3. Космический спутник сошел с орбиты, упал на территорию государства А и причинил существенный ущерб. Потерпевшее государство предъявило претензии о возмещении ущерба. Запускающее государство утверждало, что не совершило никаких противоправных действий, падение объекта произошло по объективным причинам, и поэтому отсутствует его вина в причинении ущерба. Образуют ли действия запустившего спутник государства состав правонарушения? Возможно ли возникновение ответственности за невиновное причинение вреда? Обоснуйте свой ответ
Согласно статье 2 Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами запускающее государство несет абсолютную ответственность за выплату компенсации за ущерб, причиненный его космическим объектом на поверхности Земли или воздушному судну в полете.[9]
В соответствии со статьей 7 Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (1967 г. )[10] каждое государство - участник Договора, которое осуществляет или организует запуск объекта в космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, а также каждое государство - участник Договора, с территории или установок которого производится запуск объекта, несет международную ответственность за ущерб, причиненный такими объектами или их составными частями на Земле, в воздушном или в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, другому государству - участнику Договора, его физическим или юридическим лицам. Следовательно, если упомянутые в условии задачи государства являются участниками указанного договора и конвенции, то ущерб должен быть возмещен.
4. В каких случаях возникает двойное гражданство? Как относится международное право к проблеме двойного гражданства?
Двойное гражданство — наличие у лица гражданства двух или более государств. Таким образом, этот термин охватывает и множественное гражданство (тройное и т. д.). Двойное гражданство порождается коллизиями законов о гражданстве различных государств (например, основанных на праве почвы и праве крови).В практике сложилось правило, вытекающее из государственного суверенитета, согласно которому государство, гражданин которого имеет также иностранное гражданство, рассматривает его исключительно как своего гражданина независимо от того, положительно или отрицательно относится это государство к приобретению его гражданином иностранного гражданства.Некоторые государства поощряют двойное гражданство (обычно по политическим соображениям). В свое время известность в этом смысле приобрела ст. 25 имперского закона о гражданстве Германии 1913 года, которая подвергалась критике в правовой литературе.
Российская Конституция (ст. 62) и Закон РФ о гражданстве (ст. 3) допускают двойное гражданство. Суть двойного гражданства заключается в праве граждан России иметь и гражданство другого государства в соответствии с федеральным законом РФ или ее международным договором. Казалось бы, должно быть возможно и обратное: двойное гражданство означает и для иностранца возможность приобретения, в качестве второго, гражданства России. Однако, как это ни парадоксально, в российском Законе о гражданстве сначала было записано прямо противоположное: приобретение гражданства РФ иностранным гражданином «допускается при условии его отказа от прежнего гражданства, если иное не предусмотрено международным договором» РФ (ч. 1 ст. 3). То есть предполагалось, что будут договоры с другими странами, прежде всего бывшими республиками в составе СССР, об использовании статуса двойного гражданства, в остальном же предоставление российского гражданства предполагает отказ от иностранного. Однако республики не пошли на заключение подобных соглашений. И тогда формулировка, приведенная выше, в 1993 г. была заменена. Теперь Закон гласит, что за лицом, состоящим в гражданстве РФ, не признается принадлежность к гражданству другого государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ (ч. 1 ст. 3). Тем самым стало возможным приобретение российского гражданства с сохранением гражданства другого государства, но на условиях межгосударственного соглашения.
Правда, это отнюдь не означало решение проблемы двойного гражданства. Только Туркменистан и Таджикистан пошли на подписание соглашений с РФ, предусматривающих двойное гражданство. Стремясь предотвратить выезд русских из республики и способствовать нормализации межнациональных отношений, о своей поддержке двойного гражданства объявил Президент Кыргызстана.
И все-таки в большинстве республик двойное гражданство отрицают, а приобретших российское гражданство считают не сохраняющими одновременно местное гражданство, т. е. не собственными гражданами, а иностранцами.
Таким образом, сохранение института двойного гражданства и даже возведение его на конституционный уровень вызвано отнюдь не проблемами россиян, живущих в России. Закрепление двойного гражданства, тем более в Конституции, стало не просто правовым решением, а скорее вопросом внешней политики России. Ведь за ее пределами оказалось около 25 млн. русских, из них, по округленным данным, 11,5 млн. - на Украине, 6,3 млн. - в Казахстане, около 3 млн. - в Закавказье и Средней Азии, около 1,4 млн. в Прибалтике.[11]
Двойное гражданство может быть выгодно и для самих государств, где живут русские: Россия заинтересована в тесных экономических связях с этими государствами. Выиграют от этого все их граждане.
Как и в других странах, двойное гражданство не будет освобождать от выполнения обязанностей перед данным государством.
Однако, по большому счету, выигрыш от введения двойного гражданства оказался для России минимальным, а проблем появилось немало. Поэтому многие ученые и практики выступают за его отмену. В самом деле, какому государству служит соответствующий гражданин? До недавнего времени противники двойного гражданства задавали абстрактный вопрос: что делать, если Президентом РФ вдруг станет человек с двойным гражданством - например, российско-украинским? Как он будет решать проблемы Черноморского флота? Реальная жизнь предложила не менее интересный пример: заместителем секретаря Совета Безопасности РФ стал россиянин с израильским гражданством. Общественность была шокирована. Не будем забывать, что каждое государство требует от своих граждан верности себе и защиты своего, а не «чужого» Отечества.[12]
Обратим внимание еще на одно обстоятельство в связи с введением двойного гражданства. Главной целью было предоставить возможность русским в других республиках бывшего СССР получить гражданство России. Однако вскоре начался параллельный процесс получения российского гражданства как второго выходцами из этих республик. Напомним, их диаспора в РФ огромна - около 10 млн. человек. Кроме того, уже стал очевидным массовый приток в РФ не только русских, но и представителей титульных наций соседних республик, которые из-за плохих условий жизни мигрируют (или эмигрируют!) в Россию. По логике двойного гражданства они могут приобрести российское гражданство, сохраняя свое прежнее. В соглашениях, заключенных с Туркменистаном и Таджикистаном, это специально отмечено. В соглашении 1995 г. между РФ и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства сказано: «Каждая из сторон признает за своими гражданами право приобрести, не утрачивая ее гражданства, гражданство другой стороны» (ст. 1).[13] Приобретая двойное гражданство, соответствующие лица, с точки зрения наших законов, будут пользоваться всеми правами и льготами российских граждан.
При решении вопросов гражданства следует учитывать интересы государства; кроме того, государство всегда должно представлять, в состоянии ли оно оказывать защиту и покровительство своим гражданам, не лишаются ли они его поддержки, став одновременно гражданами другого государства.
Двойное гражданство имеет определенные отрицательные последствия.[14] Среди них следует отметить:а) последствия, связанные с оказанием дипломатической защиты лицам с двойным гражданством;б) последствия, связанные с военной службой лиц с двойным гражданством.В первом случае возможны две ситуации. Первая ситуация: дипломатическую защиту лицу с двойным гражданством пытается оказать одно из государств, гражданство которого это лицо имеет, против другого государства его гражданства. В этом случае вопрос о дипломатической защите практически отпадает. Точнее, попытка ее оказать допустима, но такая защита будет отклонена на том основании, что соответствующее лицо имеет гражданство государства, против которого оказывается защита. Вторая ситуация: лицо с двойным гражданством оказывается на территории третьего государства, и на территории этого государства встает вопрос об оказании такому лицу дипломатической защиты со стороны государств его гражданства. Власти государства пребывания обычно в этой ситуации считаются с гражданством того государства, с которым лицо с двойным гражданством имеет наиболее прочную фактическую (принцип эффективного гражданства) связь (например, гражданство государства, на территории которого это лицо постоянно проживает или на языке которого говорит, и т. д.). Эти критерии несовершенны. Получается, что гражданство какого-либо из заинтересованных государств предпочтительнее. С правовой точки зрения ситуация неразрешима. Есть только один выход — заключение международного соглашения, двустороннего или многостороннего. Решения по таким вопросам международных судебных органов или арбитражей, основанные на принципе эффективного гражданства, были распространены в практике западных государств, однако не породили общего правила. Они касаются отдельных случаев и могут приниматься в результате обращения в суд или арбитраж обоих заинтересованных государств.Безгражданство — правовое состояние, которое характеризуется отсутствием у лица гражданства какого-либо государства. Безгражданство может быть абсолютным и относительным. Абсолютное безгражданство — безгражданство с момента рождения. Относительное безгражданство — безгражданство, наступившее в результате утраты гражданства. Безгражданство представляет собой правовую аномалию. Государства борются с ним, стремясь его ограничить.Лица без гражданства (апатриды) не должны быть бесправными. В принципе их правовое положение определяется внутренним законодательством государства, на территории которого они проживают. Все государства обязаны уважать основные права человека и в соответствии с этим обеспечить для лиц без гражданства соответствующий режим. В каждом государстве он, однако, имеет свои особенности. В России статус лиц без гражданства по существу приравнивается к статусу иностранцев, за исключением одного момента: иностранное дипломатическое представительство не вправе оказывать им защиту. Как и иностранцы, они не несут воинской обязанности и не обладают избирательными правами, на них распространяются те же профессиональные ограничения, что и на иностранцев.Ни в одном международном договоре, касающемся лиц без гражданства, Россия не принимает участия, ограничиваясь внутренними мерами. Так, в законе о гражданстве России устанавливается, что ребенок лиц без гражданства, родившийся на территории России, является гражданином России.Имеются две многосторонние конвенции, посвященные лицам без гражданства: Конвенция о статусе апатридов 1954 года и Конвенция о сокращении безгражданства 1961 года. Целью Конвенции 1954 года является не ликвидация самого безгражданства, а установление на территории государств-участников определенного режима для лиц без гражданства. Она защищает их личный статус, имущественные права, предусматривает свободу предпринимательства для лиц без гражданства некоторые льготы в области получения образования, трудоустройства и т. д. При разработке Конвенции о сокращении безгражданства 1961 года разногласия между заинтересованными государствами были довольно велики, поэтому сфера ее применения оказалась сравнительно узкой. Особенностью конвенции является то, что она содержит положения, предусматривающие создание международного органа, в который могут обращаться непосредственно лица без гражданства с жалобами на невыполнение участниками конвенции ее постановлений. По решению Генеральной Ассамблеи ООН функции упомянутого органа возложены на Верховного комиссара ООН по делам беженцев