Смекни!
smekni.com

«От трансперсональной психологии к Любви.» (стр. 20 из 30)

Серьезные сомнения относительно того, что сознание есть про­дукт мозга, были высказаны уже в работах традиционного направле­ния (например, Пенфилдом). В соответствии с холотропной моделью сознание опосредуется мозгом, но не зарождается в нем. Оно является по меньшей мере равноправным партнером материи, но, видимо, сто­ит выше материи, будучи основным атрибутом бытия. В любом слу­чае ему принадлежит решающая роль в научном исследовании мира, даже в самых "физических" науках — таких, как физика, химия, астрономия или минералогия. Все эти науки — не о материи, но о человеческом опыте в связи со специфическими аспектами материи. Строго говоря, не существует объектов как таковых, но лишь информация об объектах или опыт, из которого мы выводим существование объек­тов (Грегори Бейтсон). Существуют ли объекты в той форме, в какой мы их воспринимаем, — это сложный философский вопрос, далеко еще не решенный ("феномены" и "ноумены" Иммануила Канта).

Холотропная модель сознания предлагает возможный экстрасен­сорный доступ к любой стороне существования. В этом смысле любой человек соизмерим со всей вселенной, его (или ее) история—это исто­рия космоса и самого бытия. Кроме индивидуального бессознатель­ного Фрейда, есть еще коллективное бессознательное Юнга. Работая с холотропной моделью, следует значительно расширить картогра­фию человеческой психики. В нее будет входить не только биографи­ческий уровень (или уровень воспоминаний), но также и перинаталь­ная сфера, связанная с рождением, смертью и трансперсональной об­ластью переживаний. Таким образом, эта картография будет вклю­чать весь спектр человеческого опыта. Работая с холотропной моделью, надо иметь либо "большую историю", которая включает все, либо не иметь вообще "никакой истории", любая "короткая история" пло­ха и уродлива (Реб Андерсон). Вполне возможно работать весьма эффективно, не имея теоретической концепции (Лео Зефф, Чарли Роунсавиль).

С позиций феноменологии важно воздать должное всему спект­ру человеческого опыта; это не означает, что содержанию этого опы­та надо верить буквально (вот примеры: борьба Фрейда с объектив­ной реальностью историй о сексуальном совращении; фотографичес­кое проигрывание воспоминаний, связанных с рождением; аутентич­ность и историческая объективность воспоминаний о прошлой жизни; существование духовных наставников, развоплощенных сущнос­тей, божеств и демонов и т.д.). Любой набор данных можно интерпре­тировать более чем одним способом.

4. ПРИРОДА И АРХИТЕКТУРА ПСИХОПАТОЛОГИИ

а) Традиционная модель механистической науки.

Благодаря специфическому историческому развитию психиат­рия превратилась в медицинскую дисциплину. Она пользуется меди­цинской моделью, понятием заболевания и жесткой системой диагно­стической классификации. Психиатры довольно свободно использу­ют термин "психическое" или "эмоциональное заболевание" и называют психозы "заболеваниями с неизвестной этиологией". Обычно время появления симптомов рассматривается как начало патологи­ческого процесса, хотя ему могут предшествовать конституционные факторы, личностное предрасположение и травмы, перенесенные в детстве. Для практических целей интенсивность симптомов берется за показатель тяжести заболевания; смягчение симптомов рассматрива­ется как "улучшение", а их интенсификация — как симптомы "клини­ческого ухудшения".

б) Холотропная модель и новая парадигма мышления

Наблюдения, проведенные при холотропной терапии, показы­вают, что подход, предполагающий использование понятий заболенания, диагноза и аллопатического лечения, не годится для решения многих психиатрических проблем, которые по своей природе не являются органическими или неврологическими. Каждый человек со­держит в себе (в латентной форме) целый ряд энергетических и эмо­циональных блокировок и воспоминаний, которые препятствуют полноценному физиологическому и психологическому функциони­рованию. Появление эмоциональных и психосоматических симпто­мов означает начало исцеления, преобразование личности, духов­ное освобождение, радикальное решение имеющейся проблемы и эволюцию сознания.

Таким образом, наличие симптомов знаменует наличие пробле­мы, но также и возможность ее решения. Они сигнализируют о сла­бом звене в системе защиты, указывая на ту точку, в которой процесс исцеления становится заметным; и именно поэтому симптомы следует поддерживать, а не подавлять (этот принцип лежит в основе гомеопа­тии). Истинной проблемой является односторонняя идентификация с хилотропным аспектом своей натуры и длительное систематическое пренебрежение холотропной размерностью.

Во время практической работы в рамках холотропной модели симптомы преобразуются в поток переживаний и поглощаются им. Переживания обычно имеют многоуровневую структуру, содержащую биографический, перинатальный и трансперсональный слои (систе­мы конденсированного опыта СКО). Интенсивность симптомов от­ражает не тяжесть патологического процесса, а глубину и скорость исцеления и трансформации личности.

5. ПРИРОДА ЦЕЛИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

а) Традиционная модель механической науки.

Организм обладает гомеостатическими и целительными способ­ностями, но во время патологического процесса они бездействуют. Чтобы противостоять заболеванию и сделать возможным улучшение, необходимо или желательно активное вмешательство терапевта, при­меняющего аллопатические лекарства. В психиатрии такое вмешатель­ство более всего заметно в биологической терапии, но в менее замет­ной форме оно пронизывает даже наиболее ненавязчивые психотера­певтические методы.

б) Холотропная модель и новая парадигма мышления.

Даже в заболеваниях с ярко выраженной органической приро­дой гомеостатические и биоэнергетические силы организма и психи­ки, играют решающую роль. Им следует уделять наибольшее внима­ние путем применения разных форм энергетического лечения — на­пример, гомеопатии, перебалансировки энергии через акупунктуру, снятия биоэнергетической блокады в теле и т. д. В случае психоген­ных нарушений симптомы являются проявлением не болезни, а вос­становительного и трансформирующего процесса исцеления. Необыч­ное состояние сознания активизирует спонтанную целительную силу, обладающую глубокой внутренней мудростью. Необходимо признать этот факт и помогать процессу исцеления. Активное вмешательство и помехи на пути развития симптомов неуместны и противопоказаны.

6. ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ

а) Традиционная модель механистической науки.

В органических подходах используются биологические методы терапии: в прошлом это были психохирургия, электрошок, инсулиновая блокада и тому подобное. В настоящее время на первый план выш­ли психофармакологические средства. Снятие симптомов рассматривается как улучшение. В классической психиатрии и психологии испольчуется в основном вербальная психотерапия (метод свободных ассоциаций, интервью (беседа с пациентом), разрушение привычных стереотипов).

Подчеркивается рациональность и когнитивный подход. Кон­цептуальная модель теоретически ограничена постнатальной биогра­фией и индивидуальным бессознательным, а практически такими терапевтическими механизмами, как воспоминания, или реконструкция прошлого, интеллектуальное и эмоциональное озарение, анализ пе­реноса, эффект интерпретации, разрушение привычных стереотипов и т. д. Отреагирование рекомендуется только при эмоциональных травматических неврозах.

б) Холотропная модель и новая парадигма мышления.

Холотропная терапия (ХТ) — экспериментальная дисципли­на; псе обсуждения проводятся до сеансов, чтобы подготовить паци­ента к предстоящему переживанию, и после сеанса, чтобы помочь ему интегрировать новый опыт. ХТ работает с необычными состоя­ниями сознания. В этом отношении она является продолжением древ­ней традиции. Шаманизм, духовное исцеление, исцеление через транс, ритуалы перехода, мистерии смерти и возрождения и тому подоб­ные процедуры всегда включают изменение состояния сознания — либо самого человека, либо его целителя, или инициатора, а то и обоих сразу. Это открывает доступ к мощным трансбиографичес­ким (выходящим за пределы жизни индивида) терапевтическим механизмам, функционирующим на перинатальном и трансперсональном уровнях психики.

7. РОЛЬ ТЕРАПЕВТА

а) Традиционная модель механистической науки.

Терапевт является активным агентом, определяющим весь тера­певтический процесс благодаря своей подготовке, которая вооружи­ла его необходимыми знаниями и навыками, позволяющими ему разумно и умело вмешиваться в заболевание. У пациента нет необходи­мых ресурсов для борьбы с болезнью, и он целиком зависит от терапевта. В биологических методах (лоботомия, шоковая терапия, фармякологическая терапия) от пациента не требуется иного участия, кроме обратной связи. В психотерапевтических методах пациент принимает участие, но главным действующим лицом является терапевт. В самых крайних случаях это предполагает конкретные советы и ру­ководство, а в ненавязчивых методах — контроль над всем процессом путем регулирования продолжительности сеансов, выработки правил поведения во время сеансов (не "выпендриваться" и т. д.), времени и способа интерпретации, анализа переноса и подавления контрпере­носа и удержания всего процесса внутри некоей концепции (фрейдис­тский, юнгианской, бихевиористской). В фрейдистской терапии пере­нос рассматривается как желательный феномен, жизненно важный для успешного исхода лечения. В академической психиатрии прохожде­ние курса и наличие практики в качестве психотерапевта считается адекватной подготовкой для того, чтобы браться за решение эмоцио­нальных проблем. Концентрация на самопознании и самопонимании не является обязательной, и даже в том случае, когда они имеют мес­то, они ограничиваются поверхностным вербальным подходом.