солидный клинический опыт. Но он получил здесь нечто большее: прошел главную врачебную школу - школу сострадательного отношения к больному и бескорыстного служения общественному благу. Этой школе он останется верен всю свою жизнь.
Особый интерес для нас представляет оценка работы молодого доктора, сделанная его опытным коллегой П. А. Архангельским:
«Антон Павлович производил работу не спеша, иногда в его действиях выражалась как бы неуверенность; но все он делал с вниманием и видимой любовью к делу, особенно с любовью к тому больному, который проходил через его руки. Он всегда терпеливо выслушивал больного, ни при какой усталости не возвышал голоса, хотя бы больной говорил и не относящееся к уяснению болезни... Душевное состояние больного всегда привлекало особое внимание Антона Павловича...»
В период своей врачебной деятельности в Воскресенске и Звенигороде, а затем и в Бабкине Антон Павлович близко наблюдал жизнь местного населения - крестьян, уездной интеллигенции, помещиков. В гуще этой жизни писатель почерпнул сюжеты для рассказов "Беглец", "Хирургия", "Мёртвое тело", "Сирена", "Дочь Альбиона", "Налим", "Ведьма" и др.
Удивительно, что никто из чеховского окружения не разглядел в его ранних рассказах гениального художника. В этом смысле примечательно признание его друга писателя В. А. Гиляровского, что только «Каштанка» и «Степь» открыли ему глаза на истинное значение Чехова.
А. П. Чехов не собирается оставлять литературные занятия, но на протяжении последующих двух лет будет уделять им только досуг: несколько часов в день и кусочек ночи. «Медицина, - замечает он, - не адвокатура: не будешь работать, застынешь».
Бабкинский период - счастливое время жизни писателя. Три года подряд (1885-1887) жил он здесь с семьёй в летние месяцы. М. П. Чехов, вспоминая об этой поре, пишет, что к Антону Павловичу "съезжались и сходились больные со всех окрестных деревень, так что у него образовалось нечто вроде амбулатории с целой аптекой, причём отпускать и развешивать лекарства, а также варить сложные мази лежало на моей обязанности. Антона Павловича как врача не щадили даже по ночам. Один раз за ним приехали из Карцева, за двенадцать вёрст, в грозовую ночь; он захватил с собой и меня"
Так провёл Чехов три года в Бабкине. Лето 1888 и 1889 гг. он проводит в имении у Линтварёвых недалеко от г. Сум Харьковской губернии. Чехов едет туда отдыхать, однако твёрдо намерен заниматься и медицинской практикой.
Писать Антону Павловичу в этот период приходится с перерывами, а такое писание (Чехов применяет здесь очень точное медицинское сравнение) - «то же самое, что пульс с перебоями».
Об ответственности, с какой Антон Павлович относился к своим врачебным обязанностям, свидетельствует его письмо издателю «Нового времени» А. С. Суворину, предложившему молодому литератору сотрудничать в столичной газете: «...Я врач и занимаюсь медициной... Не могу я ручаться за то, что завтра меня не оторвут на целый день от стола... Тут риск не написать к сроку и опоздать постоянный...»
И даже в известном письме к одному из старейших русских писателей Д. В. Григоровичу (который оказался проницательнее многих и сумел разглядеть в Чехове настоящий талант, выдвигающий его «далеко из круга литераторов нового поколения») Антон Павлович напишет, что он «врач и по уши втянулся в свою медицину».