- найти себе партнера по дыханию, попытавшись протанцевать с некоторыми участниками часть танца и определив, с кем приятнее;
- то же, но с закрытыми глазами;
- танцы в парах, один с закрытыми глазами, другой зеркально повторяет его движения и иным образом «подстраивается». Потом меняются ролями;
- танцевать, полностью отпуская тело, предоставляя ему двигаться, как оно хочет, принимать любые позы;
- в любой момент – команда «стоп» и перевод внимания на себя, тело, дыхание и т.п.
2. Театрализованные:
- каждый выбирает себе роль Пугающего или Боящегося, не вербально взаимодействует с другими, потом роли меняются;
- то же, но в ролях Высокомерного и Униженного;
- в кругу двое не вербально разыгрывают сцену: один - Святой, другой – Искуситель.
-Другие варианты (не легкое): один занимает позицию выше и обвиняет («родитель»), другой – ниже и оправдывается («ребенок»).Вербально. Меняются ролями (с другими);
- двое сцепляются руками – рычат и толкают друг друга, кто сильнее. Пробуют свои силы с разными партнерами (смеху нет предела, и удивительное открытие, что побеждает не физическая сила);
- «слепить» фигуру (один как манекен, другой – творец);
- «конкурс фигур» - на какую-то тему;
- «освобождение». Участник показывает, что его закрепощает в жизни, подбирает из присутствующих тех, кто подходит для этой роли. Они держат его руки, ноги, туловище, голову («закрепощают»). Кто-то (что-то?) символизирует называемую(?) цель (хорошо - симпатичный представитель противоположного пола), оставшиеся – шумящие, мешающие «тернии». Человек освобождается и прорывается к «Цели», которая радостно его встречает;
- разыграть сон, жизненную историю, миф. В первых двух случаях «автор» выбирает и «посвящает в герои» своего (например) сна, режиссирует, репетирует действо. Наконец оно проигрывается самостоятельно, рассказчик – зритель.
В обсуждении: герои рассказывают, что они чувствовали, рассказчик задает вопросы. Потом герои сообщают, что они хотели бы сказать или пожелать рассказчику.
Обрядовое развоплощение и символическое стирание картины – танец, «броуновское движение» и др. Можно разбиться на группы по 4-5 человек и каждая выбирает, репетирует и разыгрывает миф или историю;
- «Слепой - поводырь» - удачно для выбора места холонавта («слепой»).
3. Медитации:
- на любовь: прочувствуйте, как умеете дарить любовь и принимать ее. (Близкие, Природа, Бог). (Интересен часто встречающийся инсайт: дарить любовь и принимать ее – одно и то же);
- на свободу;
- загляните в комнаты – каждый год вашей жизни (от начала или от конца);
- в шаманском стиле: побывать в подводном, подземном, воздушном царстве, встретить свое животное Силы (которое подойдет к тебе 3 раза). Позже в танце воспроизвести движения этого животного;
- взойти на гору и побеседовать с мудрым старцем, святым.
4. Голосовые и телесные:
- издать звуки из гортани, груди, живота;
- в кругу окликнуть кого-то, как будто он далеко;
- подходя друг к другу, издать какие-то звуки (спеть), найти свой дуэт;
- массаж: себя, холонавт - ситтера, ситтер – холонавта.
- сесть в круг, массировать спину впереди сидящего, концентрируя внимание на партнере; повернуться, продолжать массаж, концентрируя внимание на своих ощущениях; еще раз повернуться, стараясь наблюдать и те, и другие ощущения;
- сыграть мелодию на спине партнера: вдохновенно, или так мягко, чтобы у «инструмента» всегда оставалось сомнение, касаются ли его и где;
- поднести руку к стопе партнера, наилегчайшим образом прикоснуться к ней на несколько секунд и отвести на исходную позицию (приблизительно 20 сантиметров от стопы) Длительность упражнения не менее 5 минут. Обоим следить за ощущениями…
- очень мягко «поиграть» кистью, рукой, стопой, головой партнера, добиваясь, чтобы он расслабил конечность, не способствовал и не препятствовал бы плавным движениям (в стиле танатотерапии);
- танцуют части тела, лицо по отдельности, потом все вместе;
- стоя в кругу, положив руки на плечи рядом стоящих, раскачиваться, найти общую мелодию;
- стать в тесный круг, обдуть теплом своего дыхания тех, кому пришлось тяжелее других в сессии (например, ведущего :-) ), или вновь прибывших;
- то же, пропев 3 раза ОМ.
5. Разные.
- ощутить смерть, передавать другому предмет – смерть (например, яблоко). Ощутить эмоции при получении и при передаче. Освободившийся от яблока уходит из круга («умирает»). Обсуждение;
- аналогично - ощутить любовь, передать другому предмет – Любовь. Передавший сохраняет в себе чувство любви, остается с Любовью. (В случае, когда я «проводил» это «действо», «предметом» стала икона Божьей Матери. Рассказать происшедшее невозможно);
- последний танец (в завершение семинара): каждый подходит к каждому и говорит первое пришедшее на ум (но доброе!) пожелание.
В заключение привожу упражнения Райха, они лежат в основе работы с телом, применяемой в холотропном дыхании.
Глубокое дыхание. Режим дыхания предлагается психотерапевтом. Пациент может ощутить прилив энергии как покалывание и «мурашки».
Глубокий массаж. На зажатые мышцы оказывается давление. Иногда необходимо ущипнуть напряженные области, чтобы расслабить их.
Экспрессия лица. Пациент «строит мины», выражая определенные эмоции и одновременно поддерживает зрительный контакт с терапевтом и определенный режим дыхания.
Работа с грудной клеткой. Терапевт надавливает на грудную клетку, а пациент выдыхает воздух или кричит. Этот вид работы с телом снимает блокады дыхания.
Конвульсивные рефлексы. Конвульсия «пробивает» панцирь. Терапевт может использовать в своей работе расслабляющее действие кашля, зевания и т.д.
Позы, вызывающие напряжение. Чтобы разбудить тело, можно использовать напряженные позы. Это может привести к судорогам или клонусу, что также помогает «пробить» панцирь тела.
Активные движения. Терапевт предлагает пациенту «пинаться», топать или энергично двигать различными частями тела. Это «расслабляющее» упражнение.
Глаза. Могут иметь бездумное и омертвевшее выражение. Терапевт предлагает пациенту, чтобы тот делал вращательные движения глазами в одну и в другую сторону и широко раскрывал глаза как от неожиданного удивления.
Рот. Эта область охватывает мышцы подбородка, горла и затылка. Чтобы их расслабить, терапевт просит пациента плакать, кричать, делать сосательные и другие всевозможные движения губами.
Шея. Чтобы расслабить напряжение в этой области, можно использовать крик и завывание.
Грудная клетка. Когда пациент дышит или смеется, обнаруживается панцирь этой области. Сдерживание дыхания приводит к подавлению эмоций. Для их освобождения терапевт может требовать определенных движений рук и плечей.
Диафрагма. Панцирь в этой области проявляется в осанке. Позвоночник может быть наклонен вперед, затрудняя выдох. Этот панцирь можно ослабить дыхательными упражнениями и так называемым рвотным рефлексом.
Живот. Эта часть охватывает плечи и мышцы живота, которые часто напряжены, если пациент имеет склонность к оборонительным поступкам. В этой области необходимо расслабить панцирь.
Таз и ноги. При сильном панцире таз отодвигается назад и может выступать, что является признаком глубоко вытесненного беспокойства. Кроме того, неподвижность таза тормозит сексуальную экспрессию и наслаждение. Пациента могут попросить, чтобы он ударялся тазом о топчан или бил ступнями о землю до тех пор, пока не появится чувство освобождения.
Таким образом, райховская терапия приводит к систематическому расслаблению напряжений тела.
Ее целью является свободное протекание энергии. Это попытка достичь при работе с телом того, что фрейдовская терапия стремится добиться работой с сознанием. ( Друри. )
6. Из материалов сессий.
На семинаре (холотропное дыхание) ко мне подходит женщина, которая прошла внутренне очень сложный и глубокий процесс: возникающие рыдания (чувства) подавлялись, как это часто бывает, на уровне горла (и груди), однако, само подавление воспринималось как нечто очень глубоко встроенное, пустившее корни (распределённое). [ Обычно сдерживание локализовано – это блок, плотина, противостоящая потоку эмоций. Тогда прорыв плотины – и в этом часто нужно помочь – рождает осознание что (какие установки и обстоятельства) какие чувства сдерживало. Катарсис, постижение разряжает аккумулятор, питающий привычный неблагоприятный паттерн поведения. ] Хоть процесс не сопровождался бурной двигательной активностью, я интуитивно уделял женщине внимания больше, чем другим. («Ситтер» – опытный мужчина, прошедший около 15 сессий, даже сделал мне замечание, мол излишне включился в процесс, оттеснив его.) На обсуждении[6] женщина не без усилия рассказывает о сексуальном использовании её отцом (страх, кровь, стыд), о похожем поведении мужа, унижавшем её и выгнавшим с ребёнком на улицу. О ситуации выбора на данный момент: когда из двух ухажёров её привлекает не более обходительный и расположенный к ней человек, но грубый и унижающий. Она поняла, что детский опыт взаимоотношений с отцом как бы загипнотизировал её на роль жертвы и похожие ситуации. Женщина подошла ко мне до обсуждения, рассказав это со стандартными эмоционально насыщенными вопросами: почему? За что? Для чего? Также стандартно не имеющими ответов[7]. Я говорю ей плоские (впрочем, неизменно действенные) фразы о том, что то, что человек переживает, и из чего он выходит (только надо выйти!), становится истинным капиталом, он становится способным (на физическом и духовном планах) вывести других из подобного. И в этом смысле жизнь (и судьба) – это подвиг самопожертвования (нередко и выбор) души. (Противопоставляя это видение взгляду, что жизнь - это кредит, который человек должен отработать.) Я говорю это женщине, и, вдруг, меня пугает мысль, что, несмотря на её эмоциональное осознание, её паттерн (назовём его так)[8] навряд ли позволит ей быть счастливой с любящим её человеком. Надежду вселяет синхронизм её появления на дыхательной сессии: она приехала на неё автостопом из города отдалённого на 200 км с очень удачным попутным маршрутом, почти на час позже, но обстоятельства задержали начало сессии как раз до момента её появления в зале.