На базе хосписа была создана община православных сестер милосердия. Их попечение о пациентах не носит пропагандистского характера. Уважение к убеждениям пациента не дает им права предлагать свои формы адаптации, но
служение сострадания и любви приносит благотворительные плоды. Они часто создают атмосферу хосписа. Когда досужие журналисты спрашивали, отчего, вопреки их ожиданиям, в стационаре нет ощущения трагедии и тяжести, им просто отвечали словами Христа: «Где двое или трое соберутся во Имя Мое, там и Я с ними». И вероятно, встреча с этими истинно добрыми людьми, вносящими в свой труд глубочайшие сокровища своей души, невольно воздействовала на многих больных без слов. Нередко больные начинали искать контактов с этими сестрами, просили разъяснений, советов и кончали тем, что принимали крещение. Одна пациентка со слезами на глазах заявила: «Стоило заболеть раком хотя бы даже ради того, чтобы открыть для себя Бога». Другая, придя в хоспис, горько сетовала, что «Христос страдал три дня, а я шесть месяцев». Однако после причастия пережила глубочайшее откровение, «поняла вдруг, что Бог всюду, а смерти нет». Оставшиеся дни провела в такой радости, что многие приходили к ней в палату, чтобы посмотреть на нее. Счастье преобразило ее. Она была удивительно прекрасна.
Присутствие священников и возможность получить помощь в рамках своей конфессии, органически входит в систему духовной помощи больным. Не будет слишком претенциозным заявить, что религия является до сих пор единственной и самой эффективной психотерапией смерти!
Достаточно, например, вдуматься в обряды крещения, исповеди, причастия, молитвы за болящего, а затем умершего, существующие в православной церкви.
Крещение как обряд соединения с Богом воплощает в себе отцовский принцип. Это значит, что происходит прямой контакт с Тем, Кто создал человека, знает смысл его возникновения и определяет его судьбу, беря ответственность за него на себя. Учитывая то, что «Бог есть любовь», Его отношение к «своему чаду» не может быть приговором к наказанию или возмездию, но прощением и принятием в Свое Царство, в Свою Семью.
Обряд исповеди. Кто будет отрицать, что депрессия, возникающая у умирающего пациента, часто сопровождается идеями вины, греховности, неправильности жизни, собственной никчемности. Это естественные проявления Депрессии. Исповедь священнику, который не просто выслушает, но способен и отпустить грехи, очистить человека, «аки снег убелить», дает мощнейшую психологическую, духовную поддержку.
Таинство Причастия Святых даров дает надежду, она возрождается, когда произносятся слова: «Во исцеление души и тела...» Даже если не исцеляется тело, исцеляется душа и становится возможным приобщение к вечной жизни. Очищение души снимает подчас не только душевные боли, но и облегчает физические. Сама модель мира, в которой не существует смерти, дает и утешение, и Успокоение, ибо есть Бог, есть справедливость, есть жизнь и нет смерти.
Значение молитвы у постели ум ирающего можно проиллюстрировать следующим примером. Семья сравнительно благополучного человека, «построившего и хороший дом, и посадившего сад, и вырастившего несколько любящих детей», окружила пациента в последние часы его жизни. Было кому и держать умирающего за руку и «подать стакан воды», но тем не менее, обезболенный, он сильно страдал, заставляя страдать и семью. Смягчить ситуацию удалось, лишь предложив родственникам почитать вслух Евангелие для больного. Ритм слов, их значение, их сила успокоили не только пациента, но и его семью. Смерть пришла тихо, незаметно. Ее приняли не как горе, но как великое таинство, ибо Спаситель «смертью смерть попрал» и дал надежду Вечной жизни всему человечеству.
В дальнейшем стали использоваться специальные для таких случаев молитвы. Например, «О разлучении души с телом». Поразителен факт ее действенности. Находясь в коме, пациенты воспринимали общий смысл и направленность молитвы как «разрешение на смерть». Несомненным всегда было облегчение агонии.
Наконец, присутствие в момент умирания священника как посредника между землей и небом, человеком и Богом необычайно значима. Даже неверующе люди положительно оценивали приход священника в хоспис, говоря о его умиротворяющем воздействии.
Хотелось бы привести еще один впечатляющий случай. К пациенту в хоспис пришел священник, чтобы причастить его. В той же палате находился другой пациент, агонирующий уже пару дней. Свершив Таинства Причастия, священник двинулся к выходу, но вдруг был остановлен молящим взглядом. Оказалось, что сосед, находящийся в коме, внезапно пришел в себя и буквально «впился» глазами в священника. Последний вернулся и спросил, не хочет ли и он исповедаться и причаститься. Больной смог только моргнуть глазами в знак согласия. Когда священник закончил, на щеках умирающего блестели слезы. Священник снова направился к дверям и напоследок обернулся, чтобы попрощаться. Пациент уже отошел в иной мир.
Трудно представить себе или объяснить одним лишь совпадением то, что больной в коме почувствовал присутствие Святых Даров и священника и в последний момент сумел «придать смысл» своему концу, другими словами, приобщиться к Богу.
Сложность умирания порой заключается в драматичности расставания с миром. Человек вначале умирает психологически, а затем уже физически, буквально. Итак, расставание наступает вслед за прощанием.
Мы уже упоминали, что прощание заключает в себя смысл прощения. Что же означает — уйти со спокойной совестью, простив и будучи прощенным?
1. Прощение:
• это не просто примирение;
• оно происходит внутри человека;
• это не официальное извинение;
• это не «забывание» обиды, так как мы несем ответственность за свои действия;
• это не упование на время, которое все сгладит, это активная позиция действия;
• это не просто слова — «я прощаю»;
• это не реализация чувства справедливости, так как справедливость и милосердие могут противоречить друг другу. Так, исходя из справедливости, обидчик не может быть прощен, пока не попросит прощения;
• не всегда обида умышленна, часто обидчик наносит боль ненамеренно;
• полнота прощения требует взаимного прощения.
2. Прощение затрагивает все стороны человеческого существа. Таким образом, оно означает избавление от негативных мыслей, чувств и действий.
3. Мотивы прощения могут иметь внешние и внутренние истоки. Внешняя мотивация прощения:
• Обиженный хочет простить, чтобы взамен получить избавление от страданий.
• Обиженный хочет простить, чтобы самому быть прощенным.
• Прощение может выглядеть как месть. Я прощаю потому, что я — морален и лучше своего обидчика. Простив, я получу моральное преимущество перед обидчиком.
• Прощения требует моя роль. Например, я, как отец, должен простить мою семью.
• Меня могут осудить другие, если я не прощу. Уважаемые мною люди ждут, что я прощу.
• Бог ожидает, что я прощу. Внутренняя мотивация прощения:
• Я прощаю, так как я люблю людей.
• Я чувствую сострадание, когда вижу, что мой обидчик страдает.
• Человек больше того, чем он является.
• Человек может ошибаться, и ответственность за это ложится на него.
• Прощение утверждает призыв Христа «возлюбить ближнего, как самого себя».
• Прощая, ты освобождаешься от «боли непрощения».
• Прощение — это помощь и забота об обидчике, к чему призывает церковь.
• Внутренняя мотивация должна быть конечной.
4. Процесс прошения включает несколько стадий:
• мы переживаем свою боль;
• испытываем ненависть к обидчику;
• пытаемся успокоить себя;
• встречаемся с обидчиком и примиряемся, причем примирение происходит после прощения.
5. Психотерапевтическая работа с болью, возникшей на почве обиды, включает следующие моменты:
• влезть «в шкуру» обидчика;
• посмотреть на ситуацию с его точки зрения, выйдя за пределы своих рамок;
• узнать историю жизни и обстоятельства, окружающие обидчика;
• понять, что происходило с обидчиком, когда он наносил обиду;
• определить мотивы, почему он обидел меня (сознательно или бессознательно).
Прощение предполагает:
• переживание чувств обидчика, что сопровождается определенной симпатией к нему;
• сострадание к обидчику;
• принятие и впитывание собственной боли, без выливания ее на обидчика.
6. Плоды прощения:
• нахождение смысла в страдании и прощении;
• умение работать с отрицательным ресурсом, который являет собой духовный потенциал, требующий другого выражения;
• применение этого опыта в других случаях;
• прощение — шаг к смирению, помогающему понять свое несовершенство;
• в прощении вы становитесь не одиноки и обретаете возможность поддержать других;
• обретение нового смысла и цели в жизни;
• повышение самооценки в результате самосовершенствования личности.
7. Эмпатия, любовь — это ключевые моменты прощения. Поведение не определяет человека, так как он создан по образу и подобию Божию.
8. Осознавание страданий — это духовное саморазвитие, которое предполагает вступление на путь, указанный Спасителем.
9. Мы должны прощать, чтобы быть прощенными.
Мы привели краткий разбор такого простого и в то же время сложного процесса прощения, чтобы оценить то, что в нас происходит, Одним из важных моментов прощения является необходимость найти человека, который
может в этом помочь. Явление переноса в психологии широко известно, и можно понять, какая ответственность ложится на священника, готового осуществить эту функцию.