Смекни!
smekni.com

«От трансперсональной психологии к Любви.» (стр. 21 из 30)

б) Холотропная модель и новая парадигма мышления

Термин "терапевт" используется в исходном греческом значении: "человек, помогающий в процессе исцеления", а вовсе не обозначает человека, который может ответить на все вопросы и "привести боль­ного в порядок". Терапевт — это товарищ по приключению, который сочувствует и разумно помогает естественному процессу исцеления, облегчает и поддерживает его с полным доверием к пациенту, даже если ему (или ей) не всегда понятно, что происходит. Юнг видел роль терапевта в том, чтобы помочь установить диалектическую связь меж­ду Эго и Я (или коллективным бессознательным); именно здесь зак­лючена вековая мудрость, управляющая процессом исцеления.

Терапевт создает поддерживающий контекст и предлагает ме­тод активации психики, но не делает ничего "затейливого" и не тре­бует веры в исход всей операции. Методы холотропной терапии весь­ма просты, им можно научиться за очень короткое время. Истинная компетентность терапевта состоит в умении доверительно соприсут­ствовать при мощном трансформирующем процессе другой личнос­ти, оставаться невозмутимым, чтобы ни случилось, и вселять уве­ренность в пациента. Он не вмешивается в процесс и не интерпрети­рует его, а только облегчает. Терапевт никогда не завершает свое обучение, он всегда учится, поскольку каждый человек исцеляется по-своему и всегда может произойти нечто новое, еще ни разу никем не описанное.

В холотропной терапии не дается никаких специальных инструк­ций по поводу дыхания, для сеансов не предлагается никаких программ и не предполагается никаких указаний относительно вхождения в различные состояния (повторное рождение, родительская регрессия в прошлую жизнь и т. д.). Терапевт работает с тем, что возникает спонтанно, само по себе. Вот что говорит Фрэнсис Воган: "Трансперсональный терапевт определяется контекстом (готовностью принять весь спектр человеческого опыта), а не содержанием терапевтической работы. На первой стадии холотропного сеанса почти все основано на дыхании (пневмокатарсис); вторая стадия предполагает взаимодействие: она сочетает экспрессивную и высвобождающую работу тела с аналитической поддержкой и обменом переживаниями с помощни­ком". Особое внимание уделяется интернализации опыта. Может произойти смешение внутреннего процесса с внешним миром ("перенос"), но оно, как правило, не поощряется. Перенос рассматривается не как желательный прогресс, а как сопротивление. Весь процесс самоогра­ничителен; необходимо поддерживать пациента до тех пор, пока гештальт не закончен. Помощник, облегчающий процесс, не ограничива­ет заранее продолжительность сеанса и не пытается закончить его, пока он сам не достигнет естественного окончания.

8. РОЛЬ ПАЦИЕНТА

а) Традиционная модель механистической науки.

Пациент рассматривается как пассивный объект, целиком зави­сящий от компетентности терапевта. Это особенно заметно в биоло­гических методах терапии (идеал - психиатрическое вмешательство По типу психохирургии), но этот взгляд просматривается даже в наи­более ненавязчивых психотерапевтических методах. Терапевт — это эксперт, объясняющий клиенту, что в действительности означают его переживания и поведение; терапевт гораздо лучше понимает пробле­му, чем пациент. Мало кто осознает, что понимание проблемы и ха­рактер вмешательства далеко не безусловны и в большой степени за­висят от парадигмы; в разных школах степень осознания этого факта различна.

б) Холотропная модель и новая парадигма мышления.

Пациент рассматривается как истинный источник исцеления, и

его побуждают развивать в себе чувство владения собой и независи­мость от помощника. В конце концов именно он (она) и есть настоя­щий эксперт, так как обладает непосредственным доступом к собствен­ным переживаниям. Терапевт обеспечивает поддерживающий кон­текст, предлагает методику, которая может вызвать холотропное состояние, разумно сотрудничает с пациентом, облегчая его спонтанное исцеление и процесс трансформации, и на время пребывания индиви­да и необычном состоянии сознания служит ему вехой реальности. Индивид эмпирически выясняет, что означают его симптомы, осво­бождается от них через переживание и интегрирование материала, лежащего в их основе, и сообщает терапевту свои результаты и от­крытия. Клиент почти постоянно опережает терапевта в частном, но, конечно, не в общем понимании происходящего.

9. ЦЕЛИ ТЕРАПИИ

а) Традиционная модель механистической науки.

Целью является облегчение эмоционального и психосомати­ческого дискомфорта или полное исчезновение симптомов, улучше­ние межличностных отношений и возможное благоприятное пере­структурирование личности. Иногда используются дополнительные критерии, такие, как продвижение по службе, переезд в лучший рай­он — все это указывает на определенные успехи, достигнутые тера­певтом. Фундаментальные ценности окружающего общества и веду­щая философия западной культуры принимаются и редко подверга­ются сомнению.

б) Холотропная модель и новая парадигма мышления.

По-настоящему эффективная и радикальная терапия невозмож­на без глубинной трансформации личности, которая влечет за собой открытие духовного опыта, смену фундаментальных ценностей и ста­новление философии и поведения, абсолютно отличных от тех, кото­рые являются ведущими в господствующей культуре. Возникающий духовный опыт не относится к определенному типу, он мистичен и универсален по природе. Новая иерархия ценностей не навязывается терапевтом, но формируется естественным образом во время процес­са исцеления. Она включает чувство планетарного единства, экологи­ческую озабоченность и призвание к служению. Гораздо менее важно отсутствие симптомов, чем отношение к ним и способность конструк­тивно работать с ними (идея Юнга об активном диалоге с бессозна­тельным через символы). Постоянное выявление симптомов происхо­дит гораздо более драматично, чем в традиционной терапии, но на первый план выходят такие проблемы, как более плодотворная жиз­ненная стратегия, самопознание, трансформация личности, духовные и философские поиски и эволюция сознания.

10. ПРИРОДА РЕАЛЬНОСТИ

а) Традиционная модель механистической науки.

История вселенной — это история развивающейся материи. Жизнь, сознание и творческий разум — побочные продукты этого процесса. Вселенная — гигантская механическая система, управляе­мая причинно-следственными закономерностями и набором установ­ленных естественных законов. Она доступна человеческому разуму.

б) Холотропная модель и новая парадигма мышления.

Вселенная — это бесконечно сложное устройство, с самого нача­ла предполагающее участие космического разума как решающегофактора развития. Сознание — не частный побочный продукт мате­риального космоса, но исходный атрибут существования, вплетенныйв саму ткань космоса. Предметный мир холотропного сознания —лишь одна из многих эмпирических областей.

Теория холотропной терапии пытается установить мосты меж­ду различными научными дисциплинами (принадлежащими к новой парадигме, а не к традиционной механистической науке), но при этрм. рассматривает любую теоретическую конструкцию как исходно относительную и в конечном счете произвольную. Феноменология и целительная сила личностных переживаний сами по себе заслужива­ют уважения, и их не нужно смешивать с проблемами онтологической достоверности и убеждений (например, переживания предыдущих ре­инкарнаций интересны сами по себе, независимо от того, правда ли, что индивидуальное сознание продолжает существовать после био­логической смерти).


Приложение 4:

Ю. Н. Чередниченко «Реинкарнационный онтогенез…».

Диссоциативные состояния сознания (экспериментальное исследование).

На первом этапе наших исследований была поставлена задача поиска оптимального способа трансцендирования сознания в направлении расширения поля пространственно-временного восприятия с одновременной депривацией внешнего соматосенсорного шума, что создает условия тематически направленной фокусировки. Известно, что наиболее эффективным из известных способов является глубокое гипносуггестивное погружение в трансовые состояния (сомнамбулизм). По понятным причинам эта методика не может быть широко употребимой, ввиду неодинаковой гипнабельности пациентов, их настороженному отношению к гипнотическому воздействию, трактуемого как попытка внедрения в сознание чужой воли, сопровождающееся внутренним неосознанным сопротивлением. Другие известные методики такие как аутотренинг, различные виды медитаций, rebirdthing, ganzfield и т. д. мало приемлемы из-за необходимости длительного периода обучения. В работе С. Грофа [87] обобщен многолетний опыт медикаментозной психотерапии с использованием психотомиметических (галюциногенных) препаратов (LSD-25). Показана их высокая эффективность практически в 100% случаев с широким спектром трансценденции сознания. Однако, в конце 60-х годов, ввиду широкого и неконтролируемого злоупотребления препаратом, распространившимся на Западе, он был исключен из реестра фармакопеи и запрещен для применения. Последующие модификации немедикаментозных индукций, предложенные С. Грофом (холотропическая дыхательная техника сопровождающаяся интенсивным музыкальным воздействием в стиле шаманизма и суфизма) также далека от идеальной в связи с нефизиологичностью воздействия на дыхательную систему, недостаточной и индивидуально непрогнозируемой глубиной вхождения в трансовое состояние. Главным недостатком методики Грофа с точки зрения психоэкологии является проведение коллективных сеансов с возможностью перекрестных трансперсональных обменов в группе на возможность которых указывает Р. Моуди, исходя их своей личной практики [27]. Методы физической стимуляции зрительного и слухового анализаторов [98] являются на сегодня наиболее перспективными, если их сочетать с фоновой вербальной суггестией. Ввиду их малой травматичности и практического отсутствия противопоказаний они могут быть использованы практически у любого контингента пациентов терапевтического профиля (за исключением больных, страдающих эпилепсией).