Смекни!
smekni.com

Будущая эволюция человека (стр. 19 из 24)

В начале 1980-х годов публикации по евгенике быстро пошли в гору, включая большое количество статей в издаваемой литературе, а позже в Интернете, но при этом большинство авторов этих публикаций по-прежнему враждебно настроенны, или, по крайней мере, настороженно относятся к евгенике.

Один сравнительно недавний пример – “Наука и политика расового исследования” Уильяма Г. Такера (1994). Заявляя о своей поддержке свободы научных изысканий, Такер отвергает “незначительную научную ценность наследственности IQ” и утверждает, что права на научные исследования “могут определяться правами других”. Он также размышляет над тем, нужно ли вообще развивать определённые темы исследований, защищает отмену правительственного субсидирования расовых исследований. Он предлагает применять в отношении исследователей законы Нюрнбергского процесса (который, как мы знаем, закончился смертными приговорами), утверждая, что субъекты психологического исследования “могут пострадать без того, чтобы им был нанесëн вред”, и что общество следует информировать о природе исследования на случай, если оно сможет счесть результаты исследования для кого-либо нелестными. И он одобрительно цитирует выражение: “Эти несчастные 15 очков IQ” и “Вы используете таланты, которыми обладаете, за или против людей?”[150]

Увы, Такера можно считать умеренным в лагере эгалитаристов.

Книга “De l’eugénisme dé État à l’eugénisme privé” (“От государственной евгеники к личной”), изданная в 1999 году учёными Мисса и Сузанн, представляет собой сборник статей группы бельгийских и французских учёных, среди которых одни относятся к евгенике враждебно, а другие выступают в её защиту. Но даже здесь евгеника в различных местах характеризуется как “утопическая” и “нереалистичная”. Её цели – “недостижимы”, и она представляет собой “собрание ложных идей”, которые “противоречивы” и “опровергнуты исследованиями”. Само упоминание этого термина может вызывать “безусловное осуждение за бесстыдную деятельность”.

Другие фразы пестрят выражениями, вроде: “Позор…”, “ужасы классической евгеники…”, “американские шарлатаны…”, “настоящий риск…”, “опасная тенденция…”, “угроза евгеники…”, “страх…”, “риск…”, “коварная…”, “угрожающая…”, “радикальная…”, “аморальная…”, “элитарная…”, “демон евгеники…”, “соблазн евгеники…”, “трусливый Троянский конь евгеники…”, “призрак евгеники…”, “зверства нацистов…”, “газовые камеры…”, “расизм…”, “этническая дискриминация…”, “скользкий склон евгеники…”, “мерзкая репутация…”, “варварство…”, “страх…”, “предупреждение…”, “смертельная…”, “бдительное сопротивление этой тенденции…”, “генетическая дискриминация…”, “стерилизации и лоботомии…”, “ползучий детерминизм…”, “генетический редукционизм…”, “сведение культуры к природе…”, “культ тела…”, “разоблачение…”, “тоталитаристская…”, “утилитарный уклон…”, “бесчеловечная…”, “безумная идея…”, “материалистический редукционизм…”, “биологизм…”, “генетизм…”, “экзистенциальный или метафизический ужас…”, “страстное, категорическое и недвусмысленное осуждение…”, “всеобщее и абсолютное осуждение…”, “средство абсолютно порочное…”, “хуже, чем убийство…”, “Не клонируй!..”, “изначальное зло…”, “абсолютное зло, прямая противоположность добру…”, “извращение…”, “действительно порочная…”, “истинно порочная и обязательно негативная относительно независимости других…”, “превращение других в инструменты и объекты…”, “генетическое обнищание клонирования…”.[151]

Эта кампания оказалась на удивление эффективной. В 1969 году “Ежеквартальная евгеника”, преемница “Новостей евгеники”, была переименована в “Анналы человеческой генетики”. В следующем году, вскоре после первого выделения фрагмента ДНК, который содержал один поддающийся распознанию ген, участвовавшие в проекте молодые учёные демонстративно прекратили свою работу над ДНК, мотивируя своё решение тем, что подобная работа в конце концов может быть использована в плохих целях крупными корпорациями и правительствами, которые контролируют науку.[152] Позаимствовав фразу периода советских чисток, эгалитаристы объявили евгенику “лженаукой”, так что Американское общество евгеников было вынуждено в 1973 году сменить своё название на Общество изучения социальной биологии.

В 1990 году Учреждение, проводящее тестирование при приёме в ВУЗы, изменил расшифровку аббревиатуры SAT – тест научных способностей (Scholastic Aptitude Test) превратился в тест научной оценки (Scholastic Assessment Test). В 1996 году то же учреждение вовсе отказался от расшифровки и объявил, что буквы аббревиатуры SAT вообще ничего не значат. Сами евгеники пользуются чужой “крышей”, называя себя “генетиками”, “антропологами”, “демографами”, и “генетическими советниками”.

ВОЗМОЖНОЕ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ГЕНЕТИКОЙ

Сам я – сносной нравственности. И я стольким мог бы себя попрекнуть, что лучше бы моя мать не рожала меня.

Гамлет

В конечном счёте самый серьёзный аргумент против евгеники – это возможное злоупотребление ею. Несомненно эта опасность – реальная. Составление длинного списка прошлых злоупотреблений не потребует большого труда.

Мы только сейчас расшифровываем те проекты, по которым сами были созданы; мы можем совершить ужасные ошибки. Или мы можем лишиться слишком многого в нашем биологическом разнообразии. И, как учит нас не очень отдалённая история, евгеника может быть неправильно использована для того, чтобы оправдать уничтожение людей, которых назовут “низшими”, или которых просто ненавидят по каким-то причинам. Собственно говоря, кто вообще может предсказать, на какие новые пороки способен плодородный человеческий мозг в каком-то неведомом будущем?

Это действительно пугает. Изощрённые эгалитаристы – которые на самом деле никакие не эгалитаристы, а просто озабоченные мыслители, которых больше всего пугает человек с улицы, – вполне обоснованно испытывают такие опасения. Из разделяют и все ответственные сторонники евгеники. Но альтернатива им сводится к принятию вопиющего генетического неравенства внутри приходящего в упадок вида, освобождённого от жёсткой любви естественного отбора.

С научной точки зрения выбор совершенно ясен: или риск, или неминуемая гибель. У нас, как у вида, альтернативы евгенике нет. Конечно, кто-то всегда может возразить, и будет совершенно прав, что евгеника не принесёт пользы лично ему и даже может помешать его образу жизни. В конце концов, это не будет первым решением по принципу “после меня хоть потоп”.

Потенциальное злоупотребление генетикой не ограничено искажением генома человека. Уже сейчас возможно начать модифицировать животных, чтобы усилить их умственное развитие и позволить им выполнять задачи, которые в данный момент выполняются людьми, или даже создавать гибриды зверя-человека.[153] Рынок дешёвой, необученной рабочей силы будет существовать всегда, поэтому эта опасность реальна. Современные люди считают, что у них есть право относиться к своим братьям меньшим на этой планете как к объектам потребления, посему эта пугающая перспектива даже не обсуждается. Но представьте себе, с какой моральной дилеммой мы бы столкнулись, если бы нам пришлось иметь дело с животными, чьи способности превосходили бы уровень способностей отдельных людей.

ЭВТАНАЗИЯ

Между евгеникой и движением за правона смерть существует тесная связь в том плане, что и то, и другое – это философии жизни, которые видят ценность в качестве жизни, а не в жизни как таковой.

Если в Англии до 1830 года средняя продолжительность жизни достигалась быстрее, чем конец репродуктивного возраста,[154] в современных промышленных экономиках этот показатель на десятки лет превышает репродуктивный период. Зайдите в любой дом для престарелых и вы убедитесь в том, что существует огромная популяция (которая обещает удвоиться за счёт поколения, родившегося после Второй мировой войны), беспомощных, отчаявшихся людей, день за днём, месяц за месяцем, год за годом находящихся буквально под пыткой. Любому, кто отрицает этот очевидный факт, нужно лишь поменяться с ними местам – не на годы, а на несколько часов, – чтобы осознать трагизм положения многих из них.

Альтруизм распространяется главным образом вниз, а не вверх, по цепи поколений. Сейчас, в начале третьего тысячелетия, выбранный этими жертвами самый распространённый способ в США избежать своих мук, – это пустить себе пулю в лоб. (Способ, значительно более популярный среди престарелых мужчин – 27,7 на 100 000, – чем среди женщин – 1,9 на 100 000).[155]

Неужели гуманное, разумное общество не может найти лучший способ?

РЕЛИГИЯ

Учтите, теологи, что в своём стремлении сделать предметом веры утверждения о неподвижности Солнца и Земли, вы рискуете тем, что в конце концов вам придётся объявить еретиками тех, кто скажет, что Земля неподвижна, а Солнце меняет своё положение.

Галилей. Диалог.

Есть евгеники, которые верят в Бога, евгеники-агностики и евгеники-атеисты. Религиозные верования и евгеника лежат в разных плоскостях, хотя всегда находились люди, рассматривавшие знания как замену религии, что видно из слова “духовный”.