Смекни!
smekni.com

Нечаев В. Д. Региональный миф в политической культуре современной России (стр. 22 из 26)


ЛИТЕРАТУРА

Барт Р. Мифологии / Пер. с фр., вступ. ст. и коммент. С. Н. Зенкина. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1996. 312 с.

Барт Р. От произведения к тексту // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика: Пер с фр., cост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Костикова М.: Прогресс; Универс, 1994. С.413-423

Бурдье П. Социология политики / Пер. с фр., сост., общ. ред. и предисл. Н. А. Шматко. М.: Socio-Logos, 1993. 336 с.

Выготский Л. С., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. М.: Педагогика-Пресс, 1993. 224 с.

Гельман В., Рыженков C. Политическая регионалистика: от общественного интереса к отрасли знания? // Социальные исследования в России. Немецко-российский мониторинг / Пер. с нем. Берлин. М.: Полис, 1998. С. 138-186

Грушин Б. А. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования. М.: Политиздат, 1987. 368 с.

Данилова Е. Проблемы социальной идентификации населения постсоветской России.// Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения. Информационный бюллетень ВЦИОМ, Интерцентр, АНХ, 1997, № 3 (29). С. 12-19

Ионин Л. Г. Идентификация и инсценировка // Социологические исследования. 1995. №4. С. 3-14

К. Г. Юнг о современных мифах: Сб. трудов: Пер. с нем. М.: Практика, 1994. 260 с.

Каганский В. Л. Советское пространство: конструкция, деструкция, трансформация (структурно-геополитический анализ) // Общественные науки и современность. 1995. №2. С. 25-38; №3. С. 31-36

Канетти Э. Масса и власть / Пер. с нем. и предисл. Л. Ионина. М.: Ad Marginem, 1997. 528 с.

Качкин А. В. Кризис идентичности как способ самоорганизации пространства социального взаимодействия / Социальное знание: формации и интерпретации: Материалы международной научной конференции, 13-14 февраля 1996 г., г. Казань. Казань, 1996. Ч. 1. С. 65-74

Кнабе Г. С. Материалы и лекции по общей теории культуры и культуре античного Рима. М.: Индрик, 1993. 527 с.

Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего. М.: «Когито-Центр», Издательство «Институт психологии РАН», 1997. 432 с.

Кэмбэлл Дж. Герой с тысячью лицами / Пер. с англ. Киев: София, 1997. 336 с.

Лебон Г. Психология народов и масс. СПб.: Макет, 1995. 316 с.

Леви-Брюль Л. Первобытное мышление: Пер. с фр. / Под ред. В. К. Никольского, А. В. Киселева. Л.: Атеист, 1930. XXVIII, 338 с.

Леви-Строс К. Структурная антропология / Пер. с фр., под. ред. и с прим. Вяч. Вс. Иванова. М.: Наука, 1983. 536 с.

Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность // Леонтьев А. Н. Избр. психол. произведения. В 2-х т. М.: Педагогика, 1983. Т.2. С. 94-232

Леонтьев А. Н. Категория деятельности в современной психологии // Леонтьев А. Н. Избр. психол. произведения. В 2-х т. М.: Педагогика, 1983. Т.2.С. 243-247

Лосев А. Ф. Диалектика мифа // Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура.. М.: Политиздат, 1991. С. 21-186

Магомедов А. К. Корпорация «Калмыкия» - выражение идеологии калмыцкой правящей элиты // Мировая экономика и международные отношения. 1995. № 12. С. 106-113

Магомедов А. К. Политический ритуал и мифы региональных элит // Свободная мысль. М,1994. № 11. С. 108-114

Малякин И. Саратовская региональная идеология: поиск в мифологическом поле // Перестройка и после: общество и государство в СССР, России и новых независимых государствах. 1988-1998. Тезисы международного симпозиума к десятилетию М-БИО – ИГПИ. – М.: ИТПИ, 1998. С. 37-40

Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М.: Восточная литература, 1995. 408 с.

Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс: Пер. с фр./ Перевод Т. П. Емельяновой. М.: Центр психологии и психотерапии, 1996. 478 с.

Мухортова Е. А. О взаимосвязи фрустрационных реакций и личностных характеристик // Психология личности в условиях социальных изменений. М., Наука, 1993. С. 81-88

Насонова Л. И. Мифотворчество обыденного сознания // Философские исследования. М,1993. № 1. С. 46-60

Нелюдов С. Ю. Время и пространство в былине // Славянский фольклор. М.: Наука, 1972. С. 56-83

Ойданник В. Психология политики. Политические и социальные идеи К. Г. Юнга. Спб.: Ювента, 1996. 384 с.

Пленков О. Ю. Мифы нации против мифов демократии: немецкая политическая традиция и нацизм. СПб: РХГИ, 1997. 576 с.

Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: Ленин. гос. ун-т, 1946. 404 с.

Пространство и время в архаических и традиционных культурах. М. Ин-т Африки РАН, 1996. 234 с.

Растов Ю. Е. Протестное поведение в регионе // Социологические исследования. 1996. № 4. С. 40-49

Ритм, время и пространство в литературе и искусстве. Л: Наука, 1974. 387 с.

Рысакова Т., Куколев И. Кто есть кто в российской глубинке // Независимая газета. 1997. 25 апреля

Савчук В. В. К проблеме культивирования архаических элементов сознания // Историческое познание: традиции и новации. Ижевск, 1993. Ч. 2. С. 205-208

Следзевский И. В. Социо-культурные основания формирования политических мифов // Мифология и политика. Материалы семинара 21 октября 1997 г. М.: Фонд «РОПЦ», 1997. С. 19-25

Смирнов С. Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М.: Моск. гос. ун-т, 1985. *

Современная политическая мифология: содержание и механизмы функционирования/ Сост. А. П. Логунов, Т. В. Евгеньева. М: Рос. гос. гуманит. ун-т., 1996. 99 с.

Сорель Ж. Введение в изучение современного хозяйства / Пер., под ред. и со вступ. ст. Л. Козловского. М.: Издание В. Иванова, 1908. 261 с.

Сорель Ж. Размышления о насилии./ Пер. с фр., ред. В. М. Фриче. М.: Польза, 1907. 163 с.

Социально-политическая идентификация в условиях перестройки/ Редкол.: И. Т. Левыкин (отв. ред.) и др.: М.: АН СССР. Ин-т социологии,1991. 72 с.

Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического. Избранное / Ред. В. П. Руднев. М.: Прогресс, 1995. 621 с.

Туманов С.В. Особенности массового сознания в условиях социального кризиса // Вестник Московского Университета, Сер. 6, Экономика. М., 1993. № 5. С. 81-87

Турен А. Возвращение человека действующего. Очерк социологии. М.: Научный мир, 1998.

Формирование и функции политических мифов в постсоветских обществах / Отв. ред. Т. В Евгеньева. М.: ПМЛ Института Африки РАН, 1997. 108 с.

Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты / Пер. с нем. М. Кузнецова. М.; Спб.: Медиум; Ювента, 1997. 311 с.

Ценности и символы национального самосознания в условиях меняющегося общества / Отв. ред. Л. М. Дробижева, Т. С. Гузенкова. М: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 1994. 236 с.

Ценности социальных групп и кризис общества / Редкол. Н. И. Лапин (отв. ред.), Л. А. Беляева. М.: Ин-т философии АН СССР, 1991. 153 с.

Чудинова И. М. Политические мифы // Социально-политический журнал. М.,1996. № 6. С. 122-134

Элейзер Д. Дж. Сравнительный федерализм // Политические исследования. 1995. № 5. 106-115

Элиаде М. Аспекты мифа / Пер. с фр. В. Большакова. М.: Инвест-ППП; СТ ППП, 1996. 240 с.

Элиаде М. Космос и история / Пер. с. фр. А. А. Васильевой, В. Р. Рокитянского, Е. Г. Борисова; вст. ст. и коммент. Н. Я. Дараган; послесл. В. А. Чаликовой. М. Прогресс, 1987. 312 с.

Юнг К. Душа и миф. Шесть архетипов. М.-К.: Совершенство; Post-Royal, 1997. 384 с.

Ядов В. А. Социальная идентификация в кризисном обществе // Социологический журнал. 1994. № 1. С. 35 52

Bartsch H. W. Kerygma and Myth: a Theological Debate. L.: S.P.C.K., 1953. 456 p.

Bennet L. Culture, Communication and Political Control // Cultural Political Change. New Brunswich, 1983. Р. 15-33

Cassirer E. The Myth of the State. Yale University Press. 1963. 346 p.

Debrey R. Critique de la raison politique. P.: Йdison Gallimard, 1981. 473 p.

Fayer L. Ideology and Ideologists. New Brunswich, 1979. 388 р.

Friedrich C. J., Brzezininski Z. K. Totalitarian Dictatorship and Autocracy. N.-Y.: Frederick A. Praeger, 1961

Gцrner E. Socialism: Myth and Reality // Mythology from Ancient to Post-Modern / Ed. by J. Kleist, B. A. Butlerfield. N.-Y.: Land, Cap, 1992. Vol. 1. 222 р. Р. 105-123

Merquior А. The Veil and the Mask. N.-Y.: Wiley, 1972. 354 p.

Myth and Mythmaking / Ed. by Henry A. Murray. N.-Y.: Braziller, 1960. 432 р.

Mythology from Ancient to Post-Modern / Ed. by J. Kleist, B. A. Butlerfield. N.-Y.: Land, Cap, 1992. Vol. 1. 222 р.

Niebuhr R. Faith and politics. A commentary on Religious, Social and Political Thought in a Technological Age. N.-Y.: George Braziller . XVIII, 268 p.

Politik und Kultur in der russischen Provinz / Luchterhandt G, Ryshenkow S., Kusmin A. Bremen: Ed. Temmen, 1999. 239 р.

Robertson J. O. American Myth, American Reality. N.-Y: Praeger, 1980. 201 s.

Tudor H. Political Myth. N.-Y.: Praeger, 1972. 157 р.

Wartofsky M. Models. Dordrecht: D.Raidel, 1973. 268 p.

White L. The Concept of Culture // American Antropologist, 1959. V. 61. P. 227-251

SUMMARY

The process of becoming of regional political regimes going on now includes the legitimating of forming regional political elites and their leaders. The formation of regional political myth is one of the most effective means, helping to reach this aim.

An analysis of semiotic side of the activity of the regional governors and their teams ( electoral struggle, propaganda, statements, articles, symbolic actions) shows that the effect of this activity on the population of the region relies upon the use of the myths of regional mass consciousness. That myths became actual in the circumstances of socio-cultural crisis in today's Russia.

Myth of regional leadership. It is possible to remark some steady images frequently used by regional leaders. "Krepky hozyaystvennik" ( a kind of a good manager in the sphere of economy) is an image significant for the governors of regions. Oppositions included in it correlate with an image of the region as a "zone of stability and order" ( there is an opposition between a politics and an economy as between a chaos and an order respectively). The person of the governor symbolizes simultaneously the region making a breakthrough into the future, the overcoming of a chaos and the personality, defending, saving and helping every inhabitant of the region. This is a regional hero-savior in full sense of the word.

The myth of "chosen territory". An image of the territory of the region, chosen, as it seems, by the Got Himself, for making in it the breakthrough to bright regional future very often appears in the speeches of the representatives of local ruling elites and of the representatives of local cultural elites serving to their needs. "A unique geographical position", "unique natural resources", "unique economic, intellectual and cultural potential" are becoming the symbols of God's preference for this region.

Myth of representative. A representative of the region, who played a big role in the history of Russia or even of the whole world, is a big cultural symbol, called to confirm the feeling of superiority and special value of the region in the eyes of ordinary citizens. The propaganda also stresses the role of the region as a cultural source.

A comparison of the myths of regional leadership and cultural myths of regional consciousness indicates that the first ones are closely linked with the second ones. But psychological genesis of both groups differs. If the myths of regional consciousness are psychologically based on the stable feeling of provincial inferiority, the myths of regional leadership are actualized under the influence of the experience of socio-cultural crisis with its effect of "narrowing space", "coming chaos".


[1] Подробный библиографический анализ работ отечественных авторов по проблемам российской политической регионалистики см.: Гельман В., Рыженков C. Политическая регионалистика: от общественного интереса к отрасли знания? // Социальные исследования в России. Немецко-российский мониторинг / Пер. с нем. Берлин. М.: Полис, 1998. 304 с.