«И в правду, нет худа без добра, чрезмерная политизация федеральных властей, кадровая чехарда в Москве обернулась возможностью для регионов самим для себя вырабатывать стратегии выживания и развития» [39].
В этом высказывании достаточно отчетливо прослеживается противопоставление федерального уровня власти с присущими ему непродуктивной политической борьбой, нарастанием беспорядка («чехарда»), с одной стороны, и пространства региона, в котором осуществляется необходимая и продуктивная деятельность («выживание и развитие»), с другой. Далее в том же интервью противопоставление «хозяйства» и «политики» переносится в плоскость противопоставления конкретных социальных ролей. Обозначая характер своей деятельности как сугубо хозяйственный и управленческий, А. Лисицин так определяет следующий связанный с ним императив:
«Для административной работы достаточно одного условия: она должна вестись вне идеологии, в интересах всех граждан, в интересах дела».
Отметим, как в этом высказывании «дело» (ассоциирующееся с хозяйственной деятельностью) противопоставляется «идеологии» (ассоциирующейся с политической деятельностью) и объединяется с «интересами всех». Таким образом, противопоставление хозяйственной и политической деятельности и, соответственно, «хозяйственника» и «политика» создает в региональном контексте вполне определенный тип легитимации власти. Заниматься «хозяйствованием» – значит обустраивать свой регион, противостоять беспорядку и хаосу. Эта деятельность объединяет всех жителей региона. Напротив, «заниматься политикой» означает раскалывать жителей региона по идеологическому или партийному принципу, разрушать единство региональной общности, тратить ее энергию на бесполезную политическую борьбу, мешать осуществлению хозяйственной деятельности. Тем самым образ деятельности регионального лидера, передаваемый метафорой «хозяйствование», придает смысл (и таким образом осуществляет функцию социокультурной легитимации) политической деятельности на региональном уровне.
Сами региональные лидеры вполне отчетливо связывают функцию упорядочения регионального пространства с деятельностью регионального лидера. Именно так характеризует смысл деятельности главы региона кемеровский губернатор А. Тулеев:
«Можно рубаху на себе рвать, а можно сосредоточенно работать, исходя из высшей цели представителя области – ее рационального обустройства» [40].
Здесь, как и в предыдущих высказываниях, «истинный представитель» региональной общности занимается «рациональным обустройством» региона (или хозяйствованием). Он противопоставляется человеку, дающему несбыточные обещания (в контексте высказывания – другим кандидатам на пост главы региона – «политикам»).
В дополнение к приведенным выше примерам отметим, что о тесной связи образа «крепкого хозяйственника» и образа представителя региональной общности свидетельствуют и данные осуществленного в предыдущей главе анализа рекламных материалов региональных избирательных кампаний. Как мы помним, функция «защитника региона» в них тесно ассоциировалась с функцией защиты местного производителя и шире экономическим «упорядочиванием» территории региона.
* * *
В проанализированных выше текстах противопоставление «крепкого хозяйственника» и «политика» оказывается сопряженным с целой системой бинарных оппозиций. Оно ассоциируется с противопоставлением федерального центра (Москвы) и регионов, а также противопоставлением «порядок» - «хаос». Образ регионального лидера как «крепкого хозяйственника и управленца» тем самым отсылает к более широкой «картине мира», в которой пространство региона противопоставляется иной пространственной области («Москва», «столица», «центр»). Последняя ассоциируется с деструктивной по своей природе «политикой», в то время как деятельность региональных лидеров сосредоточена на упорядочивании регионального «мира» посредством «хозяйствования». Этим объясняется, на наш взгляд, стремление регионального лидера представить себя как «крепкого хозяйственника и управленца»
Приведенная выше цепь суждений представляет собой гипотетическую конструкцию. Однако она вполне может быть использована нами для дальнейшего анализа. Во-первых, в ее рамках мы получаем вполне логичное обоснование легитимирующей силы образа «крепкого хозяйственника». Во-вторых, она вполне соответствует избранной нами модели культурного опосредования политической деятельности, поскольку позволяет перейти от отдельного, фиксируемого в политической коммуникации образа к «картине мира» регионального сообщества.
Осуществленный анализ дает нам основания для некоторых предположений относительно содержания данной «картины мира». Тот факт, что весьма существенным для нее оказывается противопоставление «порядка» и «хаоса», выраженное также в противопоставлении «пространства» региона «запредельному» пространству столицы может свидетельствовать о мифологическом характере этой картины.
Действительно, как отмечается во многих исследованиях архаических культур, оппозиция «космос» – «хаос» является центральной для мифологического описания мира [41]. Следующая часть исследования будет специально посвящена проверке этой гипотезы в отношении региональной «картины мира». Но прежде мы остановимся на тех аспектах образа регионального политического лидера, которые могут рассматриваться как компоненты мифологического описания.
Прежде всего следует отметить, что в контексте регионального «образа мира» описание «крепкого хозяйственника» по ряду черт оказывается близким к образу так называемого культурного героя. В ходе предшествующего анализа материалов региональных избирательных кампаний мы выявили, что важнейшим в описании регионального лидера является утверждение его роли «защитника и покровителя» региональной общности и, в первую очередь, ее «простых людей». Уже это описание приписывает региональному лидеру некоторые героические функции.
Кроме того известно, что в мифе функции героя тесно связаны с упорядочиванием пространства общины (народа). Герой расширяет пространство общины, территорию, соразмерную человеку, понятную и доступную для дальнейшего освоения. Он защищает эту территорию от врагов и чудовищ. Он привносит в мир людей новшества и изобретения, делающие их жизнь более легкой и гарантированной.
«Миф рассказывает, каким образом реальность, благодаря подвигам сверхъестественных существ, достигла своего воплощения и осуществления, будь то всеобъемлющая реальность , космос или только ее фрагмент: остров, растительный мир, человеческое поведение или государственное установление. Это всегда рассказ о неком «творении»...»[42].
В индустриальном обществе, понимающем и оценивающем себя через призму экономики, хозяйственная функция предстает как выражение творческого начала. В этой связи «крепкий хозяйственник» представляет собой образ наиболее соответствующий образу культурного героя в классической мифологии.
Стремление к «хозяйственному обустройству» региона как основной цели своей деятельности декларировалось многими, кандидатами, а впоследствии и избранными губернаторами. Причем в ряде случаев такого рода проекты переустройства приобретали вид своеобразной космогонии «в пределах одного отдельно взятого региона». Строительство портов в Ленинградской области, провозглашенное В. Густовым, «превращение Курской области во второй Кувейт», заявленное А. Руцким, и иные подобные сверхпроекты выражают стремление не просто получить хозяйственную отдачу. Их цели гораздо шире – коренное переустройство регионального пространства, изменение регионального мира, а также статуса региона в рамках страны.
Выявленные параллели еще не могут быть признаны окончательными свидетельствами того, что образ регионального лидера, возникающий в процессе региональной политической коммуникации, представляет собой образ мифологический, то есть образ возникающий в процессе мифологизации и архаизации общественного сознания. Вместе с их вполне достаточно для выдвижения подобного рода гипотезы. Ее мы более подробно рассмотрим ниже.
III. «Инициация» регионального лидера
Анализ образа регионального политического лидера привел нас к предположению, что этот образ содержит в себе некоторые черты, роднящие его с образом героя мифа. Образ «крепкого хозяйственника» близок по описанию социальных функций субъекта к образам культурных героев мифологий. Региональный лидер как защитник и покровитель региональной общности также может быть интерпретирован как образ героический. Вместе с тем эта гипотеза нуждается в более обширных подтверждениях. Их нам может дать анализ биографий региональных политических, взятых из текстов региональной политической рекламы.
В рекламных биографиях кандидатов встречается ряд схожих описаний отдельных этапов их жизни, причем сами эти этапы образуют достаточно устойчивую последовательность. Остановимся на них подробнее.
Рождение/происхождение. В биографиях кандидатов на пост главы исполнительной власти региона или уже действующих губернаторов можно обнаружить ряд схожих описаний их рождения и происхождения.
«... родился в 1940 году в станице Пластуновской в крестьянской семье... Отец в 1943 году погиб на фронте, мать одна воспитывала Николая Игнатовича и его старшую сестру» (Н. Кондратенко. Краснодарский край. 1996 г.) [43].
«Александр Владимирович родился на Украине, в г. Проскурове Хмельницкой области в семье офицера-фронтовика. Отец Владимир Александрович Руцкой – коренной курянин, танкист, участник Курской битвы, дошедший с боями до Берлина. После войны служил в разных гарнизонах, вместе с ним кочевала и семья. Выйдя в запас, В.А. Руцкой поселился на родине, более двадцати лет проработал на заводе «Счетмаш» (А. Руцкой. Курская область) [44].