Интервенции в зародышевый путь столкнутся с сопротивлением тех, кто рассматривают (порой на религиозной почве), подобную терапию “неестественной" и считают, что мы не имеем права “играть роль Бога”. Отдельные религиозные группы отрицают даже само лечение, и время от времени можно наткнуться на статью в газете, где речь идёт о семье, в которой ребёнок умер из-за отказа от медицинского ухода. Будут также и нерелигиозные возражения со стороны людей, которые опасаются ошибок. И ошибки здесь, надо признать, действительно возможны. Однако, когда мы достигнем гораздо лучшего понимания человеческой генетики, в парусах нерелигиозных оппонентов окажется намного меньше попутного ветра.
Израиль активно занимается евгеникой. Вот что пишет глава Факультета генетики в медицинском центре при Еврейском университете в Иерусалиме:
Сейчас мы знаем, что если не все, то большинство человеческих болезней имеют генетические предпосылки, и мы овладеваем инструментами для их изучения, лечения и, в конечном счёте, предотвращения или полного излечивания… Израиль, с его многочисленными этническими группами, где дети часто рождаются от кровных родственников, оказался богатой человеческой лабораторией для исследователей генетики. Генетические аномалии гораздо легче проследить в группах с гомогенетическими родословными.[39]
Ашкенази, которые кроме последних сорока лет вступали в браки в основном между собой, относительно часто являются носителями десятка рецессивных генетических болезней. Наиболее известное, это аутосоматическое расстройство, описанное в 1881 году британским офтальмологом Уорреном Тэем и названное болезнью Тея-Сакса. Оно вызвано наследственной утратой необходимого фермента, который обычно разрушает жировые отложения в мозгу. Если оба родителя являются носителями этого гена, ребёнок в двадцати пяти случаях из ста страдает этой болезнью, а в пятидесяти из ста становится её носителем. Каждый из двадцати семи евреев в Соединённых Штатах – носитель этого гена. Больной младенец сначала кажется нормальным, но через несколько месяцев становится сверхчувствительным к звуку. В конце концов, ребёнок становится глухим, слепым, умственно отсталым и невосприимчивым к внешним раздражителям. В результате – смерть в пятилетнем возрасте.
В 1985 раввин Иосиф Экштейн, цитируя ссылки на евгенику и генетику в Библии и Талмуде, основал интернациональную генетическую программу тестирования под названием “Дор иешорим” (“поколения праведных”), цель которой – уберечь будущих детей от врождённых заболеваний. По этой программе студенты – ортодоксальные евреи – подвергаются тестированию, чтобы определить, являются ли они носителями данного гена. Если лишь один из будущих родителей оказывается носителем, их не отговаривают от брака, но если у обоих тесты положительные, им советуют выбрать другого брачного партнёра.
Израиль обладает одним из самых интенсивных программ генетического скрининга, тестируя более десяти тысяч людей в год.[40] Писательница Наоми Стоун так выражает общее отношение евреев к предотвращению болезни Тея-Сакса:
Не исключено, что отдельная болезнь можно полностью искоренить в той части населения, где она сконцентрирована, и если бы это удалось, кто мог бы обоснованно выражать сомнения?... Я – еврейка Ашкенази, и знаю, что мой долг всегда быть начеку из-за моего повышенного фактора риска, связанного с этой болезнью.[41]
Вполне понятно, хотя и печально, что сейчас в Соединённых Штатах наблюдается сопротивление применению евгеники среди представителей общества инвалидов. Вот что можно прочесть в одном документе, распространённом через Интернет:
Главная тема в обсуждении евгеники заключается в том, что кто-то решает на основе открыто заявленных или негласных критериев, какие характеристики имеют право на существование, а какие – нет. [Дискриминация]… Ключевой вопрос – как общество (социальная евгеника) или личность (личная евгеника) решает, какие свойства допускать в своих детях. Может ли общество влиять на решения социальной и личной евгеники, или регулировать их? Есть ли рациональный способ сделать различия между болезнью Тея-Сакса, бета-талассемией (болезнь крови), серповидной клеточной анемией, талидомидом, болезнью Альцгеймера, фенилкетонурией, неправильной сексуальной ориентацией (если когда-нибудь отыщется способ предсказывать ее), душевными заболеваниями, кистозным фиброзом, церебральным параличом, расщеплённым позвоночником, ахондроплазией (недоразвитостью роста), гемофилией, синдромом Дауна, сердечно-сосудистым заболеванием, остеопорозом и ожирением?... Идёт война характеристик, которая исключит многие свойства из движения за права человека и из равноправия. Этому должен быть положен конец.[42]
Хотя этот анонимный автор действительно ставит острые вопросы относительно определённых свойств – например, сексуальной ориентации, недоразвитости роста и избытка веса, – защита некоторых из перечисленных ужасных заболеваний внушает тревогу, хотя исходит она из законного и хорошо обоснованного страха дискриминации, направленной на людей, страдающих этими болезнями. Наш долг – гарантировать, что такая “дискриминация” на самом деле будет направлена на болезнь, а не её жертву.
НАУЧНЫЙ МЕТОД
Любая попытка направить половой акт в рациональное русло, требует, чтобы общество сначала приняло рациональное отношение к этой теме и разрушило дьявольские подмостки разных табу, фобий, неврозов и фетишей, возведённые вокруг разомножения человека.[43] Принимая как данность фундаментальную неразрывность человеческого существа со всем биологическим царством в целом и с млекопитающими в частности, включая такие близко относящиеся виды, как высшие приматы, революция в эволюционной и молекулярной биологии осмысливает размножение человека с учётом принципов животноводства, хотя, конечно, и не отождествляя эти два подхода.
Генетический отбор заранее подразумевает генетическое разнообразие; в противном случае отбирать было бы не из чего. Способность наследования лежит в основе, как естественного, так и искусственного отбора. Показатели наследуемости занимают диапазон от единицы (родительские особенности неизбежно переходят к детям) до нуля (нулевая наследственность).
Интенсивно изучался характер наследования экономических показателей у домашних животных. Например, наследуемость производства молока 0.25, годовалый вес у овец колеблется от 0.2 до 0.59, а прирост мяса у мясного скота от 0.5 до 0.55.[44] Наследуемость роста среди белых европейцев и жителей Северной Америки 0.9.[45] Пользуясь материалами изучения близнецов, Томас Баучард и другие установили общую наследуемость черт характера – около 0.5. Наследуемость социальных пристрастий даже выше: 0.65 у радикализма, 0.54 у консерватизма (tough-mindedness) и 0.59 у религиозности. Профессиональные интересы составляют около 0.36.[46] Исследование однояйцевых и разнояйцевых близнецов показало, что однояйцевые близнецы демонстрируют значительно более высокие корреляции в таких свойствах, как честность, активность, разговорчивость, общительность, экстравертность, настойчивость, спокойствие, самоуверенность, уравновешенность, эмоциональная стабильность, вежливость, обходительность, покладистость, скрупулёзность, дотошность, добросовестность, изобретательность, творческое мышление, открытость к знаниям, изысканность и утончённость манер и гибкость. Анализы подходящих моделей предположили 40% генетического влияния, 25% – смешанного с влиянием окружающей среды, и 35% чистого влияния окружающей среды.[47]
Хотя по этой шкале можно измерять наследуемость любых особенностей (или сочетаний особенностей), самое острый спор разгорелся по вопросу умственного развития. Низкие показатели наследования IQ в человеческих популяциях, в основном, порядка .4, а потолок высоких показателей .8.
Как распутать этот узел? Соотношение между показателями IQ у одного и того же человека, проходящего один и тот же тест во второй раз, может служить опорной отметкой; оно исчисляется цифрой .86.[48] Выдающийся английский психолог Сирил Бёрт вёл наблюдения за однояйцевыми близнецами, воспитывавшимися порознь, и в 1966 году установил соотношение IQ .77 среди 53-х пар однояйцевых близнецов. Когда Бёрт, умерший в 1971, был посмертно обвинён в фальсификации данных, скандал по этому поводу оказался среди главных тогдашних новостей. Однако сейчас уже проведено гораздо больше исследований этой темы, и заключения Бёрта многократно подтверждались, включая исследование 8000 пар близнецов, проведённое в Университете Миннесоты Томасом Баучардом и выдавшее соотношение .77 у однояйцевых близнецов, воспитывавшихся раздельно, и .87 у тех, кто воспитывался вместе.[49] В другом исследовании приёмных детей, проведённом Сандрой Скарр и Ричардом А. Уайнбергом также в Университете Миннесоты, показатели IQ у приёмных детей соотносились с показателями их биологических родителей в гораздо большей степени, чем с показателями приёмных.[50] Таким образом, хотя среда (nurture) и играет роль в умственном развитии – по крайней мере, настолько, насколько это измеримо тестами на IQ, – эта роль значительно меньше роли наследственности (nature).
Естественный отбор зависит не только от генетического разнообразия, но и от разнообразия окружающей среды. Чем больше уровень разнообразия этих двух форм, тем выше интенсивность отбора. Соответственно, тем быстрее эволюция.
Уже тысячи лет люди без всякой теории эволюции Дарвина способны успешно применять искусственный отбор в растениях и животных простым скрещиванием наиболее желательных особей друг с другом по принципу “подобное производит подобное” (like breeds like). Эта методология всё ещё главенствует в разведении животных. Однако, когда скудное разнообразие или низкая способность наследования препятствуют отбору, применяются современные генетические инструменты: замороженное семя, разделение сперматозойдов с Х и Y хромосомами, суперовуляция, хранение и имплантация эмбрионов, искусственное оплодотворение и перенос генетического материала.