Треугольник, напротив, фигура агрессивная, элегантная и властная. Особенно агрессивен треугольник вершиной вниз (очень широкие плечи и очень узкий низ костюма). Вообще, треугольные сочетания, контрастные цвета и подчеркнутая шикарность, дороговизна тканей и аксессуаров говорят о лидерских качествах, о жажде победы и постоянном стремлении с кем-то конкурировать.
Совсем другое дело - квадрат. Приверженец традиционных ценностей, консерватор, он никогда не будет действовать ва-банк и не полезет на место, по справедливости занимаемое треугольником. Соответственно, прямые линии, классические формы (английский костюм) и нюансные сочетания цветов безошибочно укажут на натуру спокойную и методичную, способную справляться с рутиной повседневности.
Еще одна интересная фигура - зигзаг. Это люди творческих профессий, настолько увлеченные своими идеями, что одежда им, по большому счету, безразлична. Изобретатели, художники, программисты… Они то экстравагантны, то неряшливы, чаще всего изрядно помяты. И то верно: что лучше всего соотносится с ломаной зигзагообразной линией, такой же непредсказуемой и капризной, как вдохновение? Именно помятость! И хотя у приличных квадратов и элегантных треугольников небрежность не в чести, она тоже может служить дресс-кодом - знаком творчества аком творчества шевного роста.
Символом стабильности, прочности, покоя являются прямые горизонтальные линии, напоминающие о ровной поверхности земли. Но, увы, все симметричное и уравновешенное - неподвижно и бесплодно. А движение - залог жизни, эволюции, развития.
Ощущение движения в современном костюме достигается несколькими способами. Обратим внимание на векторы, предусмотренные самой конструкцией одежды. Здесь ясно видны два направления: вверх и вниз. Высокие предметы опираются на голову или же на ступни (высокие головные уборы или поднимающиеся кверху гольфы, сапоги). Ниспадающие одежды опираются на бедра и плечи (пальто, юбка).
С помощью этих векторов можно играть с ростом и возрастом: длинные ноги - принадлежность подростка, высокая шапка - привилегия князей.
Кроме того, движение может обеспечиваться разного рода диагональными линиями и неровными краями.
Но следует помнить, что движение снизу слева направо наверх подсознательно ассоциируется с подъемом, взлетом, а движение слева сверху направо вниз - наоборот - с упадком, крахом, катастрофой.
Еще один способ сделать костюм более динамичным - асимметрия. Однако, здесь тоже надо знать меру: если половинки вашего пиджака будут совершенно непохожи друг на друга, это будет напоминать а хосе. Наилучший вариант - легкое нарушение симметрии, выразительный акцент: шарфик, накинутый на одно плечо, платок в нагрудном кармане, брошка на лацкане…
И еще одно предупреждение: помните, что правое и левое в нашей культуре связаны со множеством стереотипов - сексуальных, этнических, ритуальных или политических. Учитывайте это, если собираетесь явно подчеркнуть правую или левую часть костюма.
В сущности, это выбор между удобным и неудобным.
Если углубиться в историю вопроса, можно узнать, что в старину тяжелое связывалось с понятием власти. С властью же связывали неподвижность и смерть. Напротив, одежды в которых праздновали свадьбу, рождение, жизнь, были легки и воздушны.
Нынче же представители власти предпочитают комфорт. Власть перестала быть тяжким бременем. На смену неудобным и тяжелым одеяниям пришли легкие, уютные и функциональные. Прощайте, корсеты и кринолины! Прощайте неподъемные шубы и накрахмаленные воротнички, в которых невозможно повернуть голову! Вы больше не являетесь признаками превосходства, принадлежности к "высшему обществу". Если же мы захотим создать ощущение причастности к власти, то сделаем это с помощью объема костюма, широких плеч и пол, массивных складок.
Казалось бы, что может значить такая мелочь? Однако же, исследование (проведенное, правда, семьдесят лет назад) показало, что люди с низким доходом предпочитают гладкие ткани, горький шоколад и резкие духи, в то время как состоятельные любят "неровные" ткани, а также легкий шоколад и едва уловимые ароматы.
Искусственность - это показной блеск, виртуальное богатство, игра, возможность превращения, "хамелионистость". А натуральность - символ подлинного природного богатства, эксклюзивности, высокого статуса.
О психологическом воздействии цвета написано уже немало популярных статей, потому повторяться не будем. Отметим лишь деталь, о которой мало кто упоминает: светлые одежды ассоциируются с респектабельностью, роскошью, праздником и беззаботностью, а темные - с властью, повседневностью и трудом.
Здесь же следует вспомнить о нюансе и контрасте, поскольку эти эффекты чаще всего применяются именно к цветовым сочетаниям. Контраст вызывает ощущение агрессивности, динамизма, иногда страстности. Нюансные же сочетания говорят о благородстве, изысканности, мягкости и обладают успокаивающим действием.
Примечательно, что чем меньше цветов в ансамбле, тем он эффектнее. Оптимальный вариант - два-три цвета. Больше четырех уже воспринимается как нестройный хор.
Принцип количества с успехом можно применять не только к цветовым сочетаниям, но и к костюму в целом, к ясно различимым деталям, к аксессуарам.
Скажем, одна роза на лацкане впечатляет сильнее, чем шесть штук ярко-золотых пуговиц. И даже сильнее чем двенадцать. И чем двадцать пять…
Незыблемое правило "Лучше - меньше…" в отношении аксессуаров действует как нигде. Остается лишь добавить: лучше - не просто меньше, но и мельче, тоньше. Вероятно, так происходит потому, что человеческий мозг более чувствителен к слабым сигналам. А чем сильнее воздействие, чем крупнее объект, тем меньше внимания ему уделяется. Более того, существует порог восприятия, перешагнув который воздействие как бы перестает существовать (помните, инфразвук, ультрафиолет?). Разумеется, чрезмерно слабые сигналы тоже не будут восприниматься: брошка размером с микроба так же бессмысленна как галстук величиной с дом. Восприятие идет в среднем диапазоне, но чем мельче предмет, тем больше внимание к нему. Именно поэтому так притягивают взгляды миниатюрные ювелирные украшения и изящные "пустячки". Говорят даже, что крохотная булавка с бриллиантом или оригинальный шарфик "управляют" костюмом, делают его элегантным.
А еще к костюму можно применить принцип контраста. Если в силуэте преобладают плавные переходы линий, если расстояния между накладными элементами (карманы, пуговицы, завязки…) гармоничны, если нет противоречий в размерах, это - указание на мягкость и дружелюбие. А острые углы, резкие переходы и неожиданные сочетания - знамя человека смелого и амбициозного, открыто желающего подняться вверх по служебной лестнице.
Универсальные рецепты успеха постепенно уходят в прошлое. Даже классический "английский" пиджак нынче воспринимается совершенно по-разному на дипломатических переговорах и в расслабленной атмосфере "родного" офиса, среди тридцатилетних и среди пятидесятилетних, в банке и в компании, специализирующейся на высоких технологиях.
Единственный, пожалуй, разумный совет звучит так: вы должны ориентироваться на три фактора - на ваши личные особенности (степень агрессивности, динамичность, способность к концентрации внимания), особенности социальной группы, в которой вам предстоит общаться и роль, которую вы хотите играть в этой группе.
От социума будет зависеть то, какого рода вещи вы будете носить (есть группы, где совершенно неприемлема джинсовая одежда, а есть такие, где только она и приемлема). Ролью же определяется персональный стиль. Присмотритесь - вы легко отличите Лидера от Сироты Казанской, и Эксперта от Безбашенной Девчонки.
Изюминка в том, что с помощью одежды вам доступна любая из этих ролей. Можете примерить ее хоть сейчас - вы же не заяц, чтобы менять наряды два раза в год.[1]
Заключение.
В заключение хочется сказать, что "Система Моды" - это не обычное, модельное, а семиотическое дефиле, тот самый классический exemplum, которого так не хватало отечественным поклонникам структуралистской методы. Теперь, стараниями Сергея Зенкина, он у нас есть. Теперь полумифический образ Барта-семиотика, тот, о котором много слышали, но мало знали, наполнился плотью и кровью. Впрочем, самое поучительное в семиотических опусах Барта - не демонстрация метода и не критика общественных устоев, а то мужество, с которым он сначала провозгласил рождение новой науки, а потом сам же объявил о ее смерти. Метаязык, на котором семиотик подвергает критике языки обыденной жизни, сам подлежит деконструкции со стороны другого метаязыка - такова неумолимая логика семиотической охоты за значением. Так говорит Барт в той же "Системе Моды". Его пророчества не замедлили сбыться. Уже в середине семидесятых семиология утратила популярность, да и сам Барт к тому времени презрел свои семиотические ("слишком научные") опыты и погрузился в стихию литературного творчества. Знак безоговорочно взял вверх над наукой о знаках. Разве что в России семиотика из моды не выходит и, надо полагать, еще долго не выйдет. По крайней мере до тех пор, пока будет считаться, что Идеологию можно победить.
Список литературы.
Ролан Барт. Система моды. Статьи по семиотике кульруры. / Пер. с фр., вступ. ст. и сост. С.Зенкина. - М.: Издательство им. Сабашниковых, 2003, 512 с.
Интернет-издания.
1)Express de Paris http://www.krasota.ru/krasota/articles/show.htpl?i...
2)Зеркало On the Web: Екатерина Щеткина “Сезон Барта”
3)Независимая газета: Илья Куклин “Опустошенность и трепет: Ролан Барт в надежде на подлинность мира” http://exlibris.ng.ru/bios/2002-10-10/2_bart.html
4)yanko.lib.ru/ann/barthes-systeme_de_la_mode-a.htm
[1] Express de Paris