Смекни!
smekni.com

Международное право (стр. 7 из 8)

Способность международных организаций совершать юридичес­ки действительные действия от своего имени предполагает наличие у них относительно обособленной правовой воли. Такая воля качест­венно отличается от каждой индивидуальной воли государств-членов. Индивидуальные волевые акты членов организации не поддаются ни слиянию, ни простому сложению. Они согласуются, и эта согласо­ванная воля международной организации носит межгосударственный характер. Именно это волевое обособление международных органи­заций лежит в основе их международной правосубъектности и при­знанной за ними способности делать волеизъявления, принимать на себя права и обязанности по международному праву.

Источником этой относительно обособленной воли, ее правовой основой является учредительный акт. Это означает, что ни сами меж­дународные организации, ни их органы не могут совершать действия, выходящие за рамки учредительного акта.

Конечно, наделение международных организаций правами и обя­занностями не означает их приравнивания к государствам — основ-

ным субъектам международного права. Объем их правосубъектности значительно меньше и носит целевой и функциональный характер.

Чтобы выполнять свои функции, международные организации должны обладать необходимыми юридическими средствами. В ст. 104 Устава ООН предусмотрено в этих целях, что «Организация Объеди­ненных Наций пользуется на территории каждого из своих Членов такой правоспособностью, которая может оказаться необходимой для выполнения ее функций и достижения ее целей». Аналогичные поло­жения содержатся в большинстве учредительных актов.

Международные организации наделяются договорной правоспо­собностью, то есть вправе заключать самые разнообразные соглаше­ния в рамках своей компетенции. Как устанавливает ст. 6 Венской конвенции о праве договоров между государствами и международ­ными организациями или между международными организациями, «правоспособность международной организации заключать догово­ры регулируется правилами этой Организации».

Пункт 1 статьи 2 Конвенции разъясняет, что «правила Организа­ции» означают, в частности, учредительные акты, принятые в соот­ветствии с ними решения и резолюции, а также установившуюся практику Организации.

Анализ учредительных актов международных организаций свиде­тельствует, что договорная правоспособность закрепляется в них, как правило, двумя способами: либо в общем положении, предусматри­вающем право заключать любые договоры, способствующие выпол­нению задач организации (например, ст. 65 Чикагской конвенции о международной гражданской авиации 1944 г.), либо в специальном положении или положениях, определяющих возможность заключе­ния организацией определенных категорий соглашений (например, ст. 43 и 63 Устава ООН) и с определенными сторонами <с любыми государствами или только с государствами-членами, с любыми меж­дународными организациями или только с некоторыми из них).

Международные организации обладают способностью участвовать в дипломатических сношениях. При них аккредитуются представи­тельства государств, они сами имеют представительства в государст­вах и обмениваются представителями между собой. В Москве име­ются Информационный центр ООН и представительства ЮНЕСКО, МОТ. 6 октября 1992 г. было заключено Соглашение между Прави­тельством Российской Федерации и Управлением Верховного комис­сара ООН по делам беженцев об открытии представительства УВКБ.

15 июня 1993 г. было заключено Соглашение между Правитель­ством РФ и ООН об учреждении в Российской Федерации Объеди­ненного представительства ООН и ее органов, программ и фондов в целях поддержки и дополнения национальных усилий по решению наиболее важных проблем экономического развития, содействия социальному прогрессу и повышению уровня жизни. Объединен-

ное представительство включает ООН, Программу развития ООН (ПРООН), Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Управление Верховного комиссара по делам беженцев (УВКБ), Программу ООН по окружаю­щей среде (ЮНЕП), фонд ООН по народонаселению (ЮНФПА), Мировую продовольственную программу (МПП), Программу ООН по контролю над наркотическими средствами (ЮНДКП),

Правительством РФ были заключены соглашения об учреждении постоянных представительств в Российской Федерации и с рядом других международных организаций, например с Международным валютным фондом (24 сентября 1997 г.), с Международной финансо­вой корпорацией (24 сентября 1997 г.).

Международные организации и их должностные лица пользуются привилегиями и иммунитетами (например, Конвенция о привилегиях и иммунитетах Объединенных Няций 1946 г., Конвенция о привиле­гиях и иммунитетах специализированных учреждений ООН 1947 г., Конвенция о правовом статусе, привилегиях и иммунитетах межго­сударственных организаций, действующих в определенных областях сотрудничества, 1980 г. и др.).

Как субъекты международного права международные организации несут ответственность за правонарушения и нанесение ущерба своей деятельностью и могут выступать с претензиями об ответственности.

Международные организации наделяются также правом набирать персонал на контрактной основе. Это не представители государств, а международные должностные лица, подчиняющиеся исключитель­но международной организации и действующие от ее имени и в ее интересах. Как отмечено в ст. 100 Устава ООН, Генеральный секре­тарь и персонал Секретариата «не должны запрашивать или получать указания от какого бы то ни было правительства или власти, посто­ронней для Организации. Они должны воздерживаться от любых действий, которые могли бы отразиться на их положении как меж­дународных должностных лиц, ответственных только перед Орга­низацией».

Каждая международная организация располагает финансовыми средствами, которые складываются в большей части из взносов го­сударств-членов и расходуются исключительно в общих интересах организации.

Международные организации действуют также со всеми правами юридического лица по внутреннему праву государств. Так, ст. 39 Устава Международной организации труда устанавливает, что МОТ имеет все права юридического лица, в частности право заключать договоры, право приобретать движимое и недвижимое имущество и распоряжаться им, право возбуждать судебные дела.

Такие же права предоставлены ООН и ее органам, программам и фондам, а также их Объединенному представительству Соглашением между Правительством РФ и ООН от 15 июня 1993 г.

882. Особенности решения международных споров в рамках международных организаций.

В ООН проблемой мирного разрешения споров занимаются прежде всего три главных органа: Генеральная Ассамблея, Со­вет Безопасности и Международный Суд.

Согласно ст.ст. 11, 12, 14 и 35 Устава ООН Генеральная Ас­самблея может принимать резолюции по мирному разрешению международных споров, если они не переданы на рассмотрение Совета Безопасности ООН.

Как уже отмечалось, главную ответственность за поддержа­ние международного мира и безопасности в рамках ООН несет Совет Безопасности (п. I ст. 24 Устава). В связи с этим данный орган обладает наиболее широкими полномочиями по мирному урегулированию международных споров в соответствии с поло­жениями Главы VI Устава ООН (см. § 3 наст. т.). Необходимо отметить, что резолюции Совета Безопасности ООН по мирно­му разрешению международных споров носят рекомендательный характер для спорящих сторон.

Генеральный секретарь ООН также имеет определенные полномочия в рассматриваемой области. Так, в соответствии со ст. 99 Устава ООН Генеральный секретарь имеет право дово­дить до сведения Совета Безопасности информацию по любым вопросам, которые, по его мнению, могут представлять угрозу миру и безопасности, т.е. о международных спорах соответству­ющего характера. Генеральный секретарь ООН и его специаль­ные представители неоднократно участвовали с миссией доб­рых услуг и посредничества в процессе мирного разрешения международных споров и конфликтных ситуаций, угрожавших международному миру и безопасности. Например, в 1962 г. Ге­неральный секретарь ООН У Тан оказал добрые услуги и по­средничество с целью мирного разрешения Карибского кризи­са, грозившего перерасти в ядерный конфликт.

Согласно Уставу ООН Совет Безопасности должен поощ­рять мирное разрешение международных споров посредством региональных соглашений и региональных организаций (п. 1 ст. 52).

Учредительные документы региональных организаций со­держат положения по мирному разрешению споров между госу­дарствами-членами.

Так, одним из принципов деятельности Лиги арабских госу­дарств (ЛАГ) является принцип мирного урегулирования меж­дународных споров, которому посвящены ст.ст. 5, 6, 7 и 19 Пак­та ЛАГ. В соответствии с Пактом функции по мирному разре­шению споров возлагаются на Совет Лиги — высший орган данной региональной организации. Совет может выступить с предложением оказания добрых услуг спорящим сторонам, а также осуществлять функции арбитража. Однако Совет не мо­жет принимать «обязательных и окончательных решений по та­ким важным спорам, которые затрагивают независимость, суве­ренитет и территориальную целостность государств», т.е. в этих случаях можно обращаться к иным, помимо Совета Лиги, мир­ным средствам.

В Уставе Организации американских государств-(ОАГ) и Боготском договоре 1948 г. предусмотрены такие средства мир­ного разрешения споров, как добрые услуги, посредничество, расследование, примирение и арбитражное разбирательство, а также подробно регламентирована процедура их осуществления (ст.ст. 84 — 89 Устава ОАГ). Основные полномочия в данной области принадлежат двум главным органам ОАГ: Постоянному совету и Консультативному совещанию министров иностран­ных дел. Постоянный совет правомочен создавать арбитражный суд без участия стороны в споре. В рамках ОАГ действует Меж­американская комиссия по урегулированию споров мирными средствами в качестве вспомогательного органа Постоянного совета.