Наполненная историей, ценностями и эмоциями, евгеника основана на науке, но не ограничена ею, и я пытаюсь здесь связать воедино казалось бы далёкие друг от друга области с помощью синкретического подхода, ведь любое серьёзное мировоззрение неизбежно эклектично. Не забывайте, что евгеника, которая была когда-то мощной силой в обществе, включает в себя широкий спектр взглядов. Эта книга представляет собой взгляд одного человека, и другие сторонники евгеники не всегда будут согласны со всеми её положениями и выводами.
Современная революция в генетике и близкая перспектива завладеть геномом человека – пугающе вдохновенна. И мы должны принять как данность, что будущие открытия в области генетики дадут нам такие возможности, которые сейчас мы едва ли можем себе представить. Разногласия по поводу того, что относится к наследственности (nature), а что – к влиянию среды (nurture), покажутся устаревшими, и нам придётся спросить у себя как у вида: что делать дальше, как создать если не утопию, то хотя бы нечто более близкое к ней, чем то, что мы имеем сейчас. Или – уж на самый крайний случай – как выжить.
Внимательным наблюдателям давно известно, что очень скоро обществу будет уже не уйти от реального выбора, который встанет перед человечеством – или сохранить политику вседозволенности в процессе человеческого отбора, или управлять им. Анти-интервенционисты правильно указывают на то, что мы легко можем причинить непоправимый вред, разбив драгоценную вазу, передающуюся из поколения в поколение. Но не принимать решения – тоже решение. Альтернатива здесь – постепенное вырождение вида.
Естественный отбор, который создал людей, населяющих мир сегодня, был невероятно жестоким процессом. Если мы откажемся заменить этот механизм научно обоснованным искусственным отбором, мы растратим попусту то, что было завоёвано столь высокой ценой. И природа отомстит нашим предкам – снова возьмёт своё, отыгравшись на наших детях самым безжалостным образом. Никакой биологический вид не может выжить без отбора.
Для того, чтобы лучше понять более широкий контекст генетики, читатель должен видеть её как часть борьбы за права человека – права людей, которые придут после нас. Как когда-то Мартин Лютер Кинг, мы тоже можем задаться вопросом, доберёмся ли мы когда-нибудь до Земли Обетованной, или, быть может, конечной цели нет, а есть лишь поиск. Но наш долг перед нашими детьми – начать этот путь, сделать всё, что в наших силах, для того, чтобы они родились лучшими людьми, чем мы, и унаследовали больше наших достоинств и меньше наших пороков.
***
Мое обращение к этой теме рождено моим многолетним – длиною в жизнь – участием в борьбе за права человека. Я предлагаю устройство действительно демократического общества, члены которого смогут понять “отца” евгеники и статистики главные вопросы бытия, и приложат все усилия, чтобы расширить до предела возможности каждого, а не только удачливой элиты.
ЧТО ТАКОЕ ЕВГЕНИКА?
Эта плакучая ива!
Почему бы тебе не посадить их несколько
Для миллионов ещё не рождённых детей,
Так же, как и для нас?
Эдгар Ли Мастерс
Стоило установить неразрывность человечества со всем царством живой природы, как усердные попытки улучшить геном человека стали неизбежными. В конце концов, евгеника, это – попросту говоря – прикладная человеческая генетика. Пятеро из первых шести президентов Американского Общества Человеческой Генетики являлись также членами Совета директоров Евгенического общества. С исторической точки зрения современная генетика вышла из евгеники, а не наоборот.
Цель позитивной евгеники – повышение рождаемости среди тех, кто наделён генетическими преимуществами, например, посредством фининсовых стимулов, целевых демографических анализов, оплодотверения in vitro, пересадки яйцеклеток и клонированием. В пронаталистских странах (то есть, в тех, где хотят увеличить уровень рождаемости) уже занимаются позитивной евгеникой в умеренных формах. Например, в Израиле к середине 90-х годов родильных домов, субсидировавших искусственное осеменение, использование донорских яйцеклеток и оплодотворение in vitro, было в четыре раза больше на душу населения, чем в Соединённых Штатах. В 1996 году закон о правах и обязанностях эмбриононосителей сделал Израиль первой страной, легализовавшей права и обязанности суррогатных матерей. Кандидатки на искусственное оплодотворение должны быть выпускницами колледжей с умственным развитием выше среднего, а доноры спермы (часто студенты-медики) заполняют подробные анкеты о состоянии здоровья, хотя генетическая проверка всё ещё ограничена её соображениями стоимости.[9]
Генетическая инженерия, неизвестная ранним евгеникам, состоит из активного вмешательства в зародышевый путь, – без непременного поощрения отдельных групп людей.
НАУКА
ПРЕДШЕСТВУЮЩАЯ ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА
Змея, кабан и волк сидят во мне.
Пустое слово, дикое желанье,
и злоба лютая, и лживый взгляд, и лень...
Ни в чём из этих низких свойств души
я не испытываю недостатка.
Уолт Уитмен
Вопрос, где провести черту между близкими видами и подвидами, различными наблюдателями может решаться по-разному. По отношению к современным человеческим популяциям, где слишком многие учёные преследуют противоречивые социально-политические цели, такие демаркационные линии особенно спорны.
Номенклатура с родовым и видовым обозначением растений и животных, созданная в восемнадцатом веке шведским ботаником Карлом Линнеем для определения родственных отношений среди всех живых существ (по крайней мере, на нашей планете) объединяет всех представителей всех современных человеческих популяций в один вид – homo sapiens. Таким образом, все живущие ныне люди, будь то бушмены, австралийские аборигены, японцы, эскимосы или белые, объявлены одним-единственным видом, и любое обсуждение подвидов вызывает подозрительность и враждебность. Обращение, сделанное в 1997 году в ответ на заявление французского политика Жана-Мари Ли Пена о расовых различиях, и подписанное группой выдающихся биологов, отрицало само существование рас в человеческих популяциях. Отрицание рас впервые было заявлено евгеником Джулианом Хаксли в 1935 году. И это – опять-таки – было вызвано чисто политическими причинами, в данном случае – опубликованием гитлеровских анти-еврейских высказываний.[10] Итак, у нас теперь есть один единственный “современный человек”, только разного цвета, который называется homo sapiens sapiens, таким образом пресекая любую дискуссию о человеческих “подвидах”. Но хотя современные генетические исследования выявили удивительную схожесть всех людей, при этом нужно также признать, что также существует примерная схожесть 95-99-ти процентов ДНК у человека и шимпанзе.[11]
Сейчас учёные в принципе согласны, что все современные человеческие популяции происходят из Африки. Но существуют серьёзные разногласия по поводу того, объясняются ли различия внутренних групп эволюцией, берущей своё начало миллион лет назад от homo erectus (“мультирегионализм”), или же homo sapiens появился относительно недавно, около 100 000 лет назад, и стал вытеснять конкурирующих эмигрантов из представителей семейства гоминид отовсюду, где бы ни соприкасался с ними. В какой степени скрещивались ранние гоминиды – остаётся предметом спора, в котором мультирегионалистов обвиняют в отстаивании фундаментальных биологических различий, доходящих до расизма.[12] Выражаясь словами учёного Сеймура Ицкова, мы здесь сталкиваемся с “желанием верить, которое напоминает совращение интеллектуалов абстрактными идеологическими моделями в политических и социальных областях”.[13]
Генеалогические древа гепардов и лошадей представляют полезные модели для сравнения. Генетические исследования показали очень незначительный генетический разброс у сегодняшних гепардов – их предки должны были одновременно проскользнуть сквозь такое узкое “горлышко”, что лишь несколько особей оказались способны сохранить вид путём скрещивания. Лошади, наоборот, демонстрируют громадные различия – очевидный результат независимого приручения и выведения в разных частях света.
В конечном счёте генетика больше похожа на игру в шахматы, где развитие позиции представляет лишь исторический интерес и не оказывает влияния на исход партии, чем на бридж, где успех в основном зависит от способности игрока запоминать, какие карты уже отыграны. Очевидное разнообразие (даже внутригрупповое) человеческих популяций, открывает возможность вмешательства в человеческую эволюцию с целью управлять ею и даже искать новые горизонты, независимо от того, как получилось разнообразие нынешнее. Откуда мы пришли – пленительный вопрос, но куда мы идём – совершенно иной.
Даже школа "вытеснения" признаёт, что человеческий вид развивался в течение по меньшей мере пяти тысяч поколений вне Африки, при совершенно разных условиях отбора – ряд, совершенно достаточный, чтобы выработать очень важные различия в разных под-популяциях.