«Передо мной появился силуэт – существо без лица. Возник сильный страх. Я вспомнил напутственные слова ведущего: «Не страх порождён видением, но видение – страхом.» - я понял, как бороться со страхом, я сказал: «Гюльчетай, открой личико» - в тот же момент видение пропало. [Кстати, этот персонаж без лица не редкий гость переживаний, описан Толкиеном во «Властелине Колец» под именем Назгул, и у меня ассоциируется с частью себя – с желаниями, потребностями (восприятием каких-то своих качеств столь негативно) столь подавленными и неприемлемыми для личности, что вытесненный образ подвержен операции – у него стёрто лицо, его невозможно узнать, чудовищно (страшно) признаться себе, что и это есть во мне. – Примечание ведущего]»
«Я попала в абсолютную темноту и увидела две жёлтые точки, которые превратились в два глаза. Я слегка испугалась, но тут вспомнилось, как ведущий рассказывал про «Гюльчетай, покажи личико», и сказала глазам: «Покажись, кто ты?». Передо мной возникла прекрасная, грациозная чёрная пантера, она стала мурлыкать и тереться об меня. Это было вовсе не страшно, но приятно, я почесала её за ухом. Она отходила от меня, опять появлялась в темноте в виде глаз, но мне не было ни капельки страшно. Мне кажется, она хотела что-то мне сообщить... Что во мне есть такие силы!.. Никогда бы не подумала, что у меня есть что-то общее с пантерой.»
«... И вдруг я понял, что последние полгода тщусь совместить в рисунке три вещи:
- Могущество-Первопричину всех сил-Тепло и Любовь Солнца;
- Красоту Цветка;
- Святость Креста.»
«Я оказался под потолком и в углу заметил два существа, это были безвременно ушедшие мои самые близкие и любимые люди. Они сказали мне: «полетим с нами, мы покажем, где мы сейчас живём.» Вдруг я заметил, что вместо лиц у них что-то расплывчатое, во мне возник то ли страх, то ли сомнение. Но тут из другого угла ко мне медленно подлетел шар в белом ореоле, чуть похожий на твою седую голову. Он сказал: «Ты не видишь их лица, потому что там, где они сейчас живут, у них другой облик.» Я перестал бояться и двинулся за ними. Впереди летел шар. Сначала мы оказались в длинном тёмном туннеле, потом вылетели в прекрасный мир. Там было два солнца... Ландшафт неописуемой красоты... Там были такие краски! Нет, это невозможно передать... Это такая красота!».
Я сам беру начало в Ничего,
Я сам стремлюсь к нему, как в пропасть –
Пропасть, исчезнуть, сгинуть без следа,
Забыться в сне без сновидений.
Рыдать и выть,
Скулить звериным скулом,
Забыв про всё, не веря в Ничего.
Где нет Любви,
Там счастьем стал Забвенья лик
И призрак смерти, темноты, абсурда.
И воя звук в тиши окаменел,
И выплеснулась жуткая громада –
Гранит недвижимый, перетекавший в форму
Ужаса… Иль подвига?
Луч темноты (бывает ли такое?)
Из глаз сверкнул. Но вою подчинясь,
Как подчиняется Ничто всё смертное,
Вдруг сгинул, в ярости бессилья изменяясь.
Мягчея, извиваясь и струясь
Змеёй испуганной, сдавившейся, бегущей...
И «с жаждой мести»... Без ли… Всё равно.
Но поздно… Это там, где время...
А там, где нет...
«... Сначала я была в полном сознании и максимально мобилизовалась для работы с собой. (В тишине призвала близкое для меня божество – Таро – Мать всех Будд.) Через некоторое время ощутила вибрации во всём теле, как будто сквозь руки, кончики пальцев во всё тело втекает ток высокого напряжения, тело вибрирует; вдруг ощутила, что могу пощупать музыку руками, кончики пальцев стали чувствительными. Это ощущение было приятно, я протянула руки в сторону источника звука и уловила, что наслаждаюсь музыкой через руки, всем телом, через кожу; открыла глаза, подняла правую руку, чтобы пощупать левую – не дрожит ли. Нет, дрожь была внутренней.
Нарастает музыкальный темп: шаманские ритмы, колдовство вековечного леса, голоса зверей в джунглях, ощутила себя лесным зверем, наполненным жизнью, радостью, силой. Кем-то кошачьим, может быть, леопардом, может пантерой. Мой выдох звучит как мурлыканье или рычание, в радости прорвалась – ощутила себя частью Матери-Природы, частью Леса. Я сильна, здорова и гармонична, и едина со всей Земной Жизнью и Духами Природы. Шаманские ритмы и голоса Природы сменяют звуки моего любимого композитора Вангелиса. Первые музыкальные аккорды вызывают в сознании картины войны, агрессии и победы (при этом ум совершенно чист, хоть я и нахожусь в глубоком трансе; но нахожусь здесь и сейчас; тело моё исчезло; лёгкие вибрации рождают ощущение невесомости, я как бы растворена в окружающем пространстве). В сознании всплыла реальная война в Ираке. Вопли и злость жертв. Но... Я люблю (принимаю) эту войну. Одновременно ощутила возмущение всех пацифистов... Я одновременно и жертва и палач. Во мне одновременно звучат и фанфары победы и крик протеста и огромное всёохватывающее сочувствие ко всем, кто втянут в эту войну.
Всё запуталось, но внезапно полыхнуло космическим взрывом, как праздничная иллюминация. Взрыв молниеносно освободил мой голос. Мой сострадательно-возмущённый крик через слёзы превращается в легкомысленный смех. Счастливый смех, полное слияние с чем-то невыразимо огромным. Я – Божественная Любовь, я соединилась с Ним, стала Его составной частью. Мои руки тянутся к этим божествам (Жизни, Смерти, Космосу), обнимая и ластясь, изливая своё согласие всему, что происходит с нами. К сожалению, это только жалкие и блеклые слова в сравнении с тем огромным чувством внутреннего покоя, Божественного Счастья и Порядка в мире. Это можно только пережить, но не рассказать, это переживание наполнено невыразимым счастьем и огромной силою. Пережитые мною «звёздные часы» в реальности – рождение ребёнка, экстаз в руках любимого человека, ощущение успеха от хорошо проделанной работы, даже близко не стоит с этим ощущением счастья, которое испытываю в этот момент – 30 секунд, или 15 минут, или вечность – ощущение времени пропало.
Волны бравурной, ликующей музыки постепенно затихают, звучит колыбельная песня. Прихожу в себя и отдыхаю после процесса. Вновь и вновь вызываю в памяти ума и сердца момент экстаза. Покой, нежность, защищённость; мягкая музыка ласкает и убаюкивает. Рождаются слёзы, как эхо от клича агрессии и борьбы, прорыва к свободе. В сознании счастливые слова: «Ты опять нашла мать и отца – Любовь. Ты нашла себя, вернулась в объятья Творца – связь восстановлена. Ты теперь знаешь, что он всегда с тобой – вы едины.»
(Журнал «Дзиедниекс» («Целитель») 11/179 июнь 2003, стр. 8 – 10, Гунта Бриеде «Свободный Полёт или Опыт Холонавтки». Перевод с латышского мой – В. К.)
«У меня возникло странное чувство, я не знаю, где я был и кем я был, но это был я; я очень не хотел рождаться и жить. Мне кажется, это было – нежелание матери моего появления на свет. Это моё полностью захватывающее меня желание не быть, было в то же время и не моё. Это состояние преследовало меня всю жизнь, углубляя каждую из депрессий, в которые ввергали меня жизненные передряги. Как только мне бывало тяжело, слова «я не хочу жить» воплями вторгались в моё сознание, ложась тяжестью именно тогда, когда мне больше всего нужна была помощь… Господи, как трудно сжиться с тем, что это вовсе не мои устремления, я их не выбирал – они, как бы, внедрены в меня…»
«Я вспомнила себя девочкой. Мне было годика четыре. После долгого отсутствия приехал папа. Мне захотелось как-то привлечь его внимание, понравиться ему, он сидел такой отрешённый, не замечая меня, наверное, был пьян. Я стала танцевать перед ним, как нас учили в детском садике. Когда я приблизилась к нему, он поднял голову, посмотрел на меня и ругнулся. Мне было очень-очень горько». В индивидуальной работе я обратил внимание женщины на то, что её проблема с мужчинами и развод с мужем непременно связан с её стойкой уверенностью в том, что женщина, которая стремится понравиться мужчине – проститутка.
«Я старательно дышал под музыку, сомневаясь, правильно ли я всё делаю. В какой-то момент мне стало всё равно… Я не чувствовал конечностей, по телу стали пробегать потоки энергии. Казалось, они прочищают всё моё тело. Я чувствую себя бодрым и отдохнувшим».
«Я ревнив и тяжело переживаю командировки жены и её поздние задержки на работе. Мне рассказывали, что когда я родился, матерям полагался очень короткий отпуск по уходу за ребёнком, сидеть со мной было некому… В дыхании я вспомнил, как пытаюсь ухватить за ногу мать, уходящую на работу и оставляющую меня одного. Я очень нуждался в матери, её внимании и любви, её отсутствие было угрозой для меня, мне было очень страшно и плохо. Я понял, что моя ревность, за которую я себя постоянно ругаю, обзывая эгоистом и неврастеником, вызвана той детской ситуацией. Я вижу в жене – мать. Её отсутствие рядом со мной – угроза и дискомфорт; чувства, возникающие во мне очень похожи на те ранние из детства».
7. Душа и переживания.
Этой главой я вступаю в «зону обстрела». Сначала – словари.
«Психика – … свойство высокоорганизованных живых существ… Определяющие признаки: 1. отражение, дающее образ среды, где действуют живые существа; 2. их ориентация в этой среде; 3. удовлетворение потребности в контактах с нею… Согласно психоанализу Фрейда, психика состоит из трёх инстанций – сознательного, предсознательного и бессознательного – и системы их взаимодействия… Психика шире, чем сознание.
Психическая жизнь человека определяется его влечениями, главное из коих – влечение сексуальное.
Согласно Ассаджиоли, существует шесть составляющих психики: 1. самость высшая – своего рода «внутренний бог»; 2. самость сознательная – Я – точка ясного осознания; 3. поле сознания – анализируемые чувства, мысли побуждения; 4. бессознательное высшее, или сверхсознание – высшие чувства и способности, интуиция, вдохновение; 5. бессознательное среднее – подобие фрейдовского предсознательного – мысли и чувства, кои могут легко осознаться; 6. бессознательное низшие – инстинктивные побуждения, страсти, примитивные желания и пр.