Смекни!
smekni.com

«От трансперсональной психологии к Любви.» (стр. 6 из 30)

Множество состояний, диагносцируемых сегодня как психозы и лечимых медикаментозными средствами, являются в действительности кризисами духовного роста и психодуховной трансформации. Если правильно понять их смысл и поддерживать его раскрытие, то они могут развиваться в процесс эмоционального и психосоматического исцеления, личностного роста и развития.

По Грофу, травма рождения, смерть и рождение, мистерия смерти, являются прототипом (или фундаментальной психологической структурой), которая активируется всякий раз, когда мы сталкиваемся с ситуацией угрозы жизни или проходим любые другие экстремальные переживания. Эта структура активируется в нас каждый раз, когда мы делаем некое сверхусилие к тому, что называют ростом, индивидуацией, раскрытием, творчеством. Пройдя через перинатальный опыт, мы подключаемся к гигантским полям переживаний, которые не случались с нами конкретно как с отдельными существами, но происходили с нами, как с принадлежащими к роду Человек, роду Живых, к роду существ, населяющих эту планету, в которых в свернутом виде содержится вся история живого и неживого. (Козлов, Майков 2000 г. стр. 217-218)

Физиологическая основа этой групповой психотерапевтической практики в интенсивном (глубоком и/или частом) дыхании, которое насыщает кровь кислородом. Приток такой крови к головному мозгу вызывает у людей переживания[2] (биографического, перинатального или трансперсонального характера). В тех редких случаях, когда участники отмечают, что не «вошли в контакт с переживанием» – не осознали – эти случаи не значительно по форме, но значительно по содержанию, отличаются от случаев, когда человек испытал переживания, но не запомнил их.

Еще раз приведем полюбившуюся аналогию с творением художественного полотна: «холст» – то, что было описано – насыщение крови кислородом; «грунтовка» – музыка, специально подобранная (подразделяется на пять частей: энергизация, барабаны, драма, завершение и созерцание, звучит приблизительно по 20 минут каждая). Часто участники отмечают ощущение неслучайности смены музыкальных фрагментов (хотя музыкальная установка настроена на случайный выбор треков). Свобода движений, ориентация на мельчайшее побуждение, двигательный импульс, призвана «вытащить» блокированные двигательные паттерны. Опытный ведущий без особого труда замечает признаки стандартных паттернов, усиливая интенсивность и амплитуду движений, помогая им высвободиться. Часто это – колебательные движения головой (как стандарт – неприятие, отвержение), перекатывание тела (как правило – активизация жизненных усилий), движения руками (утверждающий стук об пол – « и всё-таки так», сгибание и разгибание в локтях), сжимание и разжимание пальцев в кулак. Атмосфера свободы разблокирует движения, что вызывает сопряженные с ними переживания, повторное проживание которых (особенно в случаях осознания – а таких подавляющее большинство) разряжает психологический заряд проблемы. Можно предположить, что именно этот заряд блокировал рождение новых, иных, более адекватных паттернов поведения (внутреннего реагирования).

От других дыхательных техник (ребьёфинг, ванвейшен, свободное дыхание)[3] холотропное дыхание отличается двух-этапной сессией, участники делятся на «ситтеров» и «холонавтов», на втором этапе меняются ролями («холонавт» – активно дышащий участник, «ситтер» – сиделка, оберегает тело «холонавта», старается подключиться к его процессу). Отличается уже упоминавшейся музыкой, хорошо насыщающей зал, свободой от указаний, «как дышать» (только интенсивно), свободой от гипнотической направленности – куда двигаться в переживаниях, плавным выходом в благоприятную, насыщенную вниманием и любовью «ситтера» обстановку, чутким отношением к переживаниям, уделением особого внимания интеграции переживания – рисованием «мандал» и свободным обменом впечатлениями после дыхания. Все вышеперечисленное можно назвать «грунтовкой». И хоть холст и грунтовка – фундамент картины, суть ее в другом, и для дыхания этим является - предварительный настрой, помощь в углублении в тему переживания, интеграция извлеченного материала.

Здесь мне кажется уместным привести модели-метафоры процесса холотропного дыхания, которые я обычно использую для иллюстрации (их образность намеренна):

1. Аудильная. Групповой процесс семинара – это симфоническое произведение, исполняемое оркестром: резонансность (один усиливает другого), отличие партитур, звучаний инструментов, тем; богатство возможностей различных инструментов[4], и в то же время общность симфонии.

Существует начальный этап настройки инструментов и слаженности звучаний (процессы и упражнения до семинара), потом включаются процессы самоподстройки и самосинхронизации, когда музыка оркестра начинает приглушать фальшивое звучание некоторых инструментов и способствует самораскрытию возможностей каждого

Соблазнительно, но, на мой взгляд, неверно, видеть в ведущем дирижера: дирижёр знает партитуру и темы каждого музыканта, ведущий – нет.

2. Кинестатическая (запаховая)[5].

Если распылить в помещении освежитель воздуха «Гвоздика», кто-то ассоциирует запах с дезодорантом, кто-то вспомнит цветы, кто-то специи или состояние опьянения после глинтвейна, кто-то ничего не почувствует. Важно, что запах - более катализатор, чем причина воспоминаний, переживаний, состояний, и то, что все участники процесса – создатели симфонии запахов. Конечно, «запахи, производимые человеком» большинство настроит не на позитивные ассоциации, хотя существует и «запах волос любимой», однако запаховая метафора очень информативна для прояснения процессов, называемых «тонкими»: взаимопроникновение, разная сила (например веры), синхронное усиление (при одинаковой устремлённости и одновременности), ослабление с расстоянием и т.п.

3. Визуальная модель (картина) уже приводилась, здесь акцентирую внимание на других штрихах: процесс можно представить как создание экспозиции из картин разных авторов. Важна неоцениваемость (правильно – неправильно, хорошо – плохо) личных картин (переживаний) участников. То, что вызывает оценочные и интерпретативные разбирательства, чаще всего (на мой взгляд – всегда) и ошибочно, и непродуктивно. Картина, как художественное творение, может дать и даёт инсайтное постижение, интуитивное прочувствование – то, что принципиально неформализуемо (формализация предельно редуцирует «выплёскивает с водой ребёнка из корыта»). Для получения «информации» (?) от картин нужен опыт коммуникации с ними, как с неделимыми квантами, который должен восприниматься и храниться не в виде слов и понятий, но в виде ощущений. Формализующая квазиясность оборачивается неузнаваемой кривизной «отражения». Важный аспект этой модели – причинно-следственный связи: семинар одновременно и картина и процесс создания картины. Картина – целостность: и с момента возникновения образа до реализации, и в её фрагментах – выделение, что есть причина – условность (сегодня причина для завтра не в меньшей степени, чем наоборот. Связь фрагментов - в гармонии, целостности, красоте.). Картина в той же мере рисуется участниками, как и разворачивается, будучи уже нарисованной

– Таким пониманием я руководствуюсь, когда пытаюсь сформировать отношение к переживаниям, возникающим в ходе процесса и в ходе обсуждения – интеграции. (Иное, что часто самым удачным способом направить процесс в русло признания безусловной, безоценочной, безинтерпретационной ценности переживаний, оказывается не прерывание оценок и интерпретаций, но наоборот – предоставление возможности группе ощутить непродуктивность такого типа обсуждений. В создании атмосферы главная задача ведущего – верить, что он контролирует происходящее).

.

КАРТА ПРОТИВОПОКАЗАНИЙ ДЛЯ УЧАСТИЯ В ХОЛОТРОПНОМ ДЫХАНИИ


Состояние


Причина противопоказаний


Кардиоваекулярные проблемы или высокое кровяное давление


Переживание может быть физическим или эмоциональным стрессом


Беременность


Оживление опыта собственного рождения может сработать как триггер маточных сокращений


Эпилепсия


Существует опасность, что эмоциональный или физический стресс может послужить триггером для припадка


Глаукома


Оживление опыта рождения или другого стрессового опыта может увеличить внутриглазное давление


Недавние операции, переломы


Интенсивные движения могут повлиять на недавние травмы


Маниакально-депрессивный психоз, параноидальный психоз


Состояние необычного сознания может стать триггером маниакального эпизода; параноидальные проекции затрудняют интеграцию внутреннего психологического материала.


В главе о трансперсональной психологии приводился перечень трансперсональных переживаний. Как уже отмечалось, в холотропном дыхании участники встречаются не только с собственно трансперсональными переживаниями. Поэтому мне кажется ценным предложить перечни возможно различных срезов: кроме приведённой ниже классификации, в приложении № есть классификация Чередниченко. Не классифицированный массив будет приведён далее в главе «Из материалов сессий». Здесь же важно обратить внимание на понятие системы конденсированного опыта (СКО), которое выводит на один уровень биографические, перинатальные и трансперсональные переживания. Я иногда их называю сопряжёнными переживаниями.

1. СЕНСОРНЫЙ ОПЫТ И МОТОРНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ

Преодоление сенсорного барьера

В начале погружения в необычные состояния сознания появляются странные, иногда сильные ощущения (цвет, вкус, синестезии). Они возникают без символического соответствия.