Конкретно цвета оберега связаны с защитой одной из семи чакр человека. Красный - для самой нижней, расположенной в районе копчика и отвечающей за мочеполовую систему, прямую кишку, опорно-двигательный аппарат. Оранжевый - для второй, находящейся на несколько пальцев ниже пупка, отвечающей за половую энергию и почки. Желтый - для третьей чакры (область солнечного сплетения) - центра жизненной энергии, отвечающей также за все органы брюшной полости. Зеленый - для четвертой, сердечной чакры. Она контролирует деятельность не только сердца, но и легких, позвоночника, рук, отвечает за наши эмоции. Голубой - для пятой, горловой, ответственной за органы дыхания и слуха, горло и кожу, а также творческий потенциал человека. Синий - для шестой (зона «третьего глаза»), ответственной за наши интеллектуальные способности. Фиолетовый - для седьмой (темечко), связующей нас с Высшими силами, с Богом [16].
Свои понятия о мире человек выражал условными знаками: прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая горизонтальная - воду, вертикальная линия превращалась в дождь; огонь, солнце изображались крестом. Из этих элементов и их сочетаний и выстраивался узор.
Русский народ вынес и сохранил довольно много древних знаков-символов, знаков-оберегов. Значительная часть из них получила свое дальнейшее развитие.
Самым устойчивым и повсеместно распространенным оказался знак пресветлого, лучезарного солнца - геометрический ромб, который у древних славян и во многих местах России считался кругом. Крючки и палочки, выпускаемые по сторонам ромба, условно понимались как лучи солнца.
Вторым по распространенности элементом узора можно считать крест. Техника вышивания крестом не только сохранилась с давних времен, но и успешно применяется сегодня. Кое-кто относит крест к культу христианской религии, но это происходит отчасти по невежеству, а отчасти по незнанию истории его возникновения. Мотив креста ничего общего с христианской эмблемой распятия Иисуса Христа не имеет. Этот знак относится к европейским, а также восточным дохристианским символам.
У языческих народов крестом изображали человеческую фигуру с вытянутыми в стороны руками, сам же знак креста был символом человека и притом мужчины, находящегося среди божества. Славяне-язычники умерших князей и жрецов сжигали на больших насыпных курганах. Сам ритуал погребения и курган-могила символически обозначались крестом, но не простым, который символизировал человека, а "горящим". Это был все тот же крест, но с линейными отводами ото всех его концов. "Горящий крест" означал и усопшего человека, и могилу. Сдвоенный крест, который теперь вышивальщицы называют "болгарским", обозначал семью, а точнее, жену и мужа.
Квадрат, пересеченный линиями крест-накрест с точками посередине, означает поле, которое хлебопашец засеял семенами.
Счастливое число семь и семидневная неделя изображались семиконечной звездочкой. Восьмиконечная звезда символизировала большую семью. Строилась она в виде креста из двух удлиненных широких прямоугольных плашек. Со всех концов плашек делалась треугольная выемка. Таким образом, получалась правильная восьмиконечная звезда. Эта деталь в малороссийском художественном ткачестве называлась роза.
Круг с небольшим крестом посередине символизировал неразрывный, замкнутый и нерушимый союз бога Ярилы с человеком, а двойной круг, более малый и большой, обозначал, что добро не всегда стопроцентно остается добром, в нем содержится и частица зла - малый круг посередине большого. Верили в то, что добра на земле все же, больше, чем зла, и эта вера отражалась и закреплялась в сознании человека большим кругом - солярным знаком. Знаки в форме точки символизировали зерно, в виде римской цифры пять - растения.
Дерево (чаще всего елочка) - символ взаимосвязи всего в мире, символ долгой жизни.
Спираль - символ мудрости; если цветовая гамма сине-фиолетовая - сокровенных знаний. Мощнейший отвращающий знак для всех темных сущностей теневого мира - если цвет красный, белый или же черный.
Треугольник - символ человека; особенно если сопровождается небольшими точечками или кружками со стороны вершины. Символ человеческого общения.
Волнистая линия – знак Воды. Дождь изображается вертикальными линиями, реки, подземные воды – горизонтальными, «хляби небесные» - горизонтальными.
Квадрат (или ромб), поделённый крестом на четыре части – (вспаханное поле). Если внутри есть точки – засеянное поле. Это – знаки Земли и плодородия.
Цветок - символ красоты и непорочности, красный цветок - символ земной любви[16].
Часто в центре композиции орнамента встречается женская фигура с поднятыми вверх руками, окружённая по обе стороны птицами или держащая под уздцы двух коней, на которых восседают всадники. По мнению Б.А.Рыбакова[10], это фигура Макошь (Мокошь ,Макоша, Макеша) –– одной из главных богинь восточных славян, жены громовержца Перуна. Имя ее составлено из двух частей: « ма» - мать и «кошь» - кошелка, корзина. Это мать хорошего урожая, это не богиня плодородия, а богиня итогов хозяйственного года, подательница благ, а ещё она богиня судьбы, её атрибут – рог изобилия. Макоша связывала отвлечённое понятие судьбы с конкретным понятием изобилия, покровительствовала домашнему хозяйству. Стригла овец. Пряла, наказывала нерадивых. Она покровительствовала браку и семейному счастью.
В книге Б.А.Рыбакова «Язычество древних славян» анализируется и композиция женской фигуры с двумя оленями. Учёный считает, что это отождествление рожаниц-богинь плодородия. В Словаре славянской мифологии читаем: «В незапамятные времена они были Небесными Хозяйками Мира, которые являлись людям в образе двух крупнейших созвездий: Медведицы Большой (древнерусское название Лось) и Малой. Их так и представляли себе: женщинами-лосихами» [11].
Позже Рожаницы, по мнению учёного, персонифицировались – получили имена собственные: Макошь, Злая Баба, Дидилия и т. д.
Идея «света» (в средневековом понимании- Вселенной) выражена в вышивках как жестами обращения к небу, к «белому свету», так и множественными солярными знаками, окружающими центральную женскую фигуру. Изображение богини отмечено знаком солнца, вместо головы у неё лучистый ромб - со звёздочками. Двуглавые кони и птицы, названные Б.А. Рыбаковым и другими исследователями, «ладьями» являются позднейшим изображением солнца: днем солнечную колесницу влекут по небу кони, а ночью – утки, гуси или лебеди.
Таким образом, узоры русской вышивки тесно связаны с заботами народа-земледельца и несут в себе глубокий нравственный смысл. Девушки вышивали их, как правило лишь весной, до начала полевых работ, они словно просили у неба урожайного года и языком орнамента говорили, пусть так будет всегда.
Заключение
Подводя итоги работы, следует отметить, что русский традиционный костюм представляет собой уникальное явление народной культуры и является для нас своеобразной книгой, энциклопедией русского быта и традиций.
Традиционный костюм (особенно женский), распространённый на огромной территории расселения русского народа, был достаточно разнообразен. Этнографы выделяют четыре комплекса женской одежды на территории России, самыми распространёнными из которых являются комплексы с сарафаном (северный костюм) и с понёвой (южный костюм).
Характерной особенностью русского традиционного костюма является и многообразие вариантов одежды в зависимости от возрастного, социального фактора.
Немыслимо представить старинный народный костюм без вышивки. «Народную вышивку – эту первую систему кода, изобретённую людьми и имевшую для них магический смысл – изучают чуть более столетия. Многое не разгадано, и сколько ещё «открытий чудных» таят в себе простенькие узоры, заключающие в себе сигналы-символы о жизни и мировоззрении давно ушедших поколений. Так несказанная красота переплелась с глубоким смыслом в столь обыденных вещах, как русская народная одежда»[ 1].
Выработанная народом художественная орнаментальная система ни в коем случае не служит простой суммой знаков. Наоборот, получилась конкретная орнаментальная форма, точнее, система неписаных правил практического использования в жизненном обиходе накопленных многими поколениями магических культовых знаков. По этим правилам знаки превращались в орнаментальное национальное искусство, органически связанное с утилитарными функциями предметного мира и, в частности, народной одежды.
Древнерусский орнамент - часть живой истории русского народа, вобравший в себя столетия, от язычников до сегодняшнего дня. Он, несомненно, явился глубоким выражением мощи духовной жизни народа, создавшего его.
Список литературы
1. Вардугин В.И. Русская одежда: История народного костюма от скифских до советских времён. – Саратов: Детская литература, 2001. – 352с.
2. Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Словарь славянской мифологии. – Н.Новгород: Русский купец, 1995. – 368 с.
3. Домострой / Сост., вступ. Ст., пер. и коммент. В.В. Колесова. – М.: Сов. Россия, 1990. – 304с.
4. Мифы древних славян. Саратов: Надежда, 1993. - 320с.
5. Павловская В.магия русского костюма// Наука и религия. – 1993. - №5.
6. Панкеев И.А. [и др.]. Круг земного бытия. Обряды, обычаи, молитвы. – М.: Терра, 1997. - 336с.
7. Панкеев И.А. Обычаи и традиции русского народа. Москва: Олма-Пресс, 1999.- 542с.
8. Поди туда – не знаю куда…: Русские волшебные сказки. – Москва: Республика, 1994. – 188 с.
9. Русский традиционный костюм: Иллюстрированная энциклопедия / Авт.-сост.: Н.Соснина, И.Шангина. – СПб.: Искусство – СПБ, 1999. – 400 с.
10. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: Издательство Наука, 1981.- 350с.