Смекни!
smekni.com

Будущая эволюция человека (стр. 8 из 24)

Искусственное осеменение куда более действенен, чем евгенические меры, применяющиеся исключительно к особям женского пола. Например, с помощью современных технологий быка можно теоретически заставить производить по 200 000 оплодотворяющих единиц семени в год.[51] У одного быка уже есть 2,3 миллиона внучек.[52] Более того, сперму можно заморозить для долговременного хранения и дальнейшего использования.

Если в высококачественной сперме нет недостатка, то же самое относится и к яйцеклеткам. Лишь крошечный процент яйцеклеток, имеющихся у женщины уже при рождении, бывают оплодотворёнными. Оплодотворение in vitro, когда готовые эмбрионы имплантируются в другие материнские утробы, могло бы произвести революцию в качестве населения, не создавая при этом количественного затора.

Клонирование – новая евгеническая методология. Во время этого процесса генетически идентичная копия биологического организма создаётся неполовым путём. Клонирование распространено в природе: любое растение, которое может вырасти из отрезанной части, или ткань животного, которая может репродуцировать себя в чашке Петри, также производит клонов.

При лабораторном клонировании (пересадке ядра яйцеклетки), генетический код организма вводится в избавленное от своего собственного ядрышка яйцо, а затем это яйцо имплантируется в утробу суррогатной матери точно так же, как это делается в случаях искусственного (in vitro) оплодотворения. Рождённый ребёнок – идентичный близнец донора. Первый клон животного был создан в конце 50-х. В 1993 году американские исследователи провели эксперимент по клонированию человека – как возможное лечение бесплодия. Но эксперимент этот вызвал шквал возмущения. Клонирование овцы “Долли” произошло лишь в 1996 году. Среди других млекопитающих, уже клонированных учёными – лошади, кролики, коровы, козы, олени, свиньи, крысы, кошки и мыши.

Сегодняшняя полемика вокруг клонирования сосредоточена на терапевтическом клонировании. Например, в будущем, вероятно, станет возможным клонировать клетки человека, страдающего сердечной недостаточностью, внедрить эти клетки в сердечную мышцу, а затем трансплантировать эту мышцу этому же пациенту без угрозы отторжения.

Однако настоящий предмет обсуждения – это репродуктивное клонирование, то есть – зачатие младенцев, которые вольются в общее население как независимые личности. Репродуктивное клонирование может применяться с двумя целями: во-первых, как способ борьбы с бесплодием, и во-вторых, для обогащения человеческого генного резервуара. Я рассматриваю здесь второе, как “евгеническое клонирование”. Точно так же как эмбрионы, произведённые путём искусственного оплодотворения, клонированные эмбрионы можно было бы имплантировать в человеческие, животные и даже искусственные утробы. “Мы слишком хорошо видим, куда идёт этот поезд, и нам не нравится место назначения”,писал Леон Касс из Чикагского университета, глава Совета по биоэтике при Джордже Буше младшем.[53] Показательно, что Касс, будучи консервативным евреем, также выступал против вскрытия трупов, трансплантации органов, искусственного оплодотворения, косметической хирургии и сексуальных свобод. Редактор журнала “Reason”, Вирджиния Пострел, так прокомментировала взгляды, выраженные Кассом: “Это не о двадцатом веке. Это – о шестнадцатом”.[54]

Многое в критике клонирования исходит из ошибочного представления, будто бы существует намерение создать расу идентичных существ, полностью лишённых какой бы то ни было индивидуальности. Это, конечно, не так, и никто не выступает в защиту чего-либо подобного. Ведь личности, рождённые в результате процесса клонирования, вступят в нормальные сексуальные отношения с рождёнными от традиционного зачатия (которых будет несравненно больше). И они тоже будут размножаться традиционным способом, увеличивая таким образом частоту благоприятных генов в последующих поколениях.

Несмотря на некоторые хорошо разрекламированные успехи, существуют ещё определённые трудности, которые ещё предстоит преодолеть. Технологии клонирования находятся пока в стадии развития, поэтому показатели неудач по-прежнему высоки. Например, у клонированных животных часто бывают аномальные плаценты – фактор, влияющий на размер особи и её способность к выживанию. Часть проблемы явно заключается в аномалиях в экспрессии генов.

Многое в оппозиции клонированию исходит от разного рода религиозных групп. Но не только от них. Помимо вполне обоснованного страха, что мы пока ещё не обладаем достаточными знаниями, чтобы немедленно перейти к клонированию человека, сопротивление клонированию, по существу, напоминает традиционный аргумент против эволюции – “это покушение на человеческое достоинство”. Именно так звучал заголовок и сам текст открытого письма, адресованного Джорджу Бушу младшему в газете “Вашингтон Таймс” в январе 2002, которое подписали двадцать девять консервативных, политических и религиозных лидеров.[55]

Средства массовой информации активно подогревают боязнь клонирования в обществе. Например, в романе Айры Левина “Парни из Бразилии”, вышедшем в 1976, и по которому в 1978 был поставлен фильм с участием Джеймса Мэйсона, или совсем недавно, в 2002 – появление на фильма “Звёздные Войны Часть II: “Атака клонов”. Была даже запущена утка: можно ли запатентовывать методы клонирования, которые могут привести к клонированию человека.

Газета “Нью-Йорк Таймс” целиком права: “Сопротивление репродуктивному клонированию в конгрессе – всеобщее”[56], и если какой-нибудь сенатор или конгрессмен втайне разделяет более мягкий взгляд на эту технологию, шанс, что он или она выразит такое мнение публично, равен нулю. Конгресс решил объявить преступным репродуктивное клонирование, хотя единодушие Конгресса в научных и гуманитарных кругах разделяется не всеми. Согласно газете “Уолл Стрит Джорнал”, “некоторые дипломаты говорили, что, как они полагают, позиция США в ООН в основном была способом набрать политические очки дома среди религиозных консерваторов и активистов движения против абортов”.[57] Но подобные настроения не ограничиваются Соединёнными Штатами. 6 ноября 2003 года восьмьюдесятью голосами против семидесяти девяти при пятнадцати воздержавшихся Организация Объединённых Наций еле-еле смогла отложить на два года голосование по решению, поддержанному Соединёнными Штатами и Ватиканом, запретить и терапевтическое, и репродуктивное клонирование. Многие другие страны поддержали предложение Бельгии запретить репродуктивное клонирование, разрешив клонирование терапевтическое.

Я выступаю здесь против объявления репродуктивного клонирования преступным, видя в нем не просто способ борьбы с бесплодием, но с чётко заявленной целью улучшить генетический уровень населения. Подавляющее большинство людей хотят иметь здоровых, умных детей. Просто невероятно, что приходится спорить с правительственным запретом преследовать эту цель. Это их человеческое право, их родительская обязанность. Как же стало возможным настолько демонизировать саму идею репродуктивного клонирования?

Евгеническое клонирование для большинства людей – идея новая. Но это – часть пути к утопии, которая может стать нашей реальностью. И станет ею, если мы сознательно её не отвергнем. Мы можем легко и безболезненно обрести новый мир, и мы должны бороться с попытками правительства лишить нас этого права.

Методы разведения животных обычно связаны с производством какого-то специфического типа на основе очень жёстких характеристик. То же самое относится к отбору растений, в котором богатое разнообразие видов обычно заменяется несколькими монокультурами. Для человеческих популяций всё это не подходит. Человеческий отбор должен быть нацелен на гораздо меньшее ограничение генетического разнообразия. Разнообразие, – это не только огромный источник силы, но также неотъемлемая составная часть того, что мы есть и чем хотим быть. С другой стороны, определённое понижение этого диапозона является нашей задачей. Человек слишком широк, как сказал Достоевский, надо бы сузить. Мы можем не всегда соглашаться с тем, что для нас желательно, но мы хорошо понимаем, чего мы не хотим: низкого умственного развития, отсутствия альтруизма, генетических заболеваний. В евгеническом обществе даже при относительно жёстко направленном материнстве и ещё более строгом отборе среди мужчин миллиарды людей будут иметь возможность производить себе подобных. Для сравнения: все выведенные скаковые лошади происходят от трёх ближневосточных производителей. А естественный отбор может быть даже более драконовским.

КАРТИРОВАНИЕ ГЕНОМА ЧЕЛОВЕКА

Нам незачем богов напрасно беспокоить –

Есть внутренности жертв, чтоб о войне гадать,

Рабы, чтобы молчать, и камни, чтобы строить!

Осип Мандельштам

Генетика поразительно молодая наука. Эволюция была открыта лишь в конце 50-х годов ХIХ века. В 1866 году австрийский монах Грегор Мендель, пытаясь раскрыть тайну творения, опубликовал результаты своих опытов по опылению садового гороха. Но до конца века на его открытия никто не обратил внимания, и Гальтон так никогда и не узнал о них. Даже открытие механизма оплодотворения – как соединения ядер мужских и женских половых клеток – было сделано лишь в 1875 году. В 1888-м стало известно о существовании глубоко запрятанных в ядре клетки тел, названных “хромосомами”, а в 1909-м к менделевским факторам наследования было применено слово “ген”. Первое искусственное оплодотворение (кролик, а также обезьяна) было произведено в 1934-м, и двойную спиральную структуру ДНК открыли лишь 1953-му году. Все это произошло так фантастически недавно, что, хотя у ранних евгеников и были свои цели и методы, они мало что знали о технике этого дела.