Смекни!
smekni.com

Будущая эволюция человека (стр. 13 из 24)

Поскольку глобальный фонд талантов не убавляется и не прибавляется от того, что кто-то переезжает из страны “А” в страну “Б”, миграция представляет собой игру с нулевым счётом. Тем не менее, некоторые страны выигрывают, в то время как другие – проигрывают. Соединённые Штаты привлекают большое число очень талантливых индивидуумов, но и много тех, кто вряд ли выйдет за пределы низшего экономического ранга. Средний показатель IQ у иммигрантов в 80-х годах ХХ века якобы составлял примерно 95, или всего на одну треть стандартного отклонения ниже среднего.[92] Эта разница достаточно мала, чтобы её можно было объяснить неблагоприятностью окружающей среды, из которой прибыли многие приезжие.

Раньше люди мигрировали медленно, создавая разнообразие благодаря долгим периодам относительной генетической изоляции. Теперь, однако, революция в транспорте разрушает эту изоляцию. Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) подсчитала, что 53% от всех 6809 языков мира находятся под угрозой вымирания к 2100 году. Уничтожение этого “резервуара человеческой мысли и знаний”[93] сопровождается утратой генетического разнообразия, которая вызвала бы отчаяние среди экологов, происходи это с любым другим видом – кроме человека.

ИСТОРИЯ И ПОЛИТИКА ЕВГЕНИКИ

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ЕВГЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ

Первое разведение растений и животных отмечает конец периода охотников-собирателей в человеческой эволюции. Что касается письменных свидетельств, “Республика” Платона представляет собой начальный теоретический трактат по евгенике.

Как только “Происхождение видов” Дарвина в 1859 установило как механизм эволюции, так и место человека в огромном природном проекте, стало неизбежным, что люди захотят заняться тем, что называлось тогда “расовым” улучшением, То есть, – они будут озабочены генетическими последствиями ликвидации естественного отбора в современном мире.

Сам Дарвин стал настоящим социальным дарвинистом, сокрушаясь о том, что:

Мы сделали всё, что могли, чтобы обуздать процесс отбора; мы построили приюты для имбецилов, калек, и больных; мы создали законы-для-бедных; наши медики проявляют своё высшее искусство, чтобы сохранить жизнь каждого до последнего мгновения… Так слабые члены цивилизованных сообществ размножают свою породу. Ни один из тех, кто занимается разведением домашних животных, не усомнится, что это крайне вредно для человеческой расы.[94]

Слово “евгеника” придумал двоюродный брат Дарвина, сэр Фрэнсис Гальтон в своей книге “Исследования человеческой способности” (1883). И ещё раньше в своих книгах: “Наследственная гениальность” (1869) и “Английские люди науки: наследственность и среда” (1874), он первым употребляет выражение “nature/nurture”. Гальтон был также одним из первых, кто понял важность изучения близнецов. Кроме того, он оказался прав (в отличие от своего более известного кузена), отвергнув ламаркизм, утверждавший, что приобретённые свойства могут быть переданы потомству.

В 1907 году в Лондоне было основано Общество евгенического просвещения, и евгеника получила широкую поддержку среди британской элиты, включая такие имена, как Хавелок Эллис, С. П. Сноу, Герберт Уэллс и Джордж Бернард Шоу. Последний писал, что:

Разум уже не разрешает нам отрицать, что ничего кроме евгенической религии не может уберечь нашу цивилизацию от судьбы, постигшей все прежние цивилизации.[95]

Вскоре евгеническое движение набрало силу и в Соединённых Штатах. В семидесятых годах девятнадцатого века Ричард Дагдэйл опубликовал своё знаменитое исследование семьи “Джук”, найдя 709 членов одной семьи с криминальным прошлым. В восьмидесятые годы уже широко применялось попечительское наблюдение, чтобы предотвратить размножение умственно отсталых, а к концу девятнадцатого века уже были случаи стерилизации слабоумных. В 1910 году в Колд Спринг Харбор на Лонг-Айленде было основано Евгеническое бюро записей. Постоянным членом американского евгенического движения был Александер Грейам Белл, который был женат на глухой женщине и интересовался браками между глухими людьми, опасаясь, что такое выборочное спаривание может привести к созданию популяции глухих.

Влияние евгенического движения не определялось числом его членов. В Великобритании и в Соединённых Штатах вместе взятых оно насчитывало лишь несколько тысяч человек. Его влияние скорее объяснялось благосостоянием и влиянием небольшой элиты. Подоходный налог был неизвестен в Соединённых Штатах до начала Первой мировой войны, и нажитые за этот период невероятные богатства видны и сегодня – особняки, возведённые соревнующимися между собой столпами общества. Любая социальная иерархия пытается идеологически оправдать свои привилегии, и англо-американское общество на стыке девятнадцатого и двадцатого веков не было исключением. Поэтому отношение к низшему классу, как к "побочному продукту человечества” был весьма распространён.[96] Есть надежда, что евгеники нового тысячелетия будут смотреть на генетически менее привилегированных, как на наших братьев и сестер, без такого жестокого презрения и неприкрытого классового предубеждения. Современные евгеники стремятся к достижению подлинного равенства, а не к оправданию и сохранению социальной несправедливости.

После 1910 года евгенические общества были основаны в разных американских городах; довольно много американцев посетило Первый интернациональный конгресс евгеников в 1912 году в Лондоне, а Второй и Третий конгрессы были проведены в Нью-Йорке в 1921-м и 1932-м годах.

Когда разразилась Первая мировая война, евгеники помогали армии США разрабатывать тесты на умственное развитие и после войны широко вербовали приверженцев этого метода. В 20-х годах они сыграли важную роль в том, что число госпитализированных слабоумных возросло втрое. Несомненной их заслугой является также и огромный рост амбулаторного лечения.[97] Что касается стерилизации, то, вопреки распространённому мнению, сторонников таковой среди евгеников оказалось меньше половины. Например, ни Национальный комитет по душевной гигиене, ни Комитет по обеспечению слабоумных не поддержали идею стерилизации.[98] Причина этого неприятия отчасти заключалась в том, что евгеники-консерваторы опасались, что стерилизация может привести к разнузданному сексуальному поведению. Они к тому же не хотели, чтобы евгенику рассматривали, как новую идеологическую платформу полигамии.

К 1931 году 30 штатов – кто раньше, кто позже – приняли закон о стерилизации. Но и при этом количество проведённых стерилизаций было относительно скромным в национальном масштабе: к 1958 году – лишь 60926.[99] Для сравнения: в Индии с 1958-го по 1980-й год было осуществлено двадцать миллионов стерилизаций, а в Китае около тридцати миллионов женщин и десять миллионов мужчин были стерилизованы с 1979-го года по 1984-й.[100]

В период Первой мировой войны немецкие подводные лодки на время преградили путь свободной иммиграции в Соединённые Штаты. В 1924 году Конгресс находился под сильным влиянием евгенических аргументов при выработке иммиграционного закона, поэтому были созданы иммиграционные потоки, соответствовавшие этническому составу страны в целом. Первого июля 1929 года были установлены основные национальные квоты.

В это время евгеники сумели создать сильные плацдармы в Аргентине, Австралии, Австрии, Бельгии, Боливии, Бразилии, Канаде, Китае, на Кубе, в Чехословакии, Дании, Эстонии, Финляндии, Германии, Греции, Венгрии, Индии, Италии, Японии, Мексике, Норвегии, Новой Зеландии, Нидерландах, Польше, Португалии, Румынии, России, Южной Африке, Испании, Швеции, Швейцарии и Турции.[101]

Последующая история евгеники представлена в следующих трёх подразделах. Мы можем отметить здесь лишь огромный продолжающийся интерес к этой теме. Просмотр Компьютерного Библиотечного Центра (Online Computer Library Center – OCLC, или “Worldcat”) в сети Интернет показал около 3200 опубликованных книг по этой теме, 84 из которых были написаны до введения Гальтоном самого этого слова в 1883:

Поиск книг по евгенике в OCLC:

- 1883 84 1940-1949 243
1883-1889 14 1950-1959 128
1890-1899 23 1969-1969 138
1900-1909 124 1970-1979 146
1910-1919 536 1980-1989 230
1920-1929 419 1990-2002 396
1930-1939 569 2000-2003 263

Если к поиску книг 2000-2003 годов добавить звуковые и визуальные записи, количество возрастёт до 347 – больше, чем средняя ежегодная цифра, приходящаяся на пиковый период 1910-1919. А учитывая революционный прогресс генетической науки, можно смело поручиться, что кривая интереса будет ещё возрастать. В январе 2004 поиск в Интернете “евгеники” через поисковую систему “Google” выдал 216 000 ссылок. Таким образом, распространённый взгляд на евгенику как на исчезающий исторический феномен, явно не соответствует действительности.

ГЕРМАНИЯ

Сейчас популярен взгляд на евгенику как на идеологию Холокоста. Философ и сионист, член Еврейской академии Лео Штраус даже придумал аксиому -”reductio ad Hitlerum”: “Гитлер верил в евгенику, Х верит в евгенику, следовательно Х – нацист”.[102] Таким образом, уже невозможно вывдигать платформу евгеники, не рассматривая историю этого движения в Германии. Для этого мы должны обратиться к несколько более раннему периоду, чем 1933-1945.