Смекни!
smekni.com

Будущая эволюция человека (стр. 2 из 24)

Я пытаюсь привести здесь аргументы в пользу воссоздания евгенического движения, которая на самом деле является прикладной человеческой генетикой. Данная книга представляет научное мировоззрение, принятое обществом как безусловно верное для всех видов – за исключения нашего собственного.

“Будущая эволюция человека”– книга, подчёркнуто универсалистская; книга, противостоящая всем националистическим, этническим и племенным предрассудкам, которые эволюция привила нашим умам; книга, где человечество определено не просто как совокупность людей, живущих на планете, а как общность всех людей, которые когда-либо смогут появиться на свет. Мы, живущие сейчас, всего лишь звенья в одной цепи, и наша родительская обязанность – принять во внимание нужды наших детей, независимо от того, сколько поколений нас отделяют от них.

Евгеника, которую можно представить как человеческую экологию, всегда рассматривала себя как представителя интересов будущих поколений. И хотя нам, конечно же, не стоит быть слишком самонадеянными относительно нашей способности предсказывать будущее, мы тем не менее обязаны принимать во внимание некоторые желательные предпосылки. Мы хотим здоровых, умных детей, которые станут эмоционально уравновешенными альтруистами в полном смысле этого слова.

Как отмечено выше, учёные девятнадцатого века отмечали, что у интеллигентных людей было меньше детей, чем у менее развитых в умственном отношении. Мрачные прогнозы этих ранних евгеников выдержали испытание временем. Сейчас, когда большинство людей живёт намного дольше своего репродуктивного возраста, населять планету будут отнюдь не те, кто просто уцелел в страшном горниле естественного отбора, а те, у кого больше детей. Таким образом, сейчас в основе отбора у нас лежит скорее деторождаемость, нежели смертность – изменение поистине революционное. В то время, как в странах с развитыми благотворительными программами девушки, забеременев, могут по желанию бросить школу, если они не способны справиться со школьной программой, треть американских женщин в возрасте 40 лет с высоким доходом бездетны и скорее всего уже не будут рожать[1]

Что касается физического здоровья, то мы настолько продвинулись в медицине, что естественный отбор свёлся почти к нулю; уже 98% американцев доживают по меньшей мере до 25 лет.[2] Эти успехи очень обнадеживают, но каковы возможные генетические последствия этого достижения? Получается, что многие из нас – те, кто умер бы без современной медицины, – могут спокойно передавать свои несовершенные гены бесчисленным поколениям будущих жертв. Существует даже лобби, защищающее такое “право”. Биоэтик Эйдриен Эш пишет:

Моё моральное неприятие предродового тестирования и выборочных абортов исходит из убеждения, что жизнь и с ограниченными возможностями всё равно того стоит, а также из веры, что любое справедливое общество должно ценить и беречь жизни всех людей, независимо от того, какие способности им выпали в лотерее природы.[3]

Во многом схожей позиции придерживается канадский учёный-этик Том Коч, доказывающий, что все болезни – это часть многообразия человеческой расы.[4] Логика здесь очевидна: все, что ни делается, делается к лучшему в этом лучшем из миров.

Грегор Уолбринг, ещё один канадец, активист движения инвалидов против евгеники, родившийся без ног и отец дочери, страдающей синдромом Дауна, идёт ещё дальше:

Могу сказать без колебаний, что жизнь моя стала богаче, оттого что у меня недостаток. Как может кто-то, не испытавший ограничения возможностей, это понять?[5]

Мистер Уолбринг основал вебсайт с материалами как сторонников, так и противников евгеники[6], отмечая, что сам он – её противник. На своем сайте он ссылается на поддерживающий евгенике сайт “Future Generations”[7], отмечая его значком черепа со скрещёнными костями. Когда я возразил, что люди доброй воли не могут поддерживать диалог на такой основе, он согласился со мной и убрал этот символ, хотя, разумеется, не собирался менять свои взгляды. Я всем сердцем восхищаюсь мужеством мистера Уолбринга и его приверженностью делу, за которое он борется, хотя его взгляды диаметрально противоположны моим собственным.

С каждым поколением бремя генетических дефектов растёт. И чем больше лекарств будут открывать учёные-медики, тем тяжелее станет этот груз. Если не принимать контрмеры, процент людей, нуждающихся в серьёзном медицинском лечении, со временем будет расти.

Мы можем не только противостоять этой тенденции, но и повернуть её вспять, используя современную медицину, чтобы создать новый, более гуманный отбор. Самой судьбой нам начертано – либо не упустить шанс и завладеть, подобно Прометею, своим будущим, либо скатиться к неизбежному генетическому вырождению. Но сначала мы должны понять природу стоящего перед нами выбора.

Сейчас человечество вступило в первую фазу революции в общем понимании генетических механизмов, картирования генома человека, новых биотехнологий и научного объяснения многих аспектов здоровья и поведения человека, на которые до сих пор смотрели сквозь призму морали. Джинна просвещения не засунешь обратно в бутылку невежества. Нам необходимо действовать как на основе знаний, которыми мы обладаем уже сейчас, так и тех – постоянно расширяющихся, – которые окажутся в нашем распоряжении в самом недалёком будущем. Мы должны использовать эти знания на благо будущии поколениям, а не только для нашего собственного удовлетворения. Мы можем поистине стать тем, чем хотим быть.

По крайней мере в теоретическом плане мы сейчас – наконец-то! – достигли согласия в том, что равенство возможностей – желанная цель. Но невзирая на здравый смысл, мы зажаты в тисках мировозрения, настаивающего на том, что люди не только должны обладать равными правами, но, более того, что все они вообще совершенно идентичны, различаясь лишь воспитанием. Все прекрасно понимают, что это утверждение не соответствует действительности, но все мы отдаём дань этой вежливой фантазии.

Трудно произнести вслух, что Иван одарённее Васи, что Маше на самом деле не следует передавать своё генетическое заболевание следующему поколению, что преступность может иметь генетическую составляющую, что экономическое положение и умственное развитие взаимосвязаны, что вообще наш вид обладает многими крайне нежелательными свойствами. Вот мы и существуем сейчас в искусственно придуманном мире, который признаёт генетическую обусловленность для всех видов, кроме одного – нашего собственного.

К нашему счастью и радости, все мы разные, и как отдельные личности, и как группы. Мы отнюдь не идентичные устройства с разным программным обеспечением, как хотели бы уверить нас эгалитаристы. Все без исключения этнические группы порождали как сорвавших куш, так и проигравших в генетической лотерее. Наш моральный долг передать нашим детям не одну и ту же наследственность, а разную, но лучшую из всех возможных для каждого из них. Многие из наших повседневных решений чреваты генетическими последствиями. Кому иметь детей и сколько? И что мы можем сделать, чтобы направить человеческую эволюцию в позитивное русло?

Я вовсе не призываю здесь к установлению драконовской диктатуры, но мы должны понять, что всё, что влияет на продолжение рода, является фактором нового отбора. К этому можно отнести поход в ближайшую аптеку за противозачаточными таблетками или презервативами, или решение снизить, а то и вовсе прекратить рождаемость ради успешной образования или карьеры. Предоставляя свободные дни по уходу за детьми и финансовую поддержку лишь беднейшей части населения, правительство тем самым стимулирует одни социальные группы к рождению детей, побуждая другие группы к сокращению рождаемости. Эта политика уже сейчас стала важным фактором в генетическом отборе. Во имя будущего, ради наших детей мы должны принимать подобные факты во внимание, когда строим наше общество и создаём законы.

Ещё нерождённые поколения, – поистине молчаливое большинство, – не имеют права голоса в этом споре. Следовательно, мы, крошечная группка ныне живущих, оказались перед конфликтом интересов: на одной чаше весов наши собственные эгоистичные стремления, а на другой – благополучие и само существование громадного океана человечества, которое придёт вслед за нами.

Это вопрос не только науки, но и морали.

Наши прежние тотемы должны быть отвергнуты. Пришло время каждому осознать, что король – голый. Нам нужно принять наше место в физическом мире – как биологических существ. Для того, чтобы выжить как вид и действительно обрести какую-то более высокую философскую значимость, чем остальные животные, у нас нет другого выбора, кроме как согласиться подчинить наши интересы интересам будущих поколений и начать регулировать рождаемость, руководствуясь, неоспоримыми в отношении всех остальных видов принципами. Короче говоря, нам нужно заменить естественный отбор научным. Выражаясь словами “отца” евгеники и статистики Сэра Фрэнсиса Гальтона:

То, что природа делает слепо, медленно и безжалостно, человек может делать осмотрительно, быстро и гуманно. И поскольку это в его силах, работать в этом направлении – его долг.[8]

Перед вами книга о самом смысле жизни и разума и нашем месте во вселенной. Она основана на рациональной философии жизни и любви к нашим детям, философии осознания груза родительской ответственности. В духе дружбы и сотрудничества она предлагается к вниманию всех заинтересованных людей, включая тех, кто в настоящий момент считает себя противниками евгеники. Надеюсь, что хотя бы некоторые из них поймут, что приверженцы евгеники разделяют общие с ними ценности, надежды и страхи; что эволюция не застыла на человечестве и что мыслящее общество должно сбросить свои моральные и интеллектуальные шоры и начать открытого обсуждать эти проблемы. По меньшей мере мы должны хотя бы согласиться, что мы не обязаны всегда соглашаться друг с другом.